Для
регулирования процесса иммиграции
используется иммиграционная квота
– число иностранных работников,
которые могут въехать в страну
в течение определенного срока.
Квота может устанавливаться
для всей страны в целом, дифференцироваться
по отраслям, по предприятиям, по странам-донорам,
распределяться по различным категориям
иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной
квоты предназначалось для родственников
граждан США, 20% – для специалистов, в которых
нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение
на въезд иностранцев может достигаться
и за счет законов о профессиях, которыми
не могут заниматься иностранцы.
Помимо
административных используются экономические
методы регулирования. Например, в соответствии
с требованиями некоторых стран
фирмы имеют право принимать
иностранцев по достижении определенного
объема продаж или после внесения
определенной суммы в бюджет; частные
лица могут въехать в страну, если
они могут инвестировать в
экономику принимающей страны определенную
сумму и т.п.
Эмиграционная
политика предполагает:
•
поощрение эмиграции в случае
напряженности на рынке труда (избыточного
предложения) и сдерживание эмиграции
в случае нехватки рабочей силы;
•
принятие нормативных актов, способствующих
поступлению валютных средств от
эмигрантов;
•
контроль за обеспечением для эмигрантов
за рубежом соответствующего уровня
жизни;
•
обеспечение возвращения эмигрантов
на родину;
•
стимулирование приобретения или повышения
профессиональной или образовательной
подготовки эмигрантов за рубежом.
В
современных условиях на международном
рынке трудовых ресурсов растет роль
стран-экспортеров рабочей силы.
Последние, проводя соответствующую
эмиграционную политику, регулируют
масштабы и качественный состав эмигрантов;
заключают двусторонние соглашения,
предусматривающие определенные экономические
и социальные гарантии для эмигрантов;
организуют за рубежом представительства
для осуществления контроля за выполнением
международных соглашений по трудовой
миграции; проводят государственное
лицензирование фирм, занимающихся наймом
граждан для работы за границей и
др.
3. Россия и международная
миграция трудовых ресурсов
3.1 Иностранная иммиграция
рабочей силы в Россию
На протяжении большей
части XX в. международный рынок труда
формировался без участия России.
Ситуация кардинально изменилась с
распадом СССР. В мировом миграционном
круговороте Россия заняла одно из
ведущих мест, и это породило ряд
проблем. Проблемы эти связаны с
масштабами, качественной структурой
эмиграционных иммиграционных потоков
трудовых ресурсов с территории и
на территорию России, формами их движения.
В целом же к началу
XXI в. Россия выдвинулась в тройку
ведущих стран -- центров иммиграции
(после США и Германии). В среднем
в 1992--2002 гг. в США ежегодно въезжали
924 тыс. чел., в Германию -- 865 тыс. чел.,
а в Россию -- 609 тыс. чел. Всего
официально въехало в РФ за указанные
одиннадцать лет 6,7 млн. чел.
По оценкам Федеральной
миграционной службы, число граждан
других стран, работающих в России в
последние годы, быстро увеличивается
(Приложение 6). Общая численность
иностранных граждан, работавших в
России в 2005 году на основании разрешений
на право трудовой деятельности, составила
702,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению
с 2004 годом на 242,1 тысячи человек (на
52,6%). В эти данные не включаются трудовые
мигранты из Белоруссии.
Иностранная рабочая
сила поступает на территорию Российской
Федерации из 132 стран мира, в том
числе из 38 стран Европы, 21 страны
Северной и Южной Америки и
Карибского бассейна, 42 стран Азии,
27 стран Африканского континента, 4
стран Океании.
Наиболее крупными
поставщиками рабочей силы в Россию
из государств-участников СНГ являются
Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия.
За 2005 год численность рабочей
силы, прибывающей из Украины и
Молдавии, увеличилась, по сравнению
с предшествующим 2004 годом, в 1,3 раза,
а из Узбекистана и Таджикистана
- в 2-2,3 раза. Значительно возросла также
численность рабочей силы, прибывающая
в Россию из Армении, Азербайджана и
Киргизии, - в 1,5-2 раза. (Приложение 7).
