Соотношение международного и национального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Существует мнение, что международное право не нужно юристам, занимающимся внутренним правом. С этим трудно согласиться. Глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем. Международное право оказывает растущее влияние на законодательство государств, включая конституционное. Как известно, основные разделы конституций, посвященные правам человека, формулируются с учетом международных норм. В неменьшей степени это относится и к другим отраслям права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Юридическая природа международного права: понятие, форма и источники…………………………………………………………………….….5

2. Проблема соотношения международного и национального права……….7

3 . Взаимосвязь международного и внутригосударственного права: доктринальные позиции (дуализм и монизм)…………………………………9

3.1. Влияние национального права на международное право. ……………..12

3.2. Влияние международного права на национальное право. ……………..13

3.3. Формы и способы реализации в РФ международных правовых норм….16

3.4 Взаимодействие международного и внутреннего права

в условиях глобализации………………………………………………………19

3.5. Конституция России и международное право…………………………….23

4. Проблемы коллизий международно-правовых норм и

национальных норм……………………………………………………………26

Заключение …………………………………………………………………….29

Список использованной литературы...................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

"Цель воздействия международных  договоров на национальное законодательство - обеспечение его согласования  с договорными положениями. В  принципе метод согласования - прерогатива  каждого отдельного государства,  хотя и отмечается определенная  его зависимость от характера  договорного предписания"7

«Нормы, содержащиеся в международном  договоре, обладают преимуществами писаного права (jus scriptum) и в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового  регулирования»8

Посредством национального законодательства реализуется большой массив международно-правовых норм. Международно-правовые нормы  включаются в национальные нормативные  правовые акты: кодексы, законы, подзаконные  нормативные правовые акты. Как правило, способы выполнения международных  обязательств выбирают сами государства, если сам международный договор  не предопределяет какой-либо порядок. 
Из обширной группы международных договоров РФ следует вычленить многосторонние международные договоры, заключенные, как на универсальном, так и на региональном уровне. Вместе с тем следует иметь в виду, что и отдельные двусторонние международные договоры РФ оказывают весомое влияние на развитие российского законодательства. К таким договорам относятся, например, договоры, касающиеся сотрудничества государств в экономической сфере, в области культуры, по вопросам выдачи физических лиц. 
Международные договоры РФ влияют как на отдельные отрасли и институты российского законодательства, так и оказывают межотраслевое влияние, когда в "орбиту" международного договора попадают нормативные правовые акты, относящиеся к различным отраслям законодательства. К таким международным договорам можно отнести договоры в сфере защиты прав человека и основных свобод; договоры, посвященные борьбе с коррупцией; договоры, направленные на борьбу с терроризмом; договоры по вопросам защиты окружающей среды; договоры в области морского права и др. 
Серьезное влияние на развитие сначала советского, а затем и российского законодательства о международных договорах оказала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Российским законодательством были заимствованы понятийный аппарат Венской конвенции, принципы заключения, действия и прекращения международных договоров, подходы к выполнению международных договоров. 
Законодательство должно также учитывать и то, что в международные договоры вносятся изменения и дополнения, устаревшие договоры обновляются, в развитие договоров принимаются дополнительные соглашения. Все это не должно оставаться без внимания, поскольку международно-правовая система достаточно динамично развивается и от качественной реализации норм международного права, в том числе путем их учета в национальном законодательстве, зависит построение эффективной и современной правовой системы, ориентированной на восприятие нормативных положений, выработанных международным сообществом. 
Воздействие международных договоров на национальное законодательство проявляется в восприятии, как отдельных положений договоров, так и принципов и подходов к регулированию тех или иных сфер общественных отношений.

 

3.3. Формы и способы  реализации в РФ международных  правовых норм.

Международно-правовые нормы реализуются в нашей  стране в двух формах:

1) в форме  издания внутригосударственных  актов, регулирующих те же вопросы,  что и международно-правовые нормы; 

2) в форме  непосредственного применения норм  международного права в качестве регуляторов внутренних отношений.

