Инновационная деятельность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы прежде всего показать развитие инноваций на предприятии, являющиеся основными предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.

Цель данной дипломной работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной деятельности на предприятии с использованием достижений науки и техники. Раскрытие значения внедрения инноваций в работе предприятия, повышающие его конкурентоспособность.

Цели данной работы выполняются с помощью нескольких задач. Это прежде всего: определение направления развития инновационной деятельности на предприятии; разработка инновационного процесса в современных условиях хозяйствования; регулирование инновационной деятельности; определение эффективности инновационной деятельности: оценка эффективности инновационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………….....…………………………………………………3

ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….………5

1.1. Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………..5

1.2 .Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии……9

1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………...…………………………….16

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПО- СОБНОСТИ НА РЫНКЕ……………………………………………….………..31

2.1. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия…...31

2.2. Управление инновациями: государством и на предприятии……..……..36

2.3.Определение эффективности инноваций, повышающих

конкурентоспособность предприятий ……………..…….……………………44

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………..…………...47

3.1. Выход на рынок ноу-хау технологий как результат инновационной деятельности………………………………..…………………………………….47

3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.………..54

3.3. Оценка эффективности инноваций…………………….……………..…..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71

Работа содержит 1 файл

Инновации.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

      То, что в управлении поиском и  внедрением нововведений на предприятии  необходимы изменения, считают 53% опрошенных. Из них 15% ориентированы на значительные изменения и 38% - на изменения небольшие. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов, не видящих необходимости в изменениях. Причем больше всего руководителей, считающих, что нет необходимости в изменении управления поиском и внедрением нововведений, среди руководителей предприятий, ориентированных на развитие (34%). Примерно четверть опрошенных (23%) не имеют определенного мнения по этому вопросу. Больше всего не определившихся среди руководителей предприятий, главная цель которых - выживание (28%), меньше - среди руководителей, ориентированных на развитие (18%).

      То, что среди опрошенных руководителей малых предприятий лишь чуть более половины видят необходимость совершенствования системы управления нововведениями, а почти половина такой необходимости либо не видят, либо не имеют определенного мнения, свидетельствует о достаточно непростой инновационной обстановке на предприятиях малого бизнеса. Вряд ли можно трактовать такие ответы опрошенных руководителей как свидетельство относительного благополучия в сфере инноваций, отсутствия объективной необходимости совершенствования управления поиском и внедрением нововведений. В сочетании с проявившимися и зафиксированными ранее тенденциями понижения активности руководителей в отношении управленческих нововведений по мере приближения к реальным действиям, это можно считать свидетельством относительно невысокого уровня готовности к инновациям в сфере менеджмента, субъективно низкой значимости для руководителей инновационной проблематики вообще и инноваций в управлении, в частности. Данный вывод подкрепляется незначительной долей тех, кто считает необходимым существенные изменения в управлении инновациями (15%). Тот факт, что меньше всего “не определившихся” среди руководителей МП, ориентированных на развитие, также служит косвенным подтверждением высказанного тезиса. Эти предприниматели, как показывают результаты исследования, практически по всем вопросам демонстрирует определенную и последовательную позицию, выражая не только установки на изменение методов управления, но и реальную готовность к фактическим нововведениям. Именно эту часть респондентов можно с большим основанием считать сформировавшимися инноваторами. Следует отметить, что ожидания предпринимателей в отношении последствий внедрения управленческих новаций вполне соответствуют их ориентации. Те, кто ориентирован на значительные изменения, признавая тем самым важность для предприятия проблем управления инновациями, ожидают и значительно более высокой отдачи от реализации этих управленческих нововведений. И наоборот, чем меньше респонденты ориентированы на изменения в управлении нововведениями, тем меньше, они предполагают, может быть отдача от новаций в сфере менеджмента.

