Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран
Задачи курсовой:
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.
Объект – привлечение иностранных инвестиций.
Предмет – механизм государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал начиная с 1992г. катастрофически падал (в 1995г. он составил к уровню 1990г. лишь 39%). С 1997г. инвестиционная и строительная деятельность в государстве активизировалась. В 2007г. объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,7 раза к уровню 1995г. и в 2,6 раза к уровню 2000г.
В 1995-2000гг. рост валового накопления равнялся в среднем за год 19,4%, а расходы на конечное потребление - 26,6%, в 2001-2005гг. - соответственно 31,7 и 32,6%. Для преодоления дефицита инвестиций потребовалось сокращение расходов на конечное потребление, в том числе расходов государственного бюджета. В 2007г. использование ВВП на конечное потребление увеличилось по отношению к 2005г. на 21,3%, а валовое накопление основного капитала - на 57,9%.
Актуальность и острота
Одной из основных задач социально-экономического развития является создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу.
По уровню пороговых значений экономической безопасности, установленному НАН Беларуси, доля инвестиций в основной капитал должна быть не менее 20% от ВВП. В 1990г. этот уровень составлял 21,5%, затем пошло снижение удельного веса инвестиций в ВВП и в среднем он составил в 1995-2003гг. 18,6%, в 2006г. — 21,6, в 2005г. - 23,2, в 2006г. - 25,7, в 2007г. - 26,3% (см. приложение 1).
Экономическая эффективность инвестиций зависит от источника затрат, направления их использования (расширение, реконструкция существующих фондов, новое строительство), технического уровня реконструируемых или вновь создаваемых основных фондов, от назначения или использования последних. Основными источниками увеличения объемов вложений по-прежнему остаются внутренние инвестиции - 24481,9 млрд руб. Их доля в общем объеме инвестиций республики в 2007г. составила 97% (в 2006г. - 97,4%). Собственные средства юридических лиц оцениваются на уровне 10440 млрд руб., рост к 2006г. на 8,1%.
Кредитная
поддержка банками
Участие консолидированного бюджета в финансировании инвестиционной деятельности сохранилось в 2007г. на уровне 2006г. (см. приложение 2).
2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций
Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Иностранные
фирмы инвесторы
Получили
распространение кредитно-
Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.
На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль над инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.
Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.
Важным направлением федерального регулирования иностранного инвестирования является и защита технологической базы США. Она осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической информации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную информацию.
Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля над инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над экономикой, следовательно, и угрозу национальной безопасности.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.
3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций
Достижение
целей программы социально-
Стратегическая цель инвестиционной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ и других горизонтально-интегрированных (кластерных) структур. На первом этапе (2006–2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиций целесообразно осуществить реализацию следующих мероприятий: обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях; разработать концепцию финансово-промышленных групп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь; обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов; заработать необходимый пакет мер по учреждению в республике венчурных фондов; создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных фондах. Развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономических условий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений, притоку иностранного капитала, в том числе вывезенного из страны. В этот период следует принять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций, которые позволили бы провести модернизацию и реструктуризацию отечественной промышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, с использованием новейших технологий, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и экономики в целом.
Для привлечения инвестиций в
экономику необходима