Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран

Задачи курсовой:
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.

Объект – привлечение иностранных инвестиций.

Предмет – механизм государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Для стимулирования бизнеса Мингорисполком ежегодно принимает целевые программы  поддержки малого бизнеса – это прямое кредитование, частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей.

     С целью стимулирования бизнеса создан Центр поддержки предпринимательства, а также два Инкубатора малого предпринимательства.

     Работает  свободная экономическая зона с  преференциальными условиями деятельности – свободная экономическая зона «Минск».

     В Минске действует около 3000 предприятий  с иностранными инвестициями, что составляет около 10% общей численности коммерческих организаций.

     Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов. Экономика города по своей  структуре, масштабам производства является экспортоориентированной. Перспективы своей экономики город связывает с инновационным развитием и мобилизацией информационных ресурсов. Высококвалифицированная рабочая сила обладает опытом работы на современных предприятиях.

     На 1000 человек, занятых в реальном секторе  экономики, приходится около 450 работников с высшим и средним специальным образованием. Такая высокая квалификация работников достигается благодаря созданной системе подготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение и других.

     Минск является привлекательным, безопасным и что самое главное перспективным  и выгодным местом для иностранных  капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе - России, Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерланд и т.д.

     Информация  о налоговой системе Республики Беларусь в части содействия привлечению  иностранных инвестиций. Иностранным  инвестициям на территории Республики Беларусь и создаваемым с их участием юридическим лицам Инвестиционный кодекс Республики Беларусь гарантирует не менее благоприятный правовой режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования, в том числе и в части налогообложения.

     В отношении предприятий с иностранными инвестициями в полном объеме применяются  все положения налогового законодательства Республики Беларусь, в том числе  и в части возможности использования  действующих налоговых льгот. При  этом каких-либо запретов, ограничений в отношении применения налоговых льгот либо дополнительных обязанностей для иностранных инвесторов налоговым законодательством Республики Беларусь не установлено.

     Взносы  учредителей в уставные фонды  предприятий, создаваемых с их участием в Республике Беларусь, не подлежат налогообложению.

     Налогом на доходы, по пониженной ставке 15 процентов (по дивидендам, полученным белорусскими инвесторами от белорусских предприятий, ставка налога установлена в размере 24 процентов), облагаются дивиденды и приравненные к ним доходы иностранных юридических лиц, являющиеся результатом распределения в их пользу прибыли, полученной созданными с их участием предприятиями.

     Аналогичным образом ставка подоходного налога в отношении дивидендов, полученных из источников в Республике Беларусь иностранными инвесторами-физическими лицами, установлена также в размере 15 процентов.

     Привлекательным с точки зрения налогообложения  является инвестирование средств в  государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка, ценные бумаги местных целевых облигационных жилищных займов, а также корпоративные облигации, выпущенные в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г., доходы по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождены от уплаты налога на доходы.

     При таможенном оформлении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для  изготовления экспортной продукции, в  отношении которых подлежащие уплате суммы таможенных пошлин не превышают 10 процентов от их таможенной стоимости, таможенными органами предоставляется отсрочка уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость до шести месяцев - до двенадцати месяцев со дня выпуска этих товаров для свободного обращения без уплаты процентов за ее использование.

     В случае вывоза данных товаров в составе  готовой продукции в указанные  сроки за пределы таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации  таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются.

     При таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей на весь срок действия договора лизинга, но не более, чем на пять лет.

     В целях создания благоприятных условий для организации нового производства, технического переоснащения и модернизации действующего производства в Республике Беларусь ежегодно принимается нормативный правовой акт, предусматривающий установление на временной основе ввозной таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов в отношении товаров согласно прилагаемому к данному нормативному правовому акту перечню, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь.

     Созданные с участием иностранных инвесторов предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в Республике Беларусь, наряду с прямыми льготами пользуются также всеми льготами, предоставленными законодательством Республики Беларусь для налогоплательщиков на территории Республики Беларусь.