Сохраняется тенденция
роста численности рабочей силы,
поступающей из Китая, Турции, Вьетнама.
Эти страны по-прежнему остаются основными
поставщиками иностранной рабочей
силы из стран вне СНГ.
К недостаткам указанной
страновой структуры стран-экспортеров
рабочей силы в Россию относится
то, что среди них фактически нет
ни одной экономически высокоразвитой
страны. Большинство трудовых мигрантов
привлекалось для работы в организациях
строительства (38,7%) а также оптовой и розничной
торговли; ремонта автотранспортных средств,
бытовых изделий и предметов личного пользования
(30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства
было привлечено 8,7% иностранной рабочей
силы, в сферу сельского хозяйства, охоты
и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и
связи - 4,7%. Учитывая неравномерность распределения
иностранной рабочей силы по территории
России, можно утверждать, что для РФ миграция
иностранной рабочей силы является как
общефедеральной, так и региональной проблемой.
Соответственно, общая отраслевая направленность
миграции иностранной рабочей силы в Российскую
Федерацию определяется отраслевой направленностью
тех регионов страны, в которые она приходит
в наибольших масштабах (например, в Тюменской
области это нефтедобыча и строительство).
В основном иностранная рабочая сила привлекается
в ограниченный круг российских регионов,
среди которых безусловным лидером является
столица.
Так, в 2005 году в экономику
Москвы было привлечено более 34% от общей
численности иностранной рабочей
силы, Московской области - 7,3%, Свердловской
области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного
округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского
края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского
края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.
Открытость границ
и несовершенство законодательной
базы привели к увеличению нелегальной
миграции в нашу страну. Численность
нелегалов в России в начале XXI
в. оценивается различными ведомствами
страны (Федеральной миграционной службой
МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной
и налоговой службами) от 3 до 10 млн.
чел. Среди нелегально въезжающих в
РФ иностранных граждан преобладают
граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама,
КНДР, Афганистана, а также ряда стран
Африки. Рост нелегальной иммиграции
ведет к целому ряду очевидных
негативных последствий:
- возрастание
масштабов утечки финансовых ресурсов
из России, крупномасштабная неуплата
налогов и др. По официальным данным
Банка России объем денежных переводов,
осуществленных физическими лицами
из Российской Федерации в пользу
физических лиц за границу через
системы денежных переводов и
«Почту России», за 2006г. увеличился в 1,7
раза по сравнению с 2005г. - до 6 млрд.
005 млн. долл. При этом, значительную
часть денежных переводов из РФ осуществляют
мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных
денежных переводов мигрантов из
этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл.
При этом, по данным Федеральной
миграционной службы, неофициально мигранты
из стран СНГ вывозят из России
свыше 10 млрд. долл. в год;
- формирование
значительных по численности этнических
«анклавов» в тех регионах России,
которые вовсе не испытывают недостатка
в трудовых ресурсах, а, напротив, являются
трудоизбыточными регионами, обладающими
весьма благоприятными условиями для
проживания и ведения бизнеса (Краснодарский
и Ставропольский края, Ростовская
область, среднее и особенно нижнее
Поволжье), нередкое игнорирование
этими анклавами российского
законодательства и обычаев коренного
населения и одновременный рост
притязаний на землю, недвижимость приводит
к нарастанию в данных регионах межнациональных
конфликтов;
- активное
участие части нелегальных иммигрантов
в теневом и откровенно криминальном
бизнесе, угрозы их участия в международном
терроризме;
- в
перспективе нарастание таких многочисленных
этнических анклавов создает уже
угрозы национальной военной и геополитической
безопасности страны.
Особым
аспектом нелегальной иммиграции является
в значительной степени неконтролируемый
поток иммигрантов из Китая, прежде
всего в дальневосточные регионы
России. По имеющимся оценкам, в начале
XXI в. в Амурской области, Хабаровском
и Приморском краях проживали 5,5
млн. чел., а в приграничных районах
Китая --102 млн. чел., при этом дефицит
рабочей силы в указанных российских
регионах составлял 5 млн. чел, а численность
безработных в сопредельных китайских
регионах -- 8 млн. чел.