      Так, около трети руководителей, ориентированных  на значительные изменения в управлении нововведениями, 32% ожидают от внедрения  новаций существенного улучшения финансового состояния фирмы, примерно половина (49%) - среднего, а только 2% - незначительного (для ориентированных на небольшие изменения эти цифры составляют 16%, 40% и 36%). Никто из ориентированных на значительные изменения не назвал в качестве фактора, препятствующего нововведениям, отсутствие идей. Они лучше, чем те, кто ориентирован на небольшие изменения, информированы в отношении эффективных нововведений. Среди факторов, препятствующих внедрению управленческих новаций, отсутствие информации занимает одно из последних мест. Для тех, кто считает, что нужны небольшие нововведения (главный сдерживающий фактор - отсутствие финансовых возможностей (77%), далее - отсутствие информации (26%)).

      Около половины руководителей, считающих, что  нет необходимости в изменениях (52%), не ждут от управленческих новаций улучшения финансового состояния своих предприятий. Примерно треть предполагает, что улучшения будут незначительными, а еще 12% не имеют ясности по этому вопросу. В зависимости от динамики инвестиций имеются различия в распределении голосов по этому вопросу. Существенные затруднения он вызвал у руководителей предприятий, значительно уменьшивших инвестиции - среди них затруднились с ответом 35%. Второе место заняли руководители предприятий, инвестиции которых остались без изменений - 28%. Не возникло затруднений при ответе на данный вопрос у руководителей предприятий, увеличивших инвестиции. Больше всего руководителей, ориентированных на изменения в управлении нововведениями, среди тех, чьи предприятия, увеличили инвестиции: 79% ответивших (считают, что необходимы небольшие изменения - 71%, а значительные - всего 8%). Значительно отстают руководители предприятий, уменьшивших объем инвестиций.

      Среди них 54% считают, что изменения в  управлении поиском и внедрением нововведений необходимы, причем на радикальные изменения ориентирована достаточно большая часть руководителей (22%). Приблизительно одинаковая часть признающих необходимость изменений в управлении нововведениями среди руководителей предприятий, значительно уменьшивших объем инвестиций (47% ответивших) и руководителей предприятий, оставивших объем инвестиций без существенных изменений (46%). Однако радикально настроенных руководителей во втором случае почти в два раза больше (11%), чем в первом (6%).

      На  предприятиях, значительно уменьшивших инвестиции, больше всего ответивших ориентированы на небольшие изменения в системе управления нововведениями (41%), а меньше - на значительные изменения (6%). Среди руководителей предприятий, уменьшивших инвестиции, больше всего считающих, что нет необходимости в изменениях (35%). Среди руководителей предприятий, инвестиции которых остались неизменными, больше ориентированных на небольшие изменения - 35% . В среднем чуть более половины респондентов считают, что необходимы значительные или хотя бы небольшие изменения в системе управления нововведениями.

      Такой разброс мнений между предприятиями, имеющими разную динамику инвестиций, достаточно сложно объяснить логически. Приведенные данные свидетельствуют, что в ответах на вопрос о необходимости изменений в управлении нововведениями и в том, насколько значительными должны быть эти изменения, не просматривается зависимости вариантов ответов от динамики инвестиций МП. Распределение ответов носит, скорее, случайный характер, в большей мере отражая тот факт, что выраженное мнение зачастую означает отсутствие какой-либо определенной позиции в отношении проблем управления и управленческих новаций. Тем не менее, определенное единство было проявлено респондентами в ответе на вопрос об источниках управленческих инноваций. Поскольку инновационный процесс обеспечивает последовательные преобразования нововведения от момента его зарождения в виде общей идеи до того момента, когда оно становится по сути новым элементом организации и переходит в режим функционирования, изменения в управлении могут коснуться любой стадии инновационного процесса.

      Реальный  инновационный процесс в организации  имеет очень сложную структуру. Чаще всего он складывается из нескольких, по числу нововведений, относительно самостоятельных инновационных циклов. Каждый из этих циклов проходит в данный момент времени свою определенную стадию, обеспечивая продвижение от концепции новой деятельности, через проблемный анализ, разработку инновационной стратегии, появление инновационных замыслов (или идей) до конкретных планов реализации нововведения.

