В настоящее время
предпринимательская деятельность
по трудоустройству граждан России
за рубежом лицензируется и его
занимаются организации и фирмы,
имеющие соответствующие лицензии.
Желающие уехать работать за границу
могут также обратиться в Управление
по делам трудящихся-ми грантов Минтруда
и заполнить там анкету. Потом
работодатели отбирают кандидатов, которые
проходят тестирование. Как правило,
контракт заключается на 3-4 года. С
рядом стран подписаны межправительственные
соглашения по вопросам трудовой миграции
и соглашения о статусе российских
мигрантов. Так, в соглашении с Германией
оговариваются: возраст работника,
сроки найма, условия труда и
его оплаты, медицинское обслуживание,
вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и
др.
Пока
еще рано говорить о приоритетности
эмиграционной или иммиграционной
политики в отношении рынка рабочей
силы в России. Акцент в первом случае
должен быть сделан на обеспечение
условий возвращения специалистов,
а во втором -- на трудоустройство
потоков беженцев и вынужденных
переселенцев из стран «ближнего
зарубежья» и регионов, охваченных
гражданскими конфликтами.
3.3 Государственное регулирование трудовой миграции
в России
На
сегодняшний день, основной целью
государственной миграционной политики
в России является стимулирование законной
и регулируемой трудовой миграции,
идущей в русле экономических, демографических
и внешнеполитических интересов
в России. Меры для упорядочения
миграционных отношений и противодействия
нелегальной миграции определены в
Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на 2006-2008
гг., утверждённой Правительством 19 января
2006 г. Основные задачи в области миграции
- усиление позитивного влияния миграционной
политики на социально-экономические
и демографические преобразования
России, продвижение интересов России
в международных отношениях, обеспечение
национальной безопасности.
К
приоритетам государственной миграционной
политики относятся:
-
повышение миграционной привлекательности
России, в частности, создание
условий для привлечения в
страну квалифицированных легальных
трудовых ресурсов и снижение
эмиграции из России;
-
содействие добровольному переселению
на постоянное место жительства
в Россию соотечественников из-за
рубежа;
-
создание благоприятных условий
для совместной жизнедеятельности
коренного
населения и мигрантов;
-
повышение эффективности противодействия
нелегальной миграции в
системе
общей борьбы с преступностью
и терроризмом на национальном и
международном уровнях.
-
дальнейшее развитие миграционного
законодательства, в том числе
в части сокращения сроков
получения российского гражданства;
-
совершенствование миграционного
учёта иностранных граждан.
Принципиальный
подход Правительства РФ состоит
в том, что количество привлекаемых
мигрантов должно чётко соотноситься
с потребностями национальной экономики
и не перевешивать интересы российских
работников.
Российское
законодательство, регулирующее труд
иностранных работников-мигрантов
состоит из:
- Конституция
РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41,
43, 45, 46, 62
- Трудовой
кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными
несколькими Федеральными законами
- Федеральный
закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в РФ»
- Федеральный
закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения
в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
- Федеральный
закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
- Федеральный
закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном
учете иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации»
- Постановление
Правительства Российской Федерации от
15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении
на 2007 год допустимой доли иностранных
работников, используемых хозяйствующими
субъектами, осуществляющими деятельность
в сфере розничной торговли на территории
Российской Федерации.
Принятием
в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ»,
внесены чрезвычайно важные для бывших
советских граждан поправки в него. Но,
главное, как мы уже отметили, была принята
Концепция регулирования миграционных
процессов в РФ, что свидетельствовало
о стремлении определить и обозначить
общие приоритеты миграционной политики,
утвердить позицию государства в данной
области и упорядочить ее нормативно-правовую
базу.
Концепция
регулирования миграционных процессов
представляет собой систему взглядов
на содержание и основные направления
деятельности органов государственной
власти РФ в области управления миграционными
процессами, включает в себя характеристику
современной миграционной ситуации,
цели, принципы и задачи регулирования
миграционных процессов, основные направления
деятельности и, конечно, механизм реализации.
Заключение
Проблемы миграции
затрагивают почти все страны
мира. Основные потоки мигрантов направляются
в США, Канаду, Австралию, Западную Европу
и Ближний Восток, причинами столь
огромных масштабов миграции являются
как экономические, так и политические
основания.