Учитывая
сложившуюся ситуацию, можно предположить,
что иммиграция рабочей силы в
Россию будет нарастать. Проведенные
исследования показывают, что в Россию
прибывают лица активного трудоспособного
возраста, имеющие достаточную профессиональную
подготовку. Причем ряд их характеристик
лучше, чем у трудоспособного
населения некоторых регионов России.
Ожидается увеличение иммиграции и
из стран дальнего зарубежья.
Принципиально
политика России по отношению к иностранной
рабочей силе ориентирована прежде
всего на защиту национального рынка
труда. Российские граждане обладают приоритетным
правом на трудоустройство. Однако недостатком
проводимой в стране миграционной политики
является то, что она по существу
не влияет на целевую направленность
потоков иммигрантов и не оказывает
эффективного воздействия на распределение
иностранной рабочей силы по территории
России. При этом в некоторых регионах
страны налицо противоречивые тенденции,
когда с ростом безработицы одновременно
высоким остается спрос на иностранную
рабочую силу.
Существует
ряд законодательных актов, регулирующих
правовые отношения мигрантов в
России. В октябре 2002 г. вступил в
действие Федеральный закон «О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации», целью которого
является упорядочение иммиграционного
процесса в стране.
С
15 января 2007 года вступил в силу федеральный
закон «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации», который
регулирует отношения, возникающие
при осуществлении учета перемещений
иностранных граждан и лиц
без гражданства, связанных с
их въездом в Российскую Федерацию,
транзитным проездом, передвижением
по территории РФ при выборе и изменении
места пребывания или жительства
в ее пределах, а также выездом
из РФ.
Все
эти меры направлены на регулирование
миграционных потоков рабочей силы
на территории РФ, а также на снижение
преступности связанной с нелегальной
миграцией.
3.2 Особенности экспорта
трудовых ресурсов из России
Другой составляющей
процесса международной миграции рабочей
силы в России является эмиграция. После
того, как в 1991 г. был фактически разрешен
свободный выезд за пределы России,
количество эмигрировавших было особенно
велико в 1992 г. -- более 673 тыс. чел., затем
это число постепенно сокращалось,
достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел. Эмиграционный
поток первой половины 90-х гг. состоял
более чем на 50 % из немцев, русских
было около 25 %, евреев - 13 -
16 %. В последующие годы постоянно возрастала
доля русских. В страновой структуре
российской эмиграции (в отличие от иммиграции)
существенно ниже была доля стран ближнего
зарубежья -- 84,7 % выехавших из России в
1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился
до 49,6 %.
Маршруты российской
трудовой миграции в основном совпадают
с направлением потоков международной
миграции -- в страны Западной Европы
(прежде всего в Германию) и Северной
Америки. Для нашей страны негативное
значение имеет то, что среди трудовых
эмигрантов увеличивается число ученых,
высококвалифицированных врачей и инженеров,
программистов, писателей, музыкантов,
художников, потенциальных специалистов:
аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся
данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов.
Убытки, связанные с этим явлением, могут
достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас
некоторыми специалистами они оцениваются
в 45 млрд. долл.).
Лишь 8-11
тыс. россиян в год устраиваются
работать за границей легально - через
государственные структуры и частные
агентства. Около 90 % трудоустраиваются
самостоятельно, без социальных гарантий
и отчислений в российский бюджет. По имеющимся
оценкам, отрицательные для экономики
России последствия миграционной политики
90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить
проблемы восстановления и развития производственного
и экспортного потенциала страны.
Тенденции значительной
трудовой эмиграции сохраняли свое
действие несмотря на позитивную динамику
экономического развития России в 1999 --
2003 гг. В то же время росту эмиграции
противодействуют внешние и внутренние
факторы: старение экономически активного
населения, в том числе и той
его части, с которой были связаны
значительные потоки эмиграции в 90-е
гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России
находилось в возрасте от 50 до 59 лет,
еще 18 % -- старше 60 лет, а молодежь в
возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7
%), незнание большой частью населения
иностранных языков, низкий уровень
доходов подавляющей части населения
(для поездки за границу нужны
значительные средства), ограниченность
квот на въезд в иностранные государства
и др.