Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в определении значимости иностранных инвестиций и в раскрытии их правового режима.
Задачами данной работы являются: 1. Раскрытие сущности иностранных инвестиций и определить их значение в мировой экономике.
2. Выявить виды, режимы инвестирования.
3. Дать характеристику основным формам иностранных инвестиций.
4. Рассмотреть правовое регулирование иностранных инвестиций в мировой экономике и в РФ.

Содержание

Введение 3-5
Глава I. Сущность иностранных инвестиций
1.1 Понятие иностранных инвестиций 6-10
1.2 Виды инвестиций в экономике 11-17
1.3 Режимы и формы инвестирования 18-23
Глава II. Правовое регулирование иностранных инвестиций
2.1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в мировой
экономике 24-27
2.2 Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации 28-33
Заключение 34-37
Библиографический список 38-39

Работа содержит 1 файл

курсовой проект инвест.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 Упомянутый режим  «не будет менее благоприятным,  чем режим, который предоставляется  капиталовложениям собственных  инвесторов или инвесторов любого третьего государства». «Каждая из договаривающихся сторон оставляет за собой право определять отрасли и сферы деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов». При этом режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставляемый в соответствии с договором, не будет распространяться на преимущества, которые договаривающаяся сторона предоставляет или предоставит в будущем в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, на основе соглашения об


 

регулируется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.

устранении двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения и т.д.

Следовательно, предоставление национального режима, предусматриваемое  международными соглашениями Российской Федерации, заключенными с другими  государствами в области иностранных  капиталовложений, не исключает введение определенных ограничений в соответствующих сферах, формах и видах деятельности. Изъятия могут вводиться и в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, осуществления государственной монополии на производство и обращение некоторых видов товаров.

В доктрине и практике международного частного права  обычно различают две формы инвестирования:

Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;

Предпринимательская форма - предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.*

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в  управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и  функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Через вывоз прямых инвестиций инвестор может либо, учредить за рубежом новую фирму (самостоятельно или совместно с местным партнером), либо купить существенную долю (обычно не менее 10%) в уже действующем за рубежом предприятии или полностью поглотить его. За рубежом подобные предпринимательские структуры обычно имеют статус зарубежных филиалов родительских компаний (дочерние или ассоциированные компании), в отличие от России, где под филиалами понимают то, что на Западе называют отделениями.


Богуславский М.М. Международное  частное право: Учебник. - 4-е издание, переработанное и дополненное - М.: Юристъ, 2009. - 186с.

 

Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Таким образом, осуществление портфельных инвестиций ограничивается, как правило, покупкой незначительного количества ценных бумаг предприятий, банков и других участников инвестиционного процесса.

В некоторых случаях, как это  было уже подчеркнуто выше, вложение и функционирование капитала на территории иностранного государства может  выходить за рамки указанных форм (например, приобретение частным лицом  ценных бумаг, владение которыми тем не менее не позволяет ему участвовать в управлении предприятием) В связи с этим будет, наверное, правомерным ставить вопрос о наличии в международной деловой практике третьей непредпринимательской формы инвестирования.

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

1.  Прямые, или реальные инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно  в предприятия).

2.  Портфельные, или финансовые  инвестиции (инвестиции в иностранные  акции, облигации и иные ценные бумаги).

3.  Среднесрочные и долгосрочные  международные кредиты и займы  ссудного капитала промышленным  и торговым корпорациям, банкам  и другим финансовым учреждениям.

Инвестиции международных организаций  и иностранных правительств осуществляются обычно в виде займов и кредитов (как связанных, так и не связанных).

Немецкий профессор Вайнрих  классифицирует инвестиции относительно объекта приложения и характера  использования.

Относительно объекта приложения:

1) Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).

2) Финансовые инвестиции  — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).

3) Нематериальные инвестиции  — инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).

По характеру использования:

• первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке  предприятия;

• инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;

• реинвестиции, т. е. использование  свободных доходов, полученных в  результате реализации инвестиционного  проекта, путём направления их на приобретение или заготовление новых  средств производства с целью  поддержания состава основных фондов предприятия;

• инвестиции на замену, в результате которых имеющееся  оборудование заменяется новым;

• инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических  процессов;

• инвестиции на изменение  программы выпуска продукции;

• инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов  продукции и организацией новых  рынков сбыта;

• инвестиции на обеспечение  выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;

• брутто-инвестиции, состоящие  из нетто-инвестиций и реинвестиций.

Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной  инвестиционной активности является создание особых (специальных) экономических зон (ОЭЗ). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Мотивы создания ОЭЗ  в разных странах весьма различны. Они могут создаваться как  в чистом виде зоны свободной торговли, или как особые зоны, где регулируются не все стороны экономической  активности. В странах, политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций.*

В последнее время  значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в странах СНГ. СП - форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.


регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

 

Сегодняшние СП созданы  под будущие инвестиции. Чтобы  последние состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять  и активизировать экономическую  реформу, вести тщательно обоснованную и последовательную государственную  внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования:  лизинг;  лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру);  франчайзинг;  совместное производство;  субподряд; строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при использовании неакционерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

2.1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в мировой экономике

 

В силу двойственного  характера источников международного частного права можно выделить два  основных блока правовых норм, целью  которых является регулирование  инвестиционных отношений — нормы  национального законодательства отдельных  государств и положения международно-правовых соглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношения оказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными иностранными инвесторами со странами — реципиентами капитала.

1. Национальное законодательство.

В развитых странах с  рыночной экономикой, в большинстве  развивающихся государств и в  странах с переходной экономикой по отношению к иностранным инвестициям  действует принцип национального  режима. Он получил поддержку и  на международном уровне.

Национальный режим  дает много преимуществ иностранному инвестору: зарубежные предприниматели  могут основывать свои компании и  хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с  другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала.

2. Международные договоры.

Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций: двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении капиталовложений и соглашениям о налогообложении.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных  договоров.

Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.

В числе многосторонних соглашений, получивших значительный резонанс в мире, следует назвать  Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств от 18 марта 1965 г., которая вступила в силу 14 октября 1966 г., и Сеульскую конвенцию о об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., вступившую в силу 12 апреля 1988 г. Благодаря этой Конвенции система государственного и частного страхования дополняется международной системой страхования иностранных инвестиций, основанной на многостороннем сотрудничестве государств. *

Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений возник после Второй мировой войны. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала;


Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ. 2007. - 123-143с.

 

б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов  и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий "инвестиции" (капиталовложения) и "инвестор".

В этих соглашениях оговаривается  предоставление иностранному инвестору  режима наибольшего благоприятствования  или национального режима, а также возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так и в международные судебные органы. Среди современных документов международно-правового характера, принятых в последние годы и не столь активно освещаемых в отечественной юридической литературе, присутствует Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), принятое 15 апреля 1994 г. в рамках Уругвайского раунда переговоров государств—участников ВТО, явившееся результатом достижения договоренности между странами—экспортерами капитала об устранении препятствий на путях осуществления инвестиций в широких международных масштабах. Оно направлено на закрепление обязательств государств—участников по неприменению в инвестиционных отношениях мер, сковывающих международную торговлю, а также установление в договорном порядке перечня подобных мер.

Информация о работе Иностранные инвестиции