Россия и международная миграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Международное разделение труда предполагает не только обмен товарами, произведенными на основе разделения труда, но и межгосударственное перемещение самого труда – международную миграцию рабочей силы. Межстрановое перемещение рабочей силы носит специфический характер, так как рабочая сила является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений.

Содержание

Введение 2

1. Мировой рынок труда 4

2. Регулирование международной миграции рабочей силы 7

3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов 10

3.1 Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию 10

3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России 15

3.3 Государственное регулирование трудовой миграции в России 17

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1. Мировой рынок  труда 4

2. Регулирование международной  миграции рабочей  силы 7

3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов 10

3.1 Иностранная иммиграция  рабочей силы в  Россию 10

3.2 Особенности экспорта  трудовых ресурсов  из России 15

3.3  Государственное регулирование трудовой миграции в России 17

Заключение 20

Список  использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение

       Международное разделение труда предполагает не только обмен товарами, произведенными на основе разделения труда, но и межгосударственное перемещение самого труда – международную  миграцию рабочей силы. Межстрановое перемещение рабочей силы носит  специфический характер, так как  рабочая сила является не только объектом, но и субъектом международных  экономических отношений.

       Сегодняшний мир - мир  динамики и скорости. Чтобы в нем  выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать  новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь  грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и  время применения своих знаний, которое  в максимальной мере удовлетворяло  бы насущные потребности человека.

       Трудовая миграция, как явление, известна более тысячи лет. Она беспрестанно изменялась в  связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение  людей. И во все времена этот процесс  нуждался в управлении и контроле. В наши дни это - вполне сформировавшийся процесс, занимающий важное место в  жизни практически каждой страны.

Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно  направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих  в миграционном процессе.

       Миллионы людей  покинули родные места и устремились  в другие страны в поисках материального  достатка и избавления от неравенства. За последние десятилетия происходит интенсификация процессов миграции, выражающаяся как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления  передвижения трудовых потоков. Теперь это явление достигло таких размеров, что государства и международные организации, ранее не испытывавшие проблем с миграцией, вынуждены объединять усилия для разрешения возникающих проблем, связанных с миграцией.

       В настоящее время  во многих странах мира резко обострилась  проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев), вопрос приема и адаптации которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии, с экономической выгодой  для принимающего государства, однако заставляет страны-участницы этого  процесса вступать в международные, в том числе экономические  связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами.

       На многие вопросы, возникающие в связи с усиливающейся  обеспокоенностью проблемой международной  миграции, нет четких ответов в  основном из-за отсутствия точных и  самых последних данных, касающихся международной миграции. Но попытки  рассмотреть некоторые из этих вопросов посредством обзора масштабов и  тенденций международной миграции и политики, осуществляемой в области  миграции странами, регионами и международным  сообществом в целом, все равно  осуществляются экспертами и консультантами ООН.

 
       1. Мировой рынок  труда

       Внешняя миграция рабочей силы (от лат. мигратио – переселение) – это перемещение  трудоспособного населения из одной  страны в другую сроком более чем  на один год. Миграция включает в себя иммиграцию – въезд трудоспособного  населения в данную страну из-за ее пределов и эмиграцию – выезд  трудоспособного населения из данной страны за ее пределы, а также реэмиграцию  – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

       Миграционное  сальдо – это разность между иммиграцией  из страны и эмиграцией в страну.

       Миграция  рабочей силы происходит по причинам экономического и неэкономического характера. К первым относятся:

       • состояние внутреннего рынка  труда в разных странах, т.е. превалирование спроса или предложения труда;

       • межгосударственные различия в уровне оплаты труда;

       • вывоз капитала, вызывающий перемещение  рабочей силы.

       К неэкономическим следует отнести  политико-правовые, демографические, религиозные, национальные, культурные, семейные, экологические  и т.п. причины. Однако все-таки основная причина миграции – разный уровень  дохода, который может быть получен  в разных странах.

