Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в определении значимости иностранных инвестиций и в раскрытии их правового режима.
Задачами данной работы являются: 1. Раскрытие сущности иностранных инвестиций, а именно: ● дать понятие иностранных инвестиций; и
● определить их значение в мировой экономике.
2. Выявить условия осуществления иностранного инвестирования.
3. Дать характеристику основным формам иностранных инвестиций.
4. Утвердить роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России.

Содержание

Введение
Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике
Понятие иностранных инвестиций
1.2 Значение иностранных инвестиций
2. Условия осуществления иностранного инвестирования
3. Основные формы иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве
4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

иностранные инвестиции.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Фактически  ни одна фирма не могла бы нести  дополнительные расходы в операциях  при отсутствии связанных с правом собственности преимуществ над своими конкурентами. Увеличение объема ПИИ в данном аспекте определяется существованием ряда нематериальных преимуществ, которые с незначительными издержками можно перевести за границу; это позволяет обеспечить прибыльность таких инвестиций. Благодаря подобным нематериальным активам некоторые фирмы наращивают объемы своей деятельности и создают концентрированные промышленные структуры.

     Наряду  с объективными факторами на развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают и факторы субъективного порядка, включающие деятельность людей, общественных групп, политических сил, звеньев государственного аппарата. К ним также относятся действующее законодательство в сфере предпринимательской деятельности, государственные средства регулирования экономики и общая политическая стабильность. Уровень последней прямо детерминирует усиление или уменьшение объемов иностранного инвестирования. Прежде всего, это касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможным констатировать наличие долгосрочной зависимости между политической стабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранных инвестиций. Реальным примером в данном контексте может быть Южно-Африканская Республика, которая в свое время достигла значительных успехов в привлечении ПИИ, однако из-за долгосрочного практикования апартеида и, как следствие, социальной нестабильности лишилась иностранного капитала, отток которого продолжался до 1994 года.6

     Выбор места инвестирования в принимаемой стране определяется на основе учета таких параметров, как размер рынка, обеспеченность факторами производства, расходы, степень развитости инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режим въезда и выезда, собственность, занятость и т.д. Инвестор выбирает место осуществления капиталовложений также с учетом характера соответствующей технологии, стратегии фирмы и своих представителей о степени риска и возможных прибылях.

     Попытки национальных фирм перенести деятельность за пределы национальных границ могут быть объяснены агрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибылей, удержанием рынка или проникновением на него.

     Одной из главных движущих сил иностранного инвестирования является стоимостной  фактор. Его умелое использование  обуславливает значительную выгодность вложения денежных средств для страны приложения капитала.

     Следует отметить, что для выбора места  приложения иностранных инвестиций важное значение имеет наличие дешевой  неквалифицированной рабочей силы и возможности уменьшения уплачиваемых налогов.

     В основе осуществления инвестирования лежат прежде всего, прагматические мотивы. Поэтому также учитывается, что доходы от инвестирования в развивающихся  странах на данном этапе значительно  выше (в целом на 10 – 12%), чем в развитых.

     Другая  особенность современного периода  состоит в том, что одной из движущих сил, детерминирующих уровни и пропорции зарубежного инвестирования, стал валютный фактор. Его значение на каждом товарном рынке чисто индивидуальное. Однако эмпирические наблюдения свидетельствуют, что влиянию валютного фактора особенно подвергаются рынки, характеризующиеся относительно однородной и стойкой номенклатурой.

     Таким образом, можно сформулировать условие, согласно которому укрепление национальной валюты страны базирования обуславливает нарастание ее зарубежного инвестирования. Инвесторы стран с завышенным курсом валюты стремятся направлять свои денежные средства в страны с заниженным курсом.

     Немалое значение при осуществлении зарубежного  инвестирования имеет наличие стабильной денежной и финансовой системы в стране-импортере капитала.

     Динамика  иностранного инвестирования в значительной мере зависит от связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями. Исследование мировой  практики позволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень поступления внешних средств.

     Можно также выделить факторы, при которых  иностранное инвестирование не осуществляется. Отсталость инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы, внешняя задолженность, невысокий рейтинг кредитоспособности, обесценивание национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы при репатриации прибылей, политическая нестабильность и т.д. уменьшают активность иностранных инвесторов. В то же время это определяется и спецификой экономической политики страны.

     Важное  значение для осуществления иностранного инвестирования, а также системной  трансформации и движения к рыночной экономике представляет проведение приватизации. Она проводится на фоне одновременного признания необходимости дальнейшей дерегуляции экономической активности и либерализации деятельности частного сектора.

