Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа
Задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность правоспособности и дееспособности граждан в Древнем Риме;
2) исследовать виды брака в Древнем Риме; 3) исследовать институт наследования, активную и пассивную завещательную правоспособность.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
2. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
3. ВИДЫ БРАКА
4. НАСЛЕДОВАНИЕ, АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Население Римского
государства по своему составу было
неоднородно. Оно включало исконных
жителей римской общины – свободных
римских граждан, включенных в состав
государства других народов и
рабов. Эти три категории населения
отличались друг от друга различным
объемом прав и обязанностей. В
свою очередь различный правовой
статус имело население, составляющую
ту или иную категорию. Так, среди
свободных римских граждан
Лицом признавался лишь тот, кто мог быть носителем прав и обязанностей.
К лицу мог относиться как отдельный человек, именуемый в настоящее время физическим лицом, так и организация – юридическое лицо.
Рабовладельческое общество признавало лицом, т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было основано на неравенстве; правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не было прирожденным свойством человека.
Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое.
Задачи: 1) рассмотреть
понятие, сущность правоспособности и
дееспособности граждан в Древнем
Риме; 2) исследовать виды брака в
Древнем Риме; 3) исследовать институт
наследования, активную и пассивную
завещательную
Предмет исследования – правовой статус женщин в Древнем Риме.
Методы исследования - анализ документальных источников, наблюдения, сравнения и др.
Исследуемая тема очень широко изучена многими авторами. Теоретическую базу работы составили труды таких ученых как Новицкий И.Б., Омельченко О.А., Кудинов О.А. и др.
1. Правоспособность
Рабовладельческое
общество признавало лицом (persona), т.е. существом,
способным иметь права, не каждого
человека. Это общество было особенно
наглядным свидетельством того, что
правоспособность (способность быть
субъектом, носителем прав) не есть
прирожденное свойство человека, а
представляет, как и само государство
и право, надстроечное явление на
базисе экономических отношений
общества. Другими словами, правоспособность
коренится в социально-
В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделен ных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике.
Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):
1) status libertatis - состояние свободы,
2) status civitatis - состояние гражданства,
3) status familiae - семейное состояние.
С точки зрения status
libertatis, различались свободные и
рабы; с точки зрения status civitatis, - римские
граждане и другие свободные лица
(латины, перегрины); с точки зрения
status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы
семейств (patres familias) и подвластные
какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, “чужого
права”). Таким образом, полная противоположность
предполагала: свободное состояние,
римское гражданство и
Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
Регламентация правоспособности
не была одинаковой во все периоды
римской истории. Вместе с развитием
экономических отношений шло
развитие и правоспособности свободных
людей. По мере превращения Рима из
небольшой сельскохозяйственной общины
в огромное государство с развитой
внешней торговлей пестрые
Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).
2. Дееспособность
В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность прежде всего зависела от возраста. В Римском праве различались следующие возрастные категории лиц:
1) infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные;
2) impuberes (мальчики
от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет)
- признавались способными
Опекуном обычно
был ближайший родственник по
указанию отца несовершеннолетнего, сделанному
в его завещании, или по назначению
магистрата. Опекун обязан был заботиться
о личности и имуществе
3) следующую ступень
возраста составлял период с
14 (для женщин с 12) до 25 лет. В
этом возрасте лицо было
На дееспособность лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли на дееспособность только в соответствующей сфере деятельности; например, в договорах, совершавшихся в форме устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухие и т.п..[4; 98]
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение. Иные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещания расточитель не мог.
Долгое время существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам.
На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестие. Infamia наступала:
а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки;
б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией.
В классическом периоде
права ограничения, связанные с infamia,
были довольно значительные. Personae infames
не могли представлять других в процессе,
а также назначать
От personae infames отличались personae turpes - лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории были ограничения в области наследования.
Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание). [4; 150]
3. Виды брака
Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» [5; 55]. Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.[5; 60]
Вплоть до Юстиниана
римское семейное право различало
matrimonium iustum, законный римский брак между
лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium
между лицами, такого права не имеющими.
От брака следует отличать конкубинат-
дозволенное законом постоянное
(а не случайное) сожительство мужчины
и женщины, однако не отвечающее требованиям
законного брака.[6; 220] Конкубина
не разделяла социального
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7; 102] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8; 40] Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Создавая различный
строй отношений между мужем
и женой, брак cum manu и брак sine manu резко
отличались друг от друга порядком
заключения и прекращения. Заключение
брака cum manu требовало соблюдения определенных
обрядов, это был акт формальный.
Заключение брака sine manu было актом неформальным.
Данный вид брака рассматривался
как некоторое фактическое