       Использование иностранной рабочей силы в настоящее  время становится важным элементом  нормального функционирования, как всего мирового хозяйства, так и отдельной страны. Развитие транспорта и связи существенно интенсифицировали процесс миграции. Основные потоки миграции рабочей силы:

       • из развивающихся стран в промышленно  развитые. Центром притяжения рабочей  силы являются США, Канада, Австралия, Западная Европа. В ряде производств  некоторых промышленно развитых стран доля иностранной рабочей  силы составляет значительные величины. В США – основном центре притяжения как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы – ежегодно легально иммигрирует 740 тыс. человек, а эмигрирует 160 тысяч, т.е. положительное миграционное сальдо составляет более полумиллиона человек. Ежегодный приток рабочей силы в Западную Европу в среднем 600 тыс. человек. Во Франции, например, эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, более 30% – в автомобилестроении; половина всех шахтеров в Бельгии – эмигранты;

       • между промышленно развитыми  странами. Достаточно четко сложилась  тенденция перемещения высококвалифицированной  рабочей силы («утечка мозгов») из стран Западной Европы, Японии в США. В рамках Европейского союза происходит активное перемещение рабочей силы из Испании, Португалии, Греции в более развитые страны ЕС (Германию, Великобританию);

       • между развивающимися странами. Основные направления миграционных потоков  – это эмиграция в новые  индустриальные, нефтедобывающие страны, страны арабских эмиратов из других развивающихся  стран;

       • из промышленно развитых стран в  развивающиеся. Это сравнительно небольшой  поток эмиграции квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны, вызванный преимущественно более  высокой заработной платой, предлагаемой развивающейся страной.

       Последствия миграции рабочей силы для страны-донора, т. е. страны, из которой мигрирует  рабочая сила:

       • переводы из-за рубежа эмигрантами  заработанных средств увеличивают  ВНП, благоприятно отражаются на состоянии  платежного баланса страны;

       • сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие расходы  социального характера, которые  покрываются для эмигрантов другими  странами. Страна-донор экономит на этих расходах, в то же время эмигранты  перестают платить налоги, что  отрицательно сказывается на доходах  бюджета;

       • повысив свою квалификацию и приобретя  определенный опыт за рубежом, реэмигранты  привозят свои знания и опыт на родину, в результате страна, из которой  мигрирурует рабочая сила, получает бесплатно дополнительные квалифицированные  кадры;

       • если страна-экспортер трудоизбыточна, то отток части рабочей силы уменьшает  безработицу, снижает социальную напряженность  в стране.

       Последствия для страны, принимающей мигрантов, могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

       С одной стороны:

       • при импорте квалифицированной  рабочей силы страна экономит средства на образование и профессиональную подготовку. Высококвалифицированные  иммигранты вносят большой вклад  в развитие науки, техники, медицины и т.п.;

       • иностранные рабочие предъявляют  дополнительный спрос на товары и  услуги, стимулируя этим рост производства и повышение занятости;

       • если труд иностранных рабочих оплачивается ниже отечественных, то снижаются издержки производства и повышается конкурентоспособность  отечественных товаров.

       С другой стороны, мигранты увеличивают  расходы бюджетов принимающих стран, могут создавать напряженность  на внутреннем рынке труда и в  обществе в целом. В результате иммиграции могут возникать национальные, религиозные, этнические проблемы.

       Таким образом, конечная оценка эффективности  миграции рабочей силы зависит от соотношения выигрыша страны и ее потерь в результате привлечения  иностранных работников или выезда отечественных работников за рубеж.

       Принято считать, что от перемещения рабочей  силы выигрывают: сами мигранты, их новые  работодатели за рубежом и рабочие, остающиеся в стране-доноре; несут  потери: конкурирующие рабочие в  принимающей стране и предприниматели  в стране-доноре.

 
       2. Регулирование  международной миграции рабочей  силы

       Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и  последствия миграции приобрели  такое значение, что возникла потребность  в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество  международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства  следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной  организации труда (МОТ) обязывает  страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для  информации мигрантов, содействовать  перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка  и сбережений.

       Существует  целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей  силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация  по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.

       Миграционная  политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области  миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных  граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.

       Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.

       Иммиграционная  политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому  и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры  признания документов об образовании  и т.п. В зависимости от национального  состава принимающей страны может  учитываться и национальность иммигранта.

Информация о работе Россия и международная миграция трудовых ресурсов