     Вложение  ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых  предприятий, и относится к числу  наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования. Преимущественное большинство национальных фирм после абсорбирования ПИИ становится более конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливает немедленное поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшим инвестициям, реинвестированию прибылей и т.д.7

     В современных условиях приватизационные процессы осуществляются, главным образом, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.

     Можно отметить еще один момент, согласно которому нарастание объемов приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается расширением участия и повышением удельного веса зарубежных прямых и портфельных инвесторов в ней.

     В последнее время в процессе иностранного инвестирования следует выделить возникновение обстоятельства субъективного плана - международного нарастания коррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время работы секции менеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных экономических отношениях.

     Существует  ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая покупательная способность населения; политика национальных предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального производственного инвестирования (что является важным индикатором для иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу; отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки последней.

     При вывозе государственных средств  не всегда ставится задача получения  высоких прибылей. В первую очередь  размещение государственного капитала за рубеж преследует политические цели – создание благоприятного климата для последующего экспорта частного капитала и своих товаров, формирование рынка сбыта. При вывозе государственного капитала правительства, предоставляющие субсидии и кредиты, часто диктуют странам, в которые направляется вывозимый капитал, определённые условия: предоставление гарантий, что предприятия и другая собственность, принадлежащая компаниям страны, вывозящей капитал, не будут национализированы, создание предпочтений для фирм-инвесторов и т.д.

     В свою очередь принимающая сторона в качестве условий иностранного инвестирования выдвигает такие требования, как участие местных предпринимателей в деятельности предприятий, обучение местных кадров, осуществление научных исследований и разработок, а также обеспечение экспорта производимой продукции силами инвестирующей стороны.8

     Для того чтобы поощрить инвестиции друг друга, дать им дополнительные льготы и гарантии, государства заключают  между собой соответствующие  соглашения, оказывающих влияние на иностранное инвестирование:

  • торговые договора;
  • соглашения о налогообложении;
  • договора и соглашения об иностранных инвестициях.

     Торговые  договора играют сегодня главную  роль в регулировании международной  торговли, а также в значительной мере используются как форма регулирования  отношений, связанных с экспортом-импортом капитала. Договора имеют целью развивать и укреплять дружественные отношения между народами, способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию. Но из-за слабости источников инвестирования в развивающихся странах принцип взаимности, взаимовыгодности соблюдается лишь в отношениях между развитыми странами, а из договоров между развитыми и развивающимися странами выгоды извлекают преимущественно развитые государства.

     Торговые  договора определяют принципы и нормы  регулирования вопросов в отношении инвестирования капитала. Они устанавливают общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, дают им свободу передвижения по территории друг друга, взаимное признание иностранных юридических лиц, право иностранных юридических и физических лиц на обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории друг друга, вопросы налогообложения, перевода прибылей и капиталов за границу, приобретения движимого и недвижимого имущества. Эти договора часто создают основу регулирования отношений, связанных с иностранным инвестированием.

     Споры между договаривающимися сторонами  должны разрешаться по дипломатическим  каналам, если же это не удается, то рассмотрение спора может быть передано в Международный суд ООН.

     Соглашения  о налогообложении заключаются  между государствами в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте-импорте капитала между ними. Государства, подписавшие подобное соглашение принимают на себя обязательство полностью или частично освободить предприятия, контролируемые иностранным капиталом от налогообложения.9

     Многие  развивающиеся государства, заинтересованные в притоке иностранного капитала, предоставляют ему льготы налогового характера в силу постановлений  национального законодательства об иностранных инвестициях, т.е. необходимости в заключении соглашений о налогообложении вроде бы нет. Но, несмотря на это, такие соглашения заключаются с целью избежания двойного налогообложения инвесторов.

     Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том, чтобы  обеспечить в условиях социально-экономического и политического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну, предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

     В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

     А. гарантии от национализации и экспроприации предприятий с иностранным капиталом;

     Б. от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей;

       В. от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных потрясений.

     Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они заключаются  для развития экономического сотрудничества, создания благоприятных условий  для увеличения инвестирования на территориях договаривающихся государств.

     Соглашения  содержат определения таких понятий как "инвестиции", инвестор, "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет им защиту и гарантии.

     В отношении инвестиций и доходов  устанавливается режим не менее  благоприятный, чем для национальных инвестиций или инвестиций третьих  сторон, т.е. режим наибольшего благоприятствования  и национальный режим. Но из режима наибольшего благоприятствования могут предусматриваться исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны преимущества, вытекающие из любых международных договоров и внутренних законов, таможенного союза и т.п. Далее определяется общий порядок возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и при обеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение определяет порядок репатриации инвестиций и доходов.10 

Информация о работе Иностранные инвестиции