     Например, при исчислении налога на прибыль подлежат льготированию суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Под этим понимается капитальное строительство в форме нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств и других объектов основных фондов.

     Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд названных выше коммерческих организаций с иностранными инвестициями освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость.

Заключение

 

     Анализ  государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику позволяет сделать несколько выводов.

     Прежде  всего, от развития иностранных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

     Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

     Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

     Поэтому перед нашим государством стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

     Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства на осуществление  инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Список  используемых источников

     1.Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие/Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевземок и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 196с.

     2.Финансирование  кредитование инвестиций: Учеб. пособие.  – Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2004. – 160с.

     3. Организация и финансирование  инвестиций: Крат. Курс лекций/ Е.П. Семиренко. – Мн.: БГЭУ, 2004.- 126с.

     4. Экономический бюллетень НИЭН  М-ва экономики РБ №9 2008г.

     5. Белорусский  экономический журнал  №2 2008г.

     6. Белорусский  экономический журнал  №3 2008г.

     7.Инвестиции. Экономика предприятия: учебное  пособие. / Под ред. Сергеева И. – М.: «Финансы и статистика», 2000 – 134 с.

     8. Глазьев С. Пути преодоления  инвестиционного кризиса. - Вопросы  экономики, 2000, № 11. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1. –  Основные показатели, характеризующие  инвестиционную деятельность*

Показатель 1995г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Валовое накопление                  
млрд  руб. 30047,4 2319,9 4080,5 5796,6 9124,5 14331,3 18518,4 25511,4 31893,6
% к  предыдущему году 71,3 114,7 101,9 102,4 125,9 129,3 113,2 132,3 114,0
% к  ВВП 24,8 25,8 24,1 22,3 25,1 29,7 27,9 32,6 33,9
В том числе:                  
валовое накопление                  
основного капитала                  
млрд  руб. 29984,2 2301,9 3893,0 5746,4 8683,5 12656,6 17253,6 23511,2 29590,3
% к  ВВП 24,7 25,6 23,0 22,1 23,9 26,2 26,0 30,0 31,4
% к  объему валового                  
накопления 99,8 99,2 95,4 99,1 95,2 88,3 93,2 92,2 92,8
изменение запасов                  
материальных  обо-                  
ротных  средств                  
млрд  руб. 63,2 18,0 187,5 50,2 441,0 1674,7 1264,8 2000,2 2303,3
% к  ВВП 0,1 0,2 1,1 0,2 1,2 3,5 1,9 2,6 2,5
% к  объему валового                  
накопления 0,2 0,8 4,6 0,9 4,8 11,7 6,8 7,8 7,2
Инвестиции  в основной                  
капитал                  
млрд  руб. 22382 1809 3049 4485 7131 10783 15096 20374 25267
% к  предыдущему году 69,3 102,1 96,5 106,0 120,8 120,9 120,0 132,2 115,1
% к  ВВП 18,4 19,8 17,8 17,2 19,5 21,6 23,2 25,7 26,3
Объем порядных работ                  
млрд  руб. 15280 1090 1933 2731 4145 6031 7961 10618 13154
% к  предыдущему году1 79 88,6 102,5 107,7 114,9 114,9 114,1 120,4 113,0

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2. Структура  инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2004 – 2007гг., %*

Источник  финансирования 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Консолидированный бюджет 19,6 25,8 26,0 26,0
Внебюджетные  фонды 6,4 0,2 0,3 0,2
Собственные средства организаций 45,2 44,0 41,2 41,6
Заемные средства других организаций 0,7 2,0 1,9 0,8
Средства  населения 8,3 7,9 7,2 7,9
Иностранные источники        
(без  иностранных кредитов) 2,7 1,6 0,9 0,7
Кредиты банков 14,3 15,0 18,9 19,6
Прочие  источники 2,8 3,5 3,6 3,2
ВСЕГО 100,0 100,0 100,0 100,0

Информация о работе Иностранные инвестиции