При этом прямое, непосредственное применение конкретного  международного договора возможно и  на основе акта, изданного в его  исполнение (что чаще всего и происходит).

 Внесение  изменений в законодательство  РФ.

Практикой выработаны следующие способы внесения изменений  во внутреннее право России.

1. Определение  порядка применения в нашей  стране норм конкретного международного договора (договоров). Например, в 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». В постановлении определен круг органов, в компетенцию которых входит осуществление связей с зарубежными правоохранительными органами при оказании правовой помощи, решены некоторые вопросы исполнения норм договоров о правовой помощи и т.д.

2. Издание  во исполнение принятого международного  договора нормативных актов. Внутригосударственное  правотворчество необходимо, когда законодательство РФ не регулирует данного вопроса или регулирует его иначе, чем международный договор. В 1987 г. в связи с присоединением СССР к Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. в УК РСФСР была включена статья об ответственности за захват заложника (ст. 206 УК РФ 1996 г.).

3. Включение  в действующее законодательство  отсылок к международному договору (договорам).

Отсылки применяются как к уже действующим, так и ко всем заключаемым РФ международным договорам в данной сфере отношений и носят, как правило, общий характер.

В российском праве используется несколько типов  отсылок:

А. «Если, то». Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные  законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Эта форма  отсылок наиболее часто употребима (ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах и др.).

Б. «И, и». Данные отношения регулируются и законодательством  РФ, и международными договорами.

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона о прокуратуре  РФ 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г.) организация  и порядок деятельности Прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами РФ.

В. «Если  иное» или «за исключением». Данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено международным договором (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

Согласно  п. 3 ст. 11 УК РФ 1996 г. лицо, совершившее  преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Г. «Другие». Дополнительные варианты регулирования  данных отношений зафиксированы  международными договорами.

На основании  ст. 9 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (в ред. федерального закона от 6 февраля 1995 г.) гражданство может  приобретаться также по основаниям, предусмотренным международными договорами. В силу указанной нормы государственные органы, должностные лица и граждане могут руководствоваться Конвенцией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств - участников СНГ 1996 г.

Д. «Смотри». Конкретный способ регулирования данных отношений указан в соответствующем международном договоре.

Следует учитывать, что иногда в российском законодательстве делается ссылка не на конкретный международный  договор, а на международно-правовые обязательства РФ в соответствующей  области. Так, в преамбуле Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г. говорится: «Принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом... прав и свобод человека и гражданина».

«Международные  договоры, которые имеют прямое и  непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы  судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных  и административных дел, в частности:

-при рассмотрении  гражданских дел, если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  законом Российской Федерации,  который регулирует отношения,  ставшие предметом судебного  рассмотрения;

-при рассмотрении  гражданских и уголовных дел,  если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным  или уголовно-процессуальным законом  Российской Федерации;

-при рассмотрении  гражданских или уголовных дел,  если международным договором  Российской Федерации регулируются  отношения, в том числе отношения  с иностранными лицами, ставшие  предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел,  перечисленных в статье 402 ГПК  РФ, ходатайств об исполнении  решений иностранных судов, жалоб  на решения о выдаче лиц,  обвиняемых в совершении преступления  или осужденных судом иностранного  государства);

-при рассмотрении  дел об административных правонарушениях,  если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законодательством об административных  правонарушениях.

Обратить  внимание судов на то, что согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором  установлены иные правила, чем федеральным  законом (часть 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 5, статья 14, пункт "а" части 1 статьи 15 Федерального закона "О международных  договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 1 ГПК РФ, часть 3 статьи 1 УПК РФ)».  9

В РФ международные  нормы могут применяться вместе с нормами права РФ или вместо последних без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы внутригосударственного права.

