Инновационная деятельность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы прежде всего показать развитие инноваций на предприятии, являющиеся основными предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.

Цель данной дипломной работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной деятельности на предприятии с использованием достижений науки и техники. Раскрытие значения внедрения инноваций в работе предприятия, повышающие его конкурентоспособность.

Цели данной работы выполняются с помощью нескольких задач. Это прежде всего: определение направления развития инновационной деятельности на предприятии; разработка инновационного процесса в современных условиях хозяйствования; регулирование инновационной деятельности; определение эффективности инновационной деятельности: оценка эффективности инновационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………….....…………………………………………………3

ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….………5

1.1. Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………..5

1.2 .Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии……9

1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………...…………………………….16

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПО- СОБНОСТИ НА РЫНКЕ……………………………………………….………..31

2.1. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия…...31

2.2. Управление инновациями: государством и на предприятии……..……..36

2.3.Определение эффективности инноваций, повышающих

конкурентоспособность предприятий ……………..…….……………………44

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………..…………...47

3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности………………………………..…………………………………….47

3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.………..54

3.3. Оценка эффективности инноваций…………………….……………..…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71

Работа содержит 1 файл

Инновации.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

      

      Рис.3. Государственные меры воздействия на инновационную деятельность 

      Образцы установочной партии, прошедшие приемо-сдаточные  и квалификационные испытания, могут быть представлены на рынке новшеств (участие в рекламной компании, демонстрация на выставках, в торговых центрах и т.п.). После завершения работ по подготовке производства происходит выход на мощность. Все вышеназванные этапы инновационного проекта называются предпроизводственными, на них формируют изделие, его качество, технический уровень, прогрессивность.

      Четвертый этап инновационного проекта - производство созданной

продукции в соответствии с портфелем заказов.

      Пятый этап - эксплуатация для изделий  длительного пользования или  потребление  заказчиком.

      Взаимоотношения между производителем и потребителем определяет договор на поставку. Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов. Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:

  • интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
  • выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

      На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них. При  этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию  своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства. Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.

      В рамках предприятия возможен ряд  организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:

  • советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
  • отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
  • проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
  • отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
  • центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными.

Причем  материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;

  • венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
  • специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;
  • аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

      Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

  • отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
  • инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
  • финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

    В современных  условиях успешному научно-техническому развитию

способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью. Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

  • наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;
  • возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;
  • возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
  • меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.

      Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

  • возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

         - возможность деятельности в  тех областях, где крупным предприятиям  результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком

рискованными  при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

       - фактическое отсутствие бюрократического руководства.

      Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков. 

      2.3.Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий

      Инновационный проект отобран. Начинается следующий  этап – использование инноваций. Значимость определения эффекта  от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.

      В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период, показатели годового эффекта.

      Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов, а именно:

  • продолжительности инновационного периода;
  • срока службы объекта инноваций;
  • степени достоверности исходной информации;
  • требований инвесторов.
  • Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

     В зависимости от учитываемых результатов  и затрат различаю следующие виды эффекта от реализации новшеств, предоставленные ниже. (таблица 1)

      Таблица 1. Виды эффекта от реализации новшеств

 
      Вид эффекта       Факторы, показатели
            1                                         2
1. Экономический       Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический       Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый       Расчет  показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный       Показатели  отражают влияние инновации на объем  производства и потребления того или иного вида ресурса       
5. Социальный       Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
6.Экологический       Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций  на окружающую среду
 

      Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

      В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

      Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии