Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:50, реферат
На сегодняшний день проблема экологии – одна из важнейших после банковского кризиса в США, падением доллара и президентских выборов. Дабы получить огромную выгоду, многие (в т.ч. крупные заводы и комбинаты, а так же и сами люди как физические лица) пренебрегают охраной и сохранением экологии.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность природы права………………………….……...…........4
2. Юридическое закрепление многообразных форм собственности на природные объекты……………………………………………….……………..4
3.Права государственной собственности
на природные объекты……………………………………………………….....10
4.Естественные права биологических видов………………………………......13
Заключение…………………………………………
Земельное законодательство демонстрирует в настоящее время наиболее широкий и разнообразный диапазон форм собственности: частную, государственную (Федерации и субъектов Федерации), муниципальную и иные нормы собственности.
Закрепление этих форм нашло отражение в федеральных земельно - правовых актах, актах субъектов Российской Федерации. Во многом этому способствовало распространение на них Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 129 - 130) режима гражданско - правовых отношений и отнесение земельных участков к недвижимому имуществу, включение их в гражданский оборот, хотя и с рядом ограничений.
В
соответствии с общими положениями
гражданского права собственнику земельного
участка принадлежит право
В отличие от иных видов имущества собственность на земельные участки при оформлении прав требует соблюдения ряда