      Развитие  организации является управляемым  процессом, и в ходе этого управления возникают и разрешаются два основных вопроса: ЧТО подлежит изменению, и КАК это изменение осуществить. Ответ на первый вопрос, то есть выбор направления преобразований, происходит в результате проблемного анализа деятельности и формирования инновационной стратегии. Собственно нововведение, даже на уровне принципиальной идеи, дает ответ на второй вопрос, то есть конкретизирует способ изменения. Генерация идей - этап исключительно творческий. Невозможно сказать заранее, когда и откуда появится нужная и интересная идея. Она может появиться внутри организации, а может быть позаимствована извне. Результаты исследования показывают, что для подавляющего большинства опрошенных руководителей толчок к нововведениям в сфере управления на их предприятии могут дать именно собственные идеи на этот источник указали в 76% случаев.

      С большим отрывом за ними следуют  источники, составившие вторую группу:

  • участие в выставках, конференциях, семинарах 36%;
  • опыт конкурентов или аналогичных предприятий 30%;
  • идеи подчиненных 27%;
  • обучение 25%.

      Третья  группа включает следующие источники:

  • поставщики или потребители 21%;
  • специальная литература по управлению 17%;
  • средства массовой информации 14%.

      Явно  выраженная ориентация на собственные  силы, на внутренние источники идей, в сочетании со столь же явно выраженной недостаточной готовностью к  нововведениям, низкой заинтересованностью  в них свидетельствуют о некоторой противоречивости позиции респондентов. Для того чтобы эти внутренние источники задействовать, могут понадобиться специальные усилия, создание особых условий на предприятии. В то же время внимание к проблемам совершенствования системы управления инновациями, выраженное респондентами, можно оценить как недостаточное для достижения этих целей. Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.

      Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности:

  • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
  • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
  • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе 3-4 года может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
  • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
  • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
  • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ            КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ

      2.1. Значение  инновационной  деятельности в  развитии предприятия

      Некоторые крупные предприятия достигли выдающихся результатов в крупномасштабных инновациях.

      Сильная мотивация. При создании компьютера IBM360, аппарата Xerox 914, разработке синтетической резины и каталитического крекинга в нефтехимии, создании флоат-стекла фирмой Pilkington, а также в работе Bell Telephone Laboratories имела место сильная мотивация. Каждая компания рисковала суммами до миллиардов долларов. Однако, добившись успеха, IBM и Xerox завоевали прочные позиции в своих отраслях, нефтехимическая промышленность могла удовлетворить срочный спрос военного времени, а Bell At&T могла защитить свое монопольное положение, расширить базу доходов, предотвратить устаревание крупнейших в мире частных активов.

      Ясная потребность. В названных выше случаях  потребность была ясна и выражена в технико-экономических характеристиках системы, каждой из важных подсистем и взаимодействующих подсистем. С самого начала были приняты все меры к тому, чтобы не сформулировать потребности с точки зрения определенных технологий или решений.

      IBM и Bell сначала определили свои потребности с точки зрения “покупательских потребностей”, “функций, подлежащих выполнению”, “архитектуры системы” или характеристики на входе и выходе из “черных ящиков”. Pilkington сразу решила, что его процесс флоат-стекла должен обесценить присутствующие на рынке традиционные технологии.

      Многовариантный подход. Многовариантный подход использовался  как на стадии фундаментальных, так  и прикладных исследований. В научно-технических  программах крупных корпораций этот метод служил другим целям:

      - формирует дух соревновательности  между членами каждой рабочей

      группы  программы;

  • стимулирует приверженность ученых и специалистов своим программам;
  • придает работе дух срочности;
  • дисциплинирует ученых, критикующих подходы друг друга;
  • поощряет изобретательность и использование в проекте базовых знаний;
  • предотвращает необоснованный выбор какого-либо варианта.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии