Механизм активизации
менеджера обеспечивает компенсацию
развития подобных тенденций,
осуществляя своевременное применение
эффективных мер воздействия.
Теоретически подобные меры могут
включать достаточно разнообразный
спектр как превентивных, так
и оперативных реакций, но на
практике, осуществляются в виде
формирования и применения в
той или иной степени жесткой
системы внешнего принуждения
работника к соблюдению определенных
правил и норм поведения в
организации
С целью
обеспечения эффективной координации
и гармоничного взаимодействия
организация или общество в
целом формируют систему внешних
инструментов воздействия на
работников .Она представляет собой универсальную
палитру достаточно разнообразных стимулов,
принуждающих каждого или целую группу
к определенной коррекции собственной
активности, целенаправленной деятельности,
соблюдению сложившихся или установленных
процедур .
Каждому человеку
следует стараться стать более
открытым и положительно настроенным.
Это особенно ценно для менеджеров,
ведь именно они ответственны
за возбуждение в других желания
брать на себя инициативу и
добиваться результата. Основной
выбор, который делает в жизни
каждый: иметь положительное или
отрицательное отношение к окружающему
миру. Осознание этой разницы
оказалось полезным для менеджеров.
Те, кто принимает положительное отношение
к жизни, заинтересованы в том, чтобы налаживать
контакт с окружающими, испытывать новое,
хотят чего-то добиться. Они рассматривают
каждую ситуацию как полную разных возможностей.
Они стремятся пусть и не к самым серьезным,
но к расширяющим их возможности испытаниям,
готовы к риску и экспериментированию
ради того, чтобы обеспечить собственный
рост и развитие. Они стремятся устанавливать
обратные связи с окружающими и заинтересованы
в открытых и лишенных характера эксплуатации
отношениях с ними. Они в течение своей
жизни готовы изменяться, проходя периоды
переоценки ценностей и адаптации к новым.
Опыт тяжело дается им, потому что они
глубоко переживают свои подъемы и спады
.
Тех же, кто
избирает отрицательное отношение,
характеризует недостаток открытости
и ограниченная подвижность. Им
трудно быть предприимчивыми,
и они не способны вырваться
из круга рутинных операций, не
приносящих удовлетворения и
не обеспечивающих саморазвития.
Они избегают риска и испытаний,
или, напротив, такие люди иногда
идут на риск, почти не думая
о своем благосостоянии. Отношения
с окружающими у них обычно
поверхностны или отрицательны,
они сопротивляются установлению
обратных связей, общение с ними
неплодотворно. Общая пассивность
может у них сопровождаться
неискренностью, стремлением поэксплуатировать
других и другими поступками,
негативно влияющими на отношения
с людьми.
Итак, в каждом
человеке есть активная и пассивная
сторона, и ни одного нельзя
полностью отнести к той или
другой категории. Вы сами можете
решить, какую часть своей натуры
вы хотели бы поддерживать
и поощрять. Подобное решение
имеет фундаментальный характер.
2.2 Анализ затрат рабочего
времени менеджеров предприятия
Время - это
ресурс, с которым можно разумно
обращаться, но которым можно
и серьезно злоупотреблять. Занимаясь
слишком многим одновременно, трудно
добиться результата во всем,
поэтому мы должны выбрать,
как распределить время, при
этом важен и способ, которым
мы осуществляете подобный выбор.
На распределение времени влияет
много факторов, в том числе
следующие:
• Обычные требования работы;
• Чрезвычайные или дополнительные
требования, возникающие в работе;
• Ожидания окружающих;
• Личные надежды и стремления;
• Чувство долга и уже
взятые на себя обязательства;
• Привычная практика.
Поскольку
многие решения о том или
ином использовании времени принимаются
неосознанно и инстинктивно, время
зачастую тратится без какой-либо
оценки реальной полезности таких
затрат. Менеджеры должны относиться
ко времени как к ценному
ресурсу, подобному деньгам в
банке. Время предоставляет возможности,
и управление временем обеспечит
расширение этих возможностей
Цели, содержащие
направление действий, должны также
указывать скорость движения. Это
необходимо для того, чтобы менеджеры
могли хорошо распределить свое
время и другие ресурсы. Если
цель не имеет временных границ,
нет и никакой возможности
следить за своими успехами.
В ООО «Рационал»
некоторые менеджеры выполняют значительный
объем работы в ограниченные сроки, другие
жалуются, что не могут достичь определенных
результатов из-за «недостатка времени».
Для последних возможность научиться
более эффективно и разумно распоряжаться
временем поистине драгоценна. Начав изучать
использование времени, мы пришли к некоторым
из следующих оценок:
• Я позволяю себе тратить
свою время на других.
