Процессуальное право зарубежных стран в соотношении с системой гражданского процессуального права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение такого института международного частного права как понятие международного гражданского процесса, через исследование его элементов, проводя сравнение между нормами международного гражданского процессуального права и отечественного гражданского процессуального права, регулирующего процессуальные правоотношения с иностранным элементом.

Содержание

Введение 3

Глава I. Международный гражданский процесс и его место в системе отрасли международного частного права 5
1. Проблема определения понятия «международный гражданский процесс» 5
2. Международная гражданско-процессуальная подсудность: виды и порядок определения 12
Глава II. Процессуальное право зарубежных стран в соотношении с системой гражданского процессуального права РФ 19
1. Гражданский процессуальный статус иностранных государств и иностранных лиц 19
2. Признание и исполнение решений иностранных судов 28
Заключение 40
Перечень используемых литературных источников 42
Перечень используемых нормативно-правовых актов 43

Работа содержит 1 файл

международный гражданский процесс курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может  быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью (ст. 398, 399 ГПК РФ).

Отличительной особенностью ГПК РФ является введение правил о процессуальной правоспособности иностранной организации и международной организации (ст. 400). Согласно этим правилам личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной в соответствии с российским правом.

Процессуальная  правоспособность международной организации  устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ. Указанные правила процессуального законодательства соответствуют общим правилам о правоспособности и дееспособности иностранных граждан и иностранных организаций, установленным частью третьей ГК РФ.

Иностранец  может вести дела в российском суде лично или через представителя. В силу того, что в российском праве нет института обязательного судебного представительства, представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют надлежащим образом оформленную доверенность.

Действующим российским законодательством возможность  участия в рассмотрении споров в  судах в качестве представителей иностранных адвокатов в определенной степени ограничена Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Во-первых, выступать в суде может не любой адвокат иностранного государства, а только тот, который зарегистрирован в специальном реестре. Во-вторых, такие адвокаты не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. В-третьих, адвокаты иностранных государств могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства. Последнее правило следует толковать ограничительно, поскольку в соответствии с международной деловой практикой нельзя запретить представительствам или филиалам иностранных адвокатских фирм в России давать консультации иностранным лицам по вопросам российского права при подготовке ими проектов контрактов с российскими организациями или же при подготовке заключений по российскому праву для представления в суды или в международные коммерческие арбитражные суды.

Иностранные адвокаты, осуществляющие адвокатскую  деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в  специальном реестре. Без регистрации  в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается. Что же касается адвокатской деятельности российских адвокатов в иностранных государствах, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает для них возможность представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации16. Практика показала, что даже при отсутствии запретов или ограничений ведение дел по защите имущественных интересов российских лиц, в том числе и российского государства, целесообразно поручать адвокатам страны суда, в котором такое дело рассматривается.

Также в качестве представителей иностранных граждан могут выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа. Для признания полномочий консула доверенности представляемого не требуется. Такое правило содержится в консульских конвенциях, заключенных РФ с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, КНР, КНДР, Австрией, ФРГ и другими странами. Консульские конвенции, заключенные РФ с США, Великобританией, Японией, Швецией, Италией, предусматривают в общей форме право консулов оказывать своим гражданам юридическую помощь и содействие. 

2. Признание и исполнение решений иностранных судов.          

Особое  место в системе международного гражданского процесса занимает завершающая  его стадия, а именно признание  и исполнение решений иностранных  судов, основания и порядок которых  закреплен и в отечественном  гражданско-процессуальном законодательстве. Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, в принципе ограничивается пределами действия только на территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание решения иностранного суда по своей сути означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, признание судебного решения о расторжении брака). В иных случаях решение должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения, для которого обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения.

    Иностранному  гражданскому процессуальному законодательству известны различные системы исполнения решений иностранных судов. Предварительным условием для исполнения решения иностранного суда обычно является требование наличия взаимности в отношении решений отечественных судов. В одних странах (Италия) для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление отсутствия противоречий его публичному порядку страны суда и выполнение ряда других условий. В других странах (Франция, Бельгия, ФРГ) необходима выдача экзекватуры, под которой понимается вынесение судом после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения.

    Наконец, еще в одной группе стран для судебных решений, вынесенных в странах, которые предоставляют взаимность в отношении исполнения решений, требуется дополнительная регистрация решения в особом реестре (Суд по гражданским делам Высокого суда в Великобритании). Регистрация, в свою очередь, возможна при наличии ряда условий. К примеру, ГПК Литовской республики 2002 г. устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются, если не имеется установленных в ГПК Литвы общих оснований для отказа в таком признании и исполнении. Пересмотр решений по существу не будет допускаться и требование взаимности не устанавливается.