Международные нормы действуют практически  как специальные нормы по отношению  к нормам российского законодательства (которые выступают в роли как бы общих норм) и изымают отдельные отношения из сферы применения российских правовых норм. Использование слов «практически», «как бы» обусловлено тем, что правило «специальный закон отменяет общий», на мой взгляд, применимо лишь к нормам одной правовой системы, а международное и российское право — суть различные системы права. Российское государство разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно различать общее и специальное санкционирование.

Как универсальную  санкцию, адресованную всем субъектам  российского права, на применение в их деятельности международно-правовых норм можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В качестве специальных санкций выступают отсылочные нормы, нормы актов, изданных во исполнение договоров, «привязки» к договорам и т.д. Многие положения права РФ устанавливают, что те или иные вопросы регулируются, а государственные органы РФ, физические и юридические лица руководствуются, помимо норм российского законодательства, и международно-правовыми нормами.

«Суд, установив  при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица... общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации... принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».

3.4 Взаимодействие  международного и внутреннего  права

в условиях глобализации.

«Как в отечественной, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, согласно которому "глобализация стирает  грань между внутренней и внешней  сферой деятельности, между внутренней и внешней политикой". В этом видится определенное преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между  ними не стирается. Аналогичные отмеченным взглядам концепции существуют и  в юриспруденции, в том числе  и в отечественной. Утверждают, что  в условиях глобализации концепция  объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня  оно создает права и обязательства  не только для государств, но и непосредственно  для физических и юридических  лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной  сфере.

Сторонники отмеченных концепций  не могут игнорировать очевидные  факты. Они признают, что международное  право имеет прямое действие на территории государства с его санкции  и как составная часть национальной правовой системы. Какое же это прямое действие, если оно осуществляется с санкции государства в качестве составной части его правовой системы?

На самом деле внутригосударственная  правовая система воспринимает не международное  право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы сохраняют  в международном праве свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются  нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса инкорпорации, включения норм международного права  в право внутригосударственное. Уделивший большое внимание рассматриваемой  проблеме проф. Р. Мюллерсон заметил, что включение международных  норм в правовую систему страны не означает, что лев становится котом. Будучи включенными в правовую систему  государства, международные нормы  действуют как часть этой системы  и обеспечиваются присущим именно этой системе механизмом. Механизм действия международного права для этого  непригоден.

По мере того как международное  право все основательнее затрагивает  внутреннее право, его применение все  основательнее сталкивается с различиями правовой культуры, правового сознания. В различных правовых системах идентичные нормы де-факто приобретают не совсем одинаковый смысл. Анализ судебной практики государств по применению норм международного права свидетельствует  о том, что эта практика напоминает перевод иностранного текста, который  не идентичен оригиналу. Обстоятельно исследовавшая это явление профессор  университета в Торонто К. Кноп пишет, что "внутригосударственное толкование международного права не является всюду  одинаковым...". В идеале мы имеем  дело ни с чем-то "целиком международным, ни с чем-то целиком национальным, а с гибридом, выражающим отношения  между ними".

Это явление представляется закономерным, поскольку в противном  случае реализация международных норм на внутригосударственном уровне была бы невозможной. Проблема состоит в  том, чтобы расхождения национальных систем не выходили за определенные границы, оставались в рамках исторически  достигнутого и международно терпимого  уровня.

Инициированные международным  правом нормы занимают в правовой системе страны особое положение. Это  сказывается, в частности, в том, что ни исполнительная, ни законодательная  власть не могут отменить или изменить их. Международные нормы действуют  в рамках национальной правовой системы, но вместе с тем не утрачивают своей  связи с международным правом. О.И. Тиунов формулирует это положение  следующим образом: "Войдя благодаря  инкорпорации в систему российского  национального права, они не теряют международно-правового качества, т.е. остаются частью международно-правовой системы". Это значит, в частности, что при их применении должны учитываться  правила толкования международных  норм, международное право также  регулирует действие, прекращение действия и изменение соответствующих  норм. Эти моменты приобретают  особое значение, когда внутреннее право не воспроизводит содержание международной нормы, а лишь отсылает к ней.

Информация о работе Соотношение международного и национального права