• Я растрачиваю время
на мелочи.
• Я позволяю отнимать у
себя время эмоциям.
• Я не умею достаточно хорошо
планировать и, как следствие, создаю
себе работу, требующую дополнительных
затрат времени.
• Я делаю то, что могли
бы выполнить другие.
• Я не добиваюсь целей
в поставленные мною, сроки.
Ключ к улучшению
использования времени - это осведомленность.
Наблюдать
за затратами своего времени
менеджерам помогает оценка, действительно
ли затраты времени соответствуют
нуждам. Они задают себе следующие
вопросы:
• Что я испытываю, делая
определенную работу?
• Какие свои способности
я использую?
• Каков результат моих
временных затрат?
• Испытываю ли я напряжение
в данный момент?
• Действительно ли я
полон энергии и сил?
• Как и почему я решил
потратить время именно на это?
Следует обратить
внимание: эти вопросы служат
лишь для получения информации,
не для вынесения суждений. Если
мы не удовлетворены собой,
наши суждения могут затруднить
процесс обучения и внесения
изменений. Тут более полезно
просто посмотреть на то, как
мы тратим время, и собрать
эти наблюдения. Это мало-помалу
повлияет на нашу самооценку,
и перемены произойдут сами - собой.
Ключом к такому методу наблюдения
и обучения является самосознание.
Менеджеры на предприятии располагают
ограниченным количеством времени
и должны, вкладывая его, максимизировать
свои результаты.
Менеджеры
в ООО «Рационал» рационально распоряжающиеся
временем, имеют четыре общих черты:
1. Они бережливо
относятся к своему времени,
осознавая, что это бесценный
ресурс, требующий разумного обращения
с ним. Прежде чем принять
решение о выделении времени
на какую-либо конкретную деятельность
они оценивают, так ли уж
она полезна. Деятельность, которая
не обещает весомых результатов,
сразу же отвергается.
2. Они совершенствуют
умение делегировать свои полномочия.
Перераспределение полномочий представляет
собой процесс передачи задач
от одного лица к другому.
С передачей своей ответственности
за выполнение задачи, полномочий
и возможностей по ее решению
высвобождается время на более
ценную деятельность.
3. Они планируют
использование времени. Составляется
расписание действий, готовится та или
иная форма сетевого плана, чтобы обеспечить
выбор рационального решения.
4. Их подход
к решению проблем основан
на оценке его эффективности.
При возникновении трудностей
и в моменты, когда необходимо
найти решение, менеджеры, эффективно
использующие время, выбирают
такой метод, который приведет
к эффективному решению проблемы.
Менеджеры, способные
управлять собой, характеризуются следующим:
поддерживают свое здоровье, ограничивают
рабочее время, следят за равновесием
между личной и деловой жизнью, планируют
и устраивают себе перерывы для отдыха,
разумно относится к своим поездкам, свободно
выражают эмоции, стремится к самопознанию,
хорошо используют время, развивают разумное
общение с окружающими, смотрят на неудачи
как на нечто в целом неизбежное и даже
полезное, обладают большим чувством собственного
достоинства, способны сносить неодобрение
и даже нелюбовь к себе, избегают стрессов,
принимают не каждый вызов, берут на себя
только те нагрузки, с которыми могут справиться.
Однако не все менеджеры в ООО «Рационал»
способны эффективно управлять собой.
У каждого
возникает немало проблем, связанных
с дефицитом времени. Изо всех
человеческих ресурсов этот ресурс,
пожалуй, самый желанный, дефицитный
и невосполнимый. Однако менеджеру
эту общую для большинства
людей проблему приходится решать
весьма специфическими методами.
Менеджеры
предприятия, умеющие правильно
пользоваться своим временем, добиваются
нужного результата прежде всего с
помощью грамотного планирования своей
деятельности. Иными словами, они сначала
думают, а потом делают, - а не наоборот.
Они не жалеют времени на обдумывание
своих будущих действий, особенно в тех
случаях, когда требуется предварительная
постановка целей. Еще больше времени
они тратят на систематическое обдумывание
способов решения проблем, для которых
характерна периодическая повторяемость
.
Большинство
из них тратят колоссальное
количество времени - мелкими
порциями, пытаясь оценить эффективность
и качество работы своих подчиненных.
Но те, кто умело пользуется своим временем,
никогда не позволяют себе подобной роскоши.
Они предпочитают оценивать своих подчиненных
систематически - раз в год. Таким образом,
потратив лишь несколько часов, они получают
ответы на все интересующие их вопросы,
и принимают соответствующие решения,
касающиеся, например, заработной платы
каждого подчиненного, его продвижения
по службе и распределения работ между
сотрудниками предприятия.
