Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:33, контрольная работа
Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль - усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.
Введение………………………………………………………………………………2
1. Предпосылки заключения Шенгенских соглашений………………………….3
1.1. Шенгенское соглашение 1985 г………………………………………...6
1.2. Шенгенская конвенция 1990 г…………………………………………..8
2. Становление Шенгенского права……………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………20
2
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки заключения Шенгенских соглашений………………………….3
1.1. Шенгенское соглашение 1985 г………………………………………...6
1.2. Шенгенская конвенция 1990 г…………………………………………..8
2. Становление Шенгенского права……………………………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………20
Введение
Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль - усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.
Для пересечения границ от иностранцев все чаще стали требовать специальное разрешение - визу, получить которую вместе с прочими необходимыми документами обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической устойчивости, выдержки и самообладания перед лицом неизбежных бюрократических процедур.
Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают «открываться», сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.
Для граждан Евросоюза Schengen acquis или шенгенские правила (т. е. право) уже стали привычными и воспринимаются ими, прежде всего как наличие в паспорте визы, дающей возможность передвигаться по большинству стран-членов, не подвергаясь паспортному контролю на границах. На самом деле это огромный свод документов объёмом в 3 000 страниц, который представляет собой новый особый компонент права Европейского союза и регулирует правоотношения, связанные с обеспечением свободы передвижения граждан ЕС, иностранцев и лиц без гражданства в пределах Шенгенского пространства. Рождались они не быстро и не просто и функционируют пока не вполне гладко, с изъятиями для некоторых старых членов Союза и вновь присоединившихся государств, равно как создают определённые трудности для пограничных стран.
1. Предпосылки заключения Шенгенских соглашений
Как отмечают сегодня многие юристы-международники, предпосылки заключения Шенгенских соглашений восходят еще к глубинам Средневековья. Однако первые реальные, практические шаги предпринимаются только в двадцатом столетии, в 1950-е годы. Именно в это время на карте Европы появляются три новые организации - Европейские сообщества, на основе которых в 1992 г. был создан Европейский союз. Первоначально Сообщества включали шесть государств, по состоянию на начало 2011 г. - двадцать семь (рис.1).
Рисунок 1. Государства шенгенской зоны
Поставив перед собой в качестве главной цели «заложить основы для все более тесного союза европейских народов» (преамбула Договора о Европейском сообществе) и добиться тем самым «прекращения разделенности европейского континента» (преамбула Договора о Европейском союзе), государства-члены ЕС установили конкретные способы и сроки ее реализации. Экономической основой будущей «Европы без внутренних границ» призван был стать общий рынок.
Речь идет не об одних лишь словесных декларациях. В отличие от многих других интеграционных группировок со сходными целями, в рамках ЕС общий рынок был не только провозглашен, но и на деле построен, несмотря на значительные трудности, казавшиеся многим вначале непреодолимыми. То же самое относится и к единой валюте ЕС - евро - уже введенной в безналичный оборот для одиннадцати его стран с 1 января 1999 г.[1]
В то же время Европейские сообщества и Союз - не только общий рынок и единая валюта. В не меньшей степени это - единая правовая система и «надгосударственная» политическая организация, институты которой (Совет Европейского союза, Европейская комиссия и др.) имеют реальные властные полномочия.
Последние в ходе строительства общего рынка на протяжении шестидесятых - восьмидесятых годов приняли обширное законодательство, которое гарантировало практическое воплощение в жизнь положений Договора о Европейском сообществе относительно свободного передвижения через границы наемных работников, предпринимателей, других субъектов и результатов экономической деятельности.
Благодаря этому граждане государств-членов ЕС (ставшие с 1993 г. одновременно гражданами Европейского союза в целом получили реальную возможность выезжать в другие страны Сообщества и трудоустраиваться в них наравне с их собственными гражданами, заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывать и получать услуги, в том числе в качестве туриста, открывать юридические лица, их филиалы и представительства.
В итоге к началу 1990-х годов границы между государствами-членами ЕС сделались, в принципе, открытыми для передвижения их граждан. Скажем, чтобы отправиться из Германии во Францию и поступить там на работу, более не требуется виза или иное разрешение. Подобные требования были отменены еще в шестидесятые годы. Точно так же гражданин Европейского союза может выехать из одной его страны в другую, например, с целью отремонтировать в ней свою машину или пообедать в ресторане. Визы более не нужны. Для пересечения границы достаточно обладать действительным паспортом или иным удостоверением личности.
До полного открытия границ свободному передвижению людей оставалось сделать один - решающий - шаг: отменить внутрикоммунитарный пограничный контроль, то есть контроль на общих границах, связывающих друг с другом страны Европейских сообществ. Шаг вполне логичный, вытекающий из всего хода развития интеграционного процесса, служащий реализации его важнейших целей. Казалось бы, осуществить его теперь не составит особого труда. Но в реальности все оказалось гораздо сложнее, потому что границы открываются не только для законопослушных граждан, но и для преступных элементов (будь то местных или иностранных). [2]
Это лишь одна из возможных проблем. На самом деле их гораздо больше. А если учесть, что речь идет не о двух, а о пяти, десяти, пятнадцати странах, то масштабы трудностей возрастают в арифметической, если не в геометрической прогрессии.
Итак, полное открытие границ, отмена паспортного и иного личного контроля требуют одновременного принятия целого ряда других не менее серьезных мер. Для этого, в свою очередь, необходима существенная реформа многих областей национального законодательства и политики.
На такую реформу в 1980-е годы были готовы пойти далеко не все из тогдашних десяти (позднее двенадцати) стран-участниц Европейских сообществ. По этой причине закрепить правила об отмене пограничного контроля непосредственно в учредительных договорах или законодательстве Сообществ оказалось невозможным: нужно было согласие всех, а согласны были лишь некоторые.
И все же выход был найден. Если не все государства-члены готовы вместе двигаться вперед, то пусть сначала это сделает часть из них, а остальные могут присоединиться позднее. В качестве этой «части» выступили страны-учредители Европейских сообществ (кроме Италии): к Бельгии, Люксембургу и Нидерландам (странам Бенилюкс), которые открыли свои общие границы еще в 1960 г., присоединились две страны, которые на сегодняшний день являются крупнейшими государствами Европейского союза (соответственно, по территории и по численности населения) - Франция и Германия. Здесь, собственно, и начинается Шенгенский процесс.
1.1. Шенгенское соглашение 1985 г.
14 июня 1985 г. в замке Шенген, что на берегах реки Мозель (Люксембург), государственные секретари от имени правительств пяти из десяти тогдашних стран Европейских сообществ скрепили своими подписями Соглашение «О постепенной отмене проверок на внутренних границах», кратко называемое Шенгенским соглашением.
Шенгенское соглашение - весьма небольшой документ. Оно состоит из преамбулы и 33 статей, объединенных в два раздела. Подобная структура неслучайна. Каждый из разделов имеет свои особые цели, соответствующие разным этапам стартовавшего Шенгенского процесса.[3]
Первый раздел закрепил меры, которые государствам-участникам надлежало предпринять в краткосрочный период, то есть до 1 января 1986 г. или ранее. Предмет второго раздела - меры долгосрочного характера, хотя и здесь срок реализации был установлен весьма небольшим: до 1 января 1990 г. кроме особых случаев, специально предусмотренных Соглашением (ст.30).
Меры краткосрочного действия (раздел I) затрагивали в основном режим пересечения сухопутных границ между государствами-участниками. Главный объект их воздействия - автодорожные перевозки, пересечение общих границ на машинах, автобусах и ином автомобильном транспорте.
Соглашение отменило систематические проверки движения автомобилей через общие границы. Вместо этого надлежало осуществлять «простое визуальное наблюдение» за транспортными средствами, которое не требует их остановки на пропускном пункте (ст.2). Разрешалось проводить и детальные проверки, но только на выборочной основе.
Большое практическое значение имела также статья 5, которая позволила устранить дублирование проверок на международных транспортных магистралях. Пунктам пограничного контроля двух стран, расположенным, соответственно, по одну и по другую сторону общей границы, отныне вменялось в обязанность проводить совместные проверки. Это, конечно же, упрощало и ускоряло пограничный контроль.
Раздел II установил долгосрочную программу мер, которые сторонам надлежало осуществить с целью окончательной отмены проверок на общих границах (ст.17). В его нормах можно увидеть достаточно четкий план законодательных и иных реформ, о необходимости которых уже говорилось выше. Правда, Соглашение 1985 г. ограничилось закреплением только общих направлений и графика процесса реформирования. Изменения в законодательстве предстояло осуществить позднее, уже на основании Конвенции 1990 г.
Характеризуя Шенгенское соглашение в целом, следует обратить внимание еще на одну его примечательную особенность. Большинство положений этого документа по своему характеру являются так называемыми «нормами-задачами», о чем дают знать формулировки диспозиций его статей: государства-участники «будут стремиться», «прилагать усилия», «развивать свое сотрудничество», «проведут изучение» и т.п.
Осуществление данных задач возлагалось на правительства и другие органы исполнительной власти государств-участников. По этой причине рассматриваемый документ, будучи по своей форме межправительственным соглашением, не требовал обязательной ратификации или аналогичных процедур, предполагающих участие глав государств и национальных парламентов. Он мог вступать в силу на основании подписания его текста представителем соответствующего правительства (ст.32).
Шенгенское соглашение 1985 г. - первый, еще достаточно робкий шаг в направлении «полной отмены препятствий свободному передвижению на общих границах» (преамбула Шенгенского соглашения). Последние становились более «прозрачными», но не до конца, пограничный контроль сокращался и упрощался, но продолжал сохраняться.
Главное достижение этого документа состояло в другом. Шенгенское соглашение от 14 июня 1985 г. впервые юридически констатировало решимость государств-участников вести дело к полному открытию границ для передвижения людей. И не только констатировало, но также закрепило программу мер по реализации поставленной цели.[4]
В этой связи, давая общую оценку рассматриваемому документу, с использованием аналогии из гражданского права его можно назвать «предварительным договором». Соглашение 1985 г. послужило юридической основой для подготовки и подписания другого документа, который, вопреки своему названию, является главным правовым источником Шенгенского процесса.
1.2. Шенгенская конвенция 1990 г.
Спустя немногим более пяти лет с момента заключения Шенгенского соглашения, 19 июня 1990 г., представители тех же пяти стран Европейских сообществ, снова в Шенгене, заключили новый договор, который на сей раз имел межгосударственный характер: «Конвенцию о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах». Сокращенное, хотя и неофициальное название этого документа, - Шенгенская имплементационная конвенция или просто Шенгенская конвенция.
В отличие от своего предшественника, Конвенция 1990 г. - довольно обширный документ, который занимает большую часть объема настоящего издания. Вместе с преамбулой, не содержащей юридических норм, он включает 142 статьи, которые объединены в 8 разделов. Три из них далее подразделяются на главы, а одна глава (посвященная визам) - также на отделы.
Раздел I содержит положения, которые в юридической науке принято именовать «нормами-дефинициями». Единственная статья данного раздела (ст.1) формулирует определения важнейших понятий, часто используемых в последующих статьях и разделах Конвенции: внутренние и внешние границы, пограничный контроль, перевозчик и др.
Раздел II, по-видимому, способен представлять наибольший практический интерес для рядовых граждан - как Европейского союза, так и иностранцев. Поэтому остановимся на его содержании более подробно. Нормы этого раздела закрепляют правовой режим свободного пересечения границ между государствами Шенгенской зоны и вводят единую (Шенгенскую) визу.
Раздел открывается положением, которое выступает квинтэссенцией всего Шенгенского процесса: внутренние границы, то есть границы между государствами-участниками Конвенции, разрешается пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю (параграф 1 ст.2).