Россия и международная миграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Международное разделение труда предполагает не только обмен товарами, произведенными на основе разделения труда, но и межгосударственное перемещение самого труда – международную миграцию рабочей силы. Межстрановое перемещение рабочей силы носит специфический характер, так как рабочая сила является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений.

Содержание

Введение 2

1. Мировой рынок труда 4

2. Регулирование международной миграции рабочей силы 7

3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов 10

3.1 Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию 10

3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России 15

3.3 Государственное регулирование трудовой миграции в России 17

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

       Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота  – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться  для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы.

       Помимо  административных используются экономические  методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран  фирмы имеют право принимать  иностранцев по достижении определенного  объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные  лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в  экономику принимающей страны определенную сумму и т.п. 

       Эмиграционная политика предполагает:

       • поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного  предложения) и сдерживание эмиграции  в случае нехватки рабочей силы;

       • принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;

       • контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;

       • обеспечение возвращения эмигрантов на родину;

       • стимулирование приобретения или повышения  профессиональной или образовательной  подготовки эмигрантов за рубежом.

       В современных условиях на международном  рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую  эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические  и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства  для осуществления контроля за выполнением  международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное  лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и  др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
       3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов

 
       3.1 Иностранная иммиграция  рабочей силы в Россию

       На протяжении большей  части XX в. международный рынок труда  формировался без участия России. Ситуация кардинально изменилась с  распадом СССР. В мировом миграционном круговороте Россия заняла одно из ведущих мест, и это породило ряд  проблем. Проблемы эти связаны с  масштабами, качественной структурой эмиграционных иммиграционных потоков  трудовых ресурсов с территории и  на территорию России, формами их движения.

       В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран -- центров иммиграции (после США и Германии). В среднем  в 1992--2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию -- 865 тыс. чел., а в Россию -- 609 тыс. чел. Всего  официально въехало в РФ за указанные  одиннадцать лет 6,7 млн. чел.

       По оценкам Федеральной  миграционной службы, число граждан  других стран, работающих в России в  последние годы, быстро увеличивается (Приложение 6). Общая численность  иностранных граждан, работавших в  России в 2005 году на основании разрешений на право трудовой деятельности, составила 702,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению  с 2004 годом на 242,1 тысячи человек (на 52,6%). В эти данные не включаются трудовые мигранты из Белоруссии.

       Иностранная рабочая  сила поступает на территорию Российской Федерации из 132 стран мира, в том  числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и  Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании.

       Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 год численность рабочей  силы, прибывающей из Украины и  Молдавии, увеличилась, по сравнению  с предшествующим 2004 годом, в 1,3 раза, а из Узбекистана и Таджикистана - в 2-2,3 раза. Значительно возросла также  численность рабочей силы, прибывающая  в Россию из Армении, Азербайджана и  Киргизии, - в 1,5-2 раза. (Приложение 7).

       Сохраняется тенденция  роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными  поставщиками иностранной рабочей  силы из стран вне СНГ.

       К недостаткам указанной  страновой структуры стран-экспортеров  рабочей силы в Россию относится  то, что среди них фактически нет  ни одной экономически высокоразвитой страны. Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%. Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство). В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица.

       Так, в 2005 году в экономику  Москвы было привлечено более 34% от общей  численности иностранной рабочей  силы, Московской области - 7,3%, Свердловской области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного  округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского  края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.

       Открытость границ и несовершенство законодательной  базы привели к увеличению нелегальной  миграции в нашу страну. Численность  нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами  страны (Федеральной миграционной службой  МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной  и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в  РФ иностранных граждан преобладают  граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран  Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных  негативных последствий:

  • возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др. По официальным данным Банка России объем денежных переводов, осуществленных физическими лицами из Российской Федерации в пользу физических лиц за границу через  системы денежных переводов и  «Почту России», за 2006г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2005г. - до 6 млрд. 005 млн. долл. При этом, значительную часть денежных переводов из РФ осуществляют мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл. При этом, по данным Федеральной  миграционной службы, неофициально мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. в год;
  • формирование  значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими  весьма благоприятными условиями для  проживания и ведения бизнеса (Краснодарский  и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование  этими анклавами российского  законодательства и обычаев коренного  населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных  конфликтов;
  • активное  участие части нелегальных иммигрантов  в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном  терроризме;
  • в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже  угрозы национальной военной и геополитической  безопасности страны.

       Особым  аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы  России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском  и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах  Китая --102 млн. чел., при этом дефицит  рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность  безработных в сопредельных китайских  регионах -- 8 млн. чел.

       Учитывая  сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в  Россию будет нарастать. Проведенные  исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного  возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик  лучше, чем у трудоспособного  населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и  из стран дальнего зарубежья.

       Принципиально политика России по отношению к иностранной  рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка  труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком  проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает  эффективного воздействия на распределение  иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную  рабочую силу.

       Существует  ряд законодательных актов, регулирующих правовые отношения мигрантов в  России. В октябре 2002 г. вступил в  действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного  процесса в стране.

       С 15 января 2007 года вступил в силу федеральный  закон «О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации», который  регулирует отношения, возникающие  при осуществлении учета перемещений  иностранных граждан и лиц  без гражданства, связанных с  их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом, передвижением  по территории РФ при выборе и изменении  места пребывания или жительства в ее пределах, а также выездом  из РФ.

       Все эти меры направлены на регулирование  миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на снижение преступности связанной с нелегальной  миграцией. 
 
 

 
       3.2 Особенности экспорта  трудовых ресурсов из России

       Другой составляющей процесса международной миграции рабочей  силы в России является эмиграция. После  того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. -- более 673 тыс. чел., затем  это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел. Эмиграционный  поток первой половины 90-х гг. состоял  более чем на 50 % из немцев, русских  было около 25 %, евреев - 13 - 16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля русских. В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья -- 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %.

       Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают  с направлением потоков международной  миграции -- в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки. Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.).

 

 Лишь 8-11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально - через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.

       Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 -- 2003 гг. В то же время росту эмиграции  противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного  населения, в том числе и той  его части, с которой были связаны  значительные потоки эмиграции в 90-е  гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % -- старше 60 лет, а молодежь в  возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения  иностранных языков, низкий уровень  доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны  значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства  и др.

Информация о работе Россия и международная миграция трудовых ресурсов