    В Китайской народной республике «Закон о гражданской процедуре» 1991 г. устанавливает, что во всех, предусмотренных этим законом случаях (например исполнение решения суда КНР против стороны, которая не находится на территории КНР, исполнение решения международного арбитражного органа или третейского суда, когда сторона или ее имущество не находятся на территории КНР, признание и исполнение в КНР решения, принятого иностранным судом), исполнение может иметь место в соответствии с международным договором или на основании принципа взаимности17.

    Современные процессы интеграции, миграции населения привели к заключению многосторонних и двусторонних конвенций об исполнении иностранных судебных решений, обычно устанавливающих обязательства договаривающихся государств исполнять решения при соблюдении ряда условий (например вступление решения в законную силу, не противоречие публичному порядку страны исполнения, участие обеих сторон в судебном разбирательстве и т.д.).

    К региональным международным договорам, регулирующим признание и исполнение судебных решений, относятся, прежде всего, соглашения, заключенные между государствами с близкими правовыми системами («Кодекс Бустаманте» 1928 г., «Скандинавская Конвенция», заключенная между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией в 1932 г., «Конвенция об исполнении судебных решений государств - членов Лиги арабских государств» 1952 г., «Афро-Малагасийская общая конвенция о сотрудничестве в области правосудия» 1962 г.).

    Страны  – члены Европейского союза начали процесс сотрудничества в области правовой помощи по вопросам исполнения решений иностранных судов в рамках общеевропейской интеграции от заключения региональных международных соглашений (Брюссельской конвенции 1988 г. «О судебной компетенции, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам», «Брюссельской конвенции 1998 г. по вопросам подсудности, признания и исполнения решений по семейным делам») до включения соответствующих положений этих конвенций в право Европейского союза путем принятия соответствующих Регламентов ЕС, предусматривающих признание и исполнение решений. Что же касается Конвенции, заключенной в Лугано в 1988 г. (в ряде научных изданий отдельные исследователи называют её «параллельной конвенцией», воспроизводящей положения Брюссельской конвенции), ее главная особенность состоит в том, что она четко предусматривает следующее императивное правило: «ни при каких обстоятельствах иностранное судебное решение не может быть пересмотрено по существу». Другой особенностью этой Конвенции является то, что в ней конкретно указывается, в какой суд должно направляться ходатайство о признании или об исполнении этих решений.

    Признание и исполнение решений иностранных  судов на территории РФ определяется ГПК РФ, АПК РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» 2007 года и рядом других законов и иных нормативных актов, в том числе и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 года «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» в части, не противоречащей действующему АПК РФ. Согласно нормам ст. 409 ГПК РФ признание и исполнение на территории РФ решений иностранных судов определяется международными договорами РФ и положениями ГПК РФ.

    Решения иностранных судов, в том числе  решения об утверждении мировых  соглашений, признаются и исполняются  в Российской Федерации, только если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

    Решение иностранного суда может быть предъявлено  к принудительному исполнению в  течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Аналогичная формулировка содержится в ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами РФ, процессуальным законодательством РФ и указанным законом18.

    В настоящее время в отечественном  гражданском процессе в отличие от законодательства и правоприменительной практики других государств отсутствует процедура прямого признания и не действует принцип взаимности что делает, как правило, невозможным исполнение решений российских судов за рубежом (за исключением отдельных стран СНГ). Для того чтобы обеспечить исполнение решений за рубежом, российские истцы, как юридические, так и физические лица, должны предъявлять иски к иностранным ответчикам в соответствующих странах. Наличие в международных соглашениях универсального характера положений о свободном доступе в суды не влечет за собой автоматически признание и исполнение решений за пределами страны, где оно было вынесено. Например, решения Европейского суда о правах человека в Страсбурге должны исполняться странами - членами Европейского Совета, одним из которых является Россия. Путем отсылки к международным договорам также решен вопрос об исполнении иностранных решений в гражданском процессуальном законодательстве Киргизии, Молдовы, Узбекистана и Украины, а также в ГПК Республики Беларусь.

    Из  принципа взаимности в отношении  исполнения решений иностранных судов исходит законодательство Грузии. Согласно «Закону о международном частном праве» 1998 г. принятие решения об исполнении решения отнесено к компетенции Верховного суда Грузии. Предпосылкой для принятия такого решения является наличие его признания, поскольку должно быть установлено, соблюдены или нет условия, которые предусмотрены в отношении признания. Грузия не признает решения судов иностранных государств при наличии ряда условий, основным из которых является только условие о том, что иностранное государство не признает решений судов Грузии.

    Российское  гражданское процессуальное законодательство устанавливает следующий порядок принудительного исполнения решений иностранного суда. Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества19. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда должно содержать:

    - наименование взыскателя, его представителя,  если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем  является организация, указание  места ее нахождения;

Информация о работе Процессуальное право зарубежных стран в соотношении с системой гражданского процессуального права РФ