Менеджер, умело
пользующийся своим временем, никогда
не тратит много времени на
модификацию технологии производства
продукции, выпускаемой их предприятием.
Для этого они раз в году
выделяют, например, несколько дней
и вырабатывают основы политики
компании, цели и правила проведения
модификации технологии, необходимые
объемы этой модификации. Затем
они сразу же определяют требуемые
для этой модификации ресурсы
(трудовые и материальные). Если
они сталкиваются с периодически
повторяющимся кризисом, то не
жалеют времени на выяснение
его причин и поиск способов
предотвратить его повторение. Это
действительно может потребовать
немало времени, но в долгосрочной
перспективе обеспечивает несомненный
выигрыш. Менеджеры, умело пользующиеся
своим временем, как правило, тратят
гораздо больше времени на
общение со своими руководителями,
чем на разговоры с подчиненными.
Разумеется, они стремятся поддерживать
хорошие отношения с подчиненными
и никогда не уклоняются от
общения с ними, но это общение
для них своего рода "побочный
продукт", производство которого
не требует особых усилий с
их стороны. Они никогда не
обсуждают с подчиненными свои
собственные проблемы, зато знают,
как заставить подчиненных поведать
об их проблемах. Они, например,
охотно тратят время на устраиваемые
каждые полгода встречи с подчиненными,
во время которых каждый работник
излагает менеджеру свои цели,
планы и потребности (включая
возможную помощь со стороны
менеджера, если таковая требуется).
Раз в полгода менеджер может
потратить целый день на подобные
индивидуальные беседы с каждым
из своих подчиненных. Таким
образом, в промежутке между
этими беседами менеджеру не
приходится уделять много времени
общению с ними .
Менеджер, как
правило, тратит немало времени
на рассмотрение проблем своего
руководителя и обдумывание способов,
которыми он мог бы помочь
решению этих проблем. Иными
словами, он принимает на себя
часть ответственности за судьбу
своего босса, рассматривая ее
в неразрывной связи со своей
собственной судьбой как менеджера.
В результате ему, скорее всего,
не понадобится дополнительное время
для разрешения противоречий, вытекающих
обычно из путаницы целей и точек зрения.
Можно сделать
вывод, что рабочее время подлежит
нормированию. Нормирование - важнейшая
составная часть, можно сказать,
база управления рабочим временем.
Установление прогрессивных норм
времени необходимо для определения
многих производственных факторов:
численности работников, ИТР и
служащих, их заработной платы,
определения итогов работы, а
также материального и морального
стимулирования.
Менеджеры
в ООО «Рационал» обычно начинают
свой рабочий день раньше своих подчиненных
и до их прихода составляют и уточняют
для них задания, а также предпринять все
необходимые меры для их успешного выполнения.
2.3 Повышение эффективности
саморазвития менеджера на предприятии
ООО «Рационал»
Направления
повышения эффективности саморазвития
менеджера в ООО «Рационал» складываются
скорее эмпирически, чем научно обоснованно,
и все же здесь можно выделить ряд уже
утвердившихся и доказавших успешность
решения задач. К ним относятся: профессиональная
диагностика и ориентация, прогнозирование,
планирование и построение карьеры, освоение
профессии и достижение мастерства, увеличение
отдачи и обеспечение должностного роста.
Их постановка повышает эффективность
использования потенциала менеджера как
основного источника решения стоящих
перед ним задач и улучшения результатов
работы предприятия в целом. Со стороны
менеджера продвижение и назначение должно
поддерживаться его инициативой и самоорганизацией,
отражающими уровень профессиональной
грамотности, карьерные амбиции и активность
личности в достижении поставленных целей.
Естественно, что такое взаимодействие
должно быть целенаправленно и глубоко
интегрировано в процессы управления
персоналом корпорации, что обеспечивает
перманентность отбора, подготовки и выдвижения
наиболее перспективных работников. Собственно
карьерное продвижение и получение полномочий
является одним из основных стимулов,
а закрепление и использование статуса
новой должности мотивом повышения эффективности
работы менеджера. На оптимальном сочетании
и конструктивном взаимодействии этих
мотивов и стимулов основывается вся система
повышения эффективности работы предприятия.
Вместе с тем карьерный рост, должностное
продвижение становятся определяющими
успех показателями ряда, но далеко не
всех менеджеров. Периодичность того или
иного продвижения объективно предопределяется
необходимостью смены вида, характера
и содержания деятельности менеджера,
обусловленной его привыканием к должности.
Проявлением такой индивидуальной психофизиологической
характеристики отношения менеджера к
своим обязанностям является снижение
эффективности его труда после определенного
периода работы в должности.