Все страны мира в
различной степени втянуты в
международную трудовую миграцию. Основная
проблема, которая стоит перед
государствами мира, - как обеспечить
свое участие в международном
трудовом обмене. Степень участия
стран мира в международном трудовом
обмене различна и зависит от основных
экономических параметров их развития
в современных условиях. Участие
России в этом мировом процессе неизбежно.
Введение типов миграционной политики
показало, что страны мира ведут
политику, обусловленную их положением
в мировых миграционных потоках.
Так, у стран-экспортеров рабочей
силы доля экономически активного населения
в целом ниже, чем у стран-импортеров,
что служит признаком того, что
экономическая ситуация способствует
созданию рабочих мест. В то же время,
если в экономически активное население
стран-экспортеров включить их население,
находящееся за рубежом, то уровень
экономически активного населения
у стран-экспортеров повышается,
подтягиваясь к уровню стран-импортеров,
а у последних, за вычетом заемных
трудовых ресурсов, понижается. Причем
обе группы стремятся к гармоничному
уровню 35-40%, который можно считать
демографически обоснованным.
Видно также, что
миграция оказывает существенное влияние
на социально-экономическое и демографическое
развитие практически всех стран, участвующих
в этом процессе.
В самой группе основных
мировых государств-экспортеров
рабочей силы происходят определенные
сдвиги, меняющие наши устойчивые представления
о том, что экспорт рабочей
силы - удел только слаборазвитых стран.
Напротив, крупнейшие экспортеры - это
среднеразвитые развивающиеся страны,
а также промышленно развитые страны мира,
которые поставляют рабочую силу в более
промышленно развитые страны. Таким образом,
эффективность участия в экспорте рабочей
силы привлекательна для любого государства,
независимо от уровня его развития. Миграция
рабочей силы всегда была неотъемлемой
частью интеграции.
Межгосударственные
отношения характеризуются тенденцией
к сближению национальных рынков
рабочей силы, все большей прозрачностью
границ, усилиями по взаимодействию в
области иммиграционного контроля.
Особенно характерно это для стран
с высоким уровнем экономического
развития, прежде всего, Северной Америки
и Западной Европы.
Список
использованной литературы
- Денисенко М.Б.,
Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная
политика в Российской Федерации и странах
Запада. - М., 2009. – 214 с.
- Ивахнюк И.,
Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность
России: угрозы, вызовы, риски // Миграция
и национальная безопасность / Научная
серия: Международная миграция населения:
Россия и современный мир. - 2008. – 105с.
- Миграционная
политика западных стран. Альтернативы
для России. М., 2008. - 163 с.;
- Попов А.Д. Иностранная
рабочая сила в экономике России // Международная
научнопрактическая конференция «Миграция
населения и перспективы демографического
развития России». 22 ноября 2006 года (Доклады
и тезисы докладов.) - М., 2006. - 146 с.
- Регент Т.М. Миграция
в России. Проблемы государственного регулирования. -
М., 2009 - 185 с.;
- Тюркин М.Л. Миграционная
система России: Монография. - М.: Издательский
дом «Стратегия», 2009. – 209 с.
- Тюрюканова Е.В. Глобализация
международной миграции // Гендер и экономика:
мировой опыт и экспертиза российской
практики. - М., 2008. – 316 с.
- 42. Юркин М.Л. Историко-правовой
анализ миграционных систем России, США,
Франции и ФРГ. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.
– 258 с.
- Витковская Г.С. Незаконная
миграция в России: ситуация и политика
противодействия // Нелегальная иммиграция
/ Научная серия: Международная миграция
населения: Россия и современный мир. -
2008. - Вып. 9. - С. 14
- Калашников
С. Развитие рынка труда - неотъемлемый
элемент государственной политики. // Человек
и труд. - 2008. - №5 - С. 41
- Куценко Т.И. Нелегальная
миграция и незаконная занятость иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ // Нелегальная
иммиграция / Научная серия: Международная
миграция населения: Россия и современный
мир. - 2009. - №9. - С. 78
- Шевердова
Г. Национальный состав России в свете
итогов Всероссийской переписи населения
2008 года, причины, перспективы его изменения. //
Вопросы статистики. - 2008. - №7 - С. 48