Самопознание и саморазвитие в деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:
личностного развития (личностного роста);
интеллектуального развития;
профессионального (квалификационного) развития;
поддержания физического состояния (оздоровления).

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……..3
Глава 1. Эмоциональный интеллект менеджера: понятие, структура, развитие……………………………………………………………………………4
Методы самопознания и саморазвития менеджера…………….................7
«Окно Джохари» как метод самопознания………………………………..9
Глава 2.Исследование саморазвития менеджеров в ООО «Рационал»………13
2.1 Механизм активизации менеджера на предприятии…………………….14
2.2 Анализ затрат рабочего времени менеджеров предприятия…………….17
2.3 Повышение эффективности саморазвития менеджера на предприятии ООО «Рационал»………………………………………………………………...22
Глава 3.Развитие профессиональных навыков (компетенций) менеджера..26
3.1 Структура профессиональных навыков менеджера…………………30
3.2 Ключевые элементы самосознания менеджера……………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 160.16 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                   ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

            СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

                                                          УПРАВЛЕНИЕ_»

 

 

 

 

                 К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: _ Теория управления

 

Тема: Самопознание и саморазвитие в деятельности менеджера

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил: Садовских В.А.

                                                                               Студент __2__ курса

                                                                               ____4_______ семестр

  

 

 

 

 

 

 

 

 

____11. 06. 2013__

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………  ……..3

Глава 1. Эмоциональный интеллект менеджера: понятие, структура, развитие……………………………………………………………………………4

    1. Методы самопознания и саморазвития менеджера…………….................7
    2. «Окно Джохари» как метод самопознания………………………………..9

Глава 2.Исследование саморазвития менеджеров в ООО «Рационал»………13

   2.1 Механизм активизации  менеджера на предприятии…………………….14

  2.2 Анализ затрат рабочего  времени менеджеров предприятия…………….17

  2.3 Повышение эффективности  саморазвития менеджера на предприятии ООО «Рационал»………………………………………………………………...22

Глава 3.Развитие профессиональных навыков (компетенций) менеджера..26

3.1 Структура профессиональных  навыков менеджера…………………30

3.2 Ключевые элементы самосознания  менеджера……………………….32

Заключение………………………………………………………………………35

Список литературы……………………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Саморазвитие менеджера — это  процесс осознанного целенаправленного  развития себя как руководителя, который включает самостоятельное  совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных  качеств, компетенции в целом,  обеспечивающих эффективность профессиональной  деятельности. Данный процесс представляет  собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о  профессиональном развитии человека говорят  в тех случаях, когда уровень  его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у  одних людей происходят такие  изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для  целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

  • внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
  • способность к саморазвитию;
  • понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних  факторов: - организационных и социально-психологических  условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;

- доступности для него  современных информационных систем, а также подготовленности к  работе с ними;

- методического обеспечения  условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:

  • внутренняя мотивация профессиональной деятельности;
  • способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера  в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных  внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции  эффективно и качественно. Поэтому  первым диагностическим признаком  саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эмоциональный  интеллект менеджера: понятие,  структура, развитие

         Под эмоциональным (чувственным) интеллектом в современной психологии понимают определенную способность человека воспринимать собственные чувства и откликаться на чувства других людей.

Для человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом характерны: высокий уровень самосознания, восприимчивость, умение управлять эмоциями и налаживать позитивные отношения с людьми.

 Что дают вышеперечисленные  навыки?

Осознание. Эта способность помогает человеку найти контакт, прежде всего с самим собой. Для человека всегда важно знать, какие чувства он испытывает и что говорят ему эти чувства.

Управление эмоциями. Данное умение помогает предотвратить негативные последствия реакции на неприятные события.

Восприимчивость. Под этим навыком подразумевается умение внимательно и с повышенной чуткостью относиться к эмоциональному состоянию окружающих.

Позитивные взаимоотношения. Способность строить такие отношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества, безусловно, помогают человеку в личной жизни и на работе.

Людей, которые всерьез  поработали над повышением своего чувственного интеллекта, считают преуспевающими в различных сферах жизни. Они  легко находят баланс в проявлении чувств. Для того чтобы этого достичь  следует развивать в себе следующие  позитивные эмоции:

  • спокойное состояние;
  • любовь;
  • сопереживание;
  • душевный подъем.

И в то же время не нужно  давать воли таким негативным проявлениям  как:

  • ярость;
  • депрессивное состояние;
  • эгоцентризм.

Этапы развития представлений  об эмоциональном интеллекте

1. Сама идея эмоционального  интеллекта выросла из понятия  социального интеллекта, которое  разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джон Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии науки об интеллекте вначале слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная (чувственная) составляющая мышления отошла на дальний план. В сфере же социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно (мыслительно)-эмоциональный процесс.

2. Другой предпосылкой  повышенного внимания к эмоциональному  интеллекту стала гуманистическая  психология. После того, как Абрахам  Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы. Впоследствии один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части:

1) способность воспринимать  или чувствовать эмоции (как свои  собственные, так и другого  человека);

2) способность направлять  свои эмоции в помощь разуму;

3) способность понимать, что выражает та или иная  эмоция;

4) способность управлять  эмоциями.

Как позже написал коллега  Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

3. Следующим этапом сдвиг  к усилению роли личностных  характеристик. Крайним выражением  этой тенденции стала модель  Бар-Она, в которой он вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

4. Американский исследователь  Дэниел Гоулмен, работая с лидерами компаний, обнаружил, что EQ оказывает гораздо большее влияние на потенциал успеха личности (85%), чем умственный интеллект (15%). То есть, успех зависит от умения управлять своими эмоциями в гораздо большей степени, нежели от умственных способностей.

Ученый Митч Энтони развил идеи Гоулмена и успешно применил их в обучении торговых и страховых агентов, менеджеров по продажам, консультантов и других профессионалов, чей успех напрямую зависит от их способности эффективно общаться с другими людьми.

Таким образом, понятие «эмоциональный интеллект» активно используется не только в научных исследованиях  и прикладной психологии, но и в  бизнесе. 

 

1.1 Методы самопознания  и саморазвития менеджера

 

Если вспомнить данный тысячи лет назад совет дельфийского оракула: «Познай самого себя», —  то вас вряд ли удивит, что именно самосознание является первейшей составляющей эмоционального интеллекта. Самосознание означает наличие глубокого понимания  собственных эмоций, а также своих  сильных и слабых сторон, потребностей и мотивов.

Люди с развитым самосознанием  реалисты: они не слишком самокритичны, но и не питают несбыточных надежд. Они не лукавят сами с собой  и честны в отношениях с другими.

Человек, который обладает развитым самосознанием, прекрасно  представляет себе, какое воздействие  его чувства оказывают на него самого и на окружающих людей и  как они отражаются на трудовых показателях. Например, зная, что приближение  срока выполнения задания обычно выбивает его из колеи, он тщательно  планирует свое время и старается  заранее отлично выполнить всю  работу. Менеджер, обладающий высоким  уровнем самосознания, сумеет поладить с требовательным клиентом. Он сможет определить, как клиент повлиял на его настроение, и понять глубинные  причины своего недовольства. «Их  банальные требования уводят нас  от настоящей работы», — найдет он объяснение своему раздражению. Вслед  за тем такой сотрудник посмотрит  на вещи шире и направит свой гнев в  конструктивное русло.

Наделенные развитым самосознанием  лидеры, кроме того, хорошо понимают свои ценности, цели и мечты. Они  знают, куда держат курс и почему. Например, они способны быть жесткими и решительно отклонить заманчивое с финансовой точки зрения предложение, если оно противоречит их принципам или не укладывается в долгосрочные планы. И наоборот, человек, которому недостает самосознания, будет, вполне возможно, принимать решения, которые вызовут у него душевное смятение, поскольку для этого ему будет нужно пренебречь основными ценностями. «Деньги были приличными, так что я согласился на эту работу, — может сказать такой человек, отработав на «не своем» месте два года, — но работа так мало для меня значит, что мне все надоело». Решения людей, обладающих развитым самосознанием, согласуются с их ценностями, а следовательно, работа для них зачастую источник энергии.

Как определить самосознание? Первое и самое главное: это качество проявляется в искренности и  способности к реалистичной самооценке. Люди, наделенные высоким самосознанием, способны ясно и откровенно — хотя не обязательно экспансивно или  проникновенно — говорить о своих  эмоциях и о том, как те влияют на их работу. Например, одна моя знакомая — менеджер — была скептически  настроена в отношении нового отдела по работе с клиентами, которую  ее компания, крупная сеть универмагов, готова была создать. Не дожидаясь вопросов со стороны своей команды и  руководства, она высказала им свои соображения: «Мне трудно поддерживать открытие этого отдела, — призналась она, — потому что вообще-то мне  самой хотелось руководить этим проектом, но я не прошла отбора. Потерпите  немножко, а я пока постараюсь побороть свое разочарование». Менеджер, как  и обещала, действительно разобралась  в своих чувствах. Неделей позже  она уже полностью одобряла проект.

Такое разумное отношение  к себе можно заметить у человека при устройстве на работу. Попросите  специалиста, претендующего на ту или  иную вакансию, описать случай, когда  он позволил себе поддаться чувствам и сделал нечто, о чем впоследствии сожалел. Обладающие развитым самосознанием  кандидаты обычно признают свои неудачи  — и часто рассказывают о них с улыбкой. Один из признаков самосознания — умение посмеяться над собой.

Информация о работе Самопознание и саморазвитие в деятельности менеджера