Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран
Задачи курсовой:
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.
Объект – привлечение иностранных инвестиций.
Предмет – механизм государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:
Расширению инвестиционных
Кроме того, для создания благоприятного
инвестиционного климата
Структурная политика на втором этапе (2011–2020 гг.) предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования.
Важнейшим инструментом структурной политики является реализация государственных целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств. Государственная инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.
Важным направлением инвестиционной политики государства является создание в стране новых производств на уровне V–VI технологических укладов в приоритетных отраслях экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, что обеспечит формирование конкурентной среды. Инвестиционная активность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищное строительство, образование, спортивные сооружения и др.). Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:
Целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечение их в качестве инвесторов. Предусматривается, что по сравнению с динамикой ВВП (2,8–3,2 раза за 2001–2020гг.) рост инвестиций в основной капитал составит 4,0–4,6 раза, в том числе за 2006–2010гг. – в 1,4–1,5 раза, за 2011–2020гг. – в 1,7–1,8 раза. Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26–27% в 2020г. против 21–22% в 2005г.
Стратегическая
цель инвестиционной политики на 2006–2010
гг. состоит в мобилизации и
эффективном использовании
Объем инвестиций в основной капитал за 2007г. составил около 12 млрд. долл. США, такой объем инвестиций был освоен за 2001–2004гг., вместе взятые, или равен всему объему валового внутреннего продукта республики за 2002г.
Территориальное размещение иностранных инвестиций в период с 2004 по 2007гг. характеризуется четко выраженной концентрацией в г. Минске. Общий объем поступлений инвестиций из-за рубежа в 2007г. в г. Минске составил 2 744 млн. долл. США (на 2,4% больше по сравнению с 2006 годом).
Из них прямые иностранные инвестиции составили 531 млн. долл. США (в 3 раза больше по сравнению с 2006 годом).
При этом наибольшими темпами шло освоение инвестиций за счет иностранных источников, рост которых к уровню 2006г. составил 129,9%. Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.
Реализация
таких проектов будет осуществляться
с государственной поддержкой в
установленных
В
последние годы наблюдается устойчивая
тенденция роста притока
На долю промышленности приходится от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений.
Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений составляет около 30 %).
В 2007г. на третье место вышел транспорт.
Суммарный удельный вес названных трех секторов экономики Республики Беларусь в общем объеме иностранных инвестиций в 2004–2007гг. увеличился с 51% до 80,8%.
В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ в 2007г. приходится 33,8% от их общего объема (в 2006г. — 10,4%), причем вклад России в данный показатель составляет 99,2%. Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в 2007г. в Республику Беларусь из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов.
На эти семь стран приходится свыше 55% поступивших зарубежных капиталовложений.
Сегодня можно выделить следующие причины, по которым выгодно инвестировать в экономику Республики Беларусь:
выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для стран Таможенного Союза;
высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два европейских транспортных коридоров);
стабильная социально-политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);
низкий уровень преступности и коррупции;
один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;
наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства;
развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс.
В Беларуси создан Парк высоких технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций. Резиденты парка имеют ряд преференций, в том числе, освобождение от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.
Наряду со стабильной внутриполитической обстановкой, низким уровнем преступности и коррупции, отсутствием конфликтов межнационального или религиозного характера, эти показатели привлекают в страну с каждым годом все больше инвесторов.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом.
И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
В
соответствии с белорусским
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих большое значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии и льготы Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.