Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы прежде всего показать развитие инноваций на предприятии, являющиеся основными предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.
Цель данной дипломной работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной деятельности на предприятии с использованием достижений науки и техники. Раскрытие значения внедрения инноваций в работе предприятия, повышающие его конкурентоспособность.
Цели данной работы выполняются с помощью нескольких задач. Это прежде всего: определение направления развития инновационной деятельности на предприятии; разработка инновационного процесса в современных условиях хозяйствования; регулирование инновационной деятельности; определение эффективности инновационной деятельности: оценка эффективности инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………….....…………………………………………………3
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….………5
1.1. Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………..5
1.2 .Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии……9
1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………...…………………………….16
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПО- СОБНОСТИ НА РЫНКЕ……………………………………………….………..31
2.1. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия…...31
2.2. Управление инновациями: государством и на предприятии……..……..36
2.3.Определение эффективности инноваций, повышающих
конкурентоспособность предприятий ……………..…….……………………44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………..…………...47
3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности………………………………..…………………………………….47
3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.………..54
3.3. Оценка эффективности инноваций…………………….……………..…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж;
R – годовая сумма роялти;
S – стоимость чистых продаж.
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
Производственный
риск связан с тем, что предприятие
лицензиата не реализует тех показателей,
которые планируются в
Вероятность
производственного риска
Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, на втором месте США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.
Одним
из важных показателей качества научно-технических
разработок является их экспортная конкурентоспособность,
которая определяется по формуле 2:
где ЭК – экспортная конкурентоспособность;
NПЗ – число заявок на патенты, поданных за рубежом;
NЗВ – число заявок на патенты, поданные внутри страны.
Число
и распределение патентных
Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.
Показателем
конкурентоспособности научно-
Таким
образом, эффективность инновационной
деятельности определяется конкурентоспособностью
технических разработок.
3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
В
результате инновационной деятельности
рождаются новые идеи, новые и
усовершенствованные продукты, новые
или усовершенствованные
Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме, например, ноу-хау.
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В
России законодательная охрана интеллектуальной
собственности гарантирована
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.
В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.
Отметим,
что однородная продукция может
выпускаться разными
Товарный знак выполняет следующие задачи:
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Ноу-хау
могут быть незапатентованные
Права
обладателей конфиденциальной информации
закреплены в Гражданском кодексе
Российской Федерации. Коммерческая передача
ноу-хау оформляется лицензионными
отношениями. Следствием инновационной
деятельности являются новые художественно-конструкторские
(дизайнерские) решения внешнего вида
изделия – промышленные образцы. Промышленные
образцы отражают единство технических,
функциональных и эстетических свойств
изделия, входят в состав нематериальных
активов, являются предметом лицензионных
соглашений и объектом охраны промышленной
собственности. Права на изобретения,
товарные знаки и другие результаты инновационной
деятельности оформляются лицензией.
Лицензии различаются по характеру и объему
прав, по наличию правовой охраны, по способам
передачи и условиям использования и другим
признакам (рис.4). Материальные результаты
инновационной деятельности выступают
в виде созданных и освоенных новых машин,
оборудования, аппаратов, приборов и средств
автоматизации. Созданные и освоенные
образцы машин, оборудования, аппаратов,
приборов и средств автоматизации делятся
на новые, модернизированные и модифицированные.
Эффективность инновационной деятельности
можно оценить через конкурентоспособность
новой продукции, успешное представление
ее на внутреннем и внешнем рынках.
3.3.Оценка
эффективности инновации.
Методология и методы оценки эффективности инвестированных проектов в Российской Федерации независимо от форм собственности определены в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. №7-12/47.
Основу оценки эффективности инвестиционных проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов их осуществления.
Все вышеназванные оценки рекомендуется производить с использованием следующих показателей: чистого дохода, интегрального эффекта; индекса доходности; внутренней нормы доходности; срока окупаемости инвестиций и других, отражающих интересы участников или специфику проекта.
Оценку эффективности инвестиционных проектов следует производить с учетом дисконтирования указанных показателей, т.е. путем приведения их к стоимости на момент сравнения. Это обусловливается тем, что денежные поступления и затраты осуществляются в различные временные периоды и, следовательно, имеют разное значение. Доход, полученный в более ранний период, имеет большую стоимость, чем полученный в более поздний период. То же касается и затрат: произведенные в более ранний период, они имеют большую стоимость, чем произведенные позже.
Рисунок 4. Классификация лицензий
Расчетные цены определяются путем умножения базисной цены на дефлятор, соответствующий индексу общей инфляции, т.е. индексу повышения среднего уровня цен в экономике, или на данный вид ресурса, продукции, услуг. Прогнозные и расчетные цены используются на стадии ТЭО инвестиционных проектов. Одновременно в ТЭО расчеты осуществляются и в базисных отечественных, а при необходимости и в мировых ценах.
Расчетные цены используются для определения интегральных показателей эффективности в случаях, когда текущие значения затрат и результатов принимаются в прогнозных ценах. Это необходимо для обеспечения сравнимости результатов, получаемых при различных уровнях инфляции. Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в рублях или устойчивой иностранной валюте доллары США, германские марки и др. В расчетах по оценке эффективности инвестиционных проектов целесообразно учитывать влияние изменения цен на продукцию и потребляемые ресурсы под воздействием изменения объема продаж влияние удовлетворения спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Оценка эффективности инвестиционных проектов производится путем расчета ряда показателей:
Чистый
дисконтированный доход (ЧДД), т.е. Эинт
определяется как сумма текущих эффектов
за весь расчетный период, приведенная
к начальному шагу, или как превышение
интегральных результатов над интегральными
затратами и рассчитывается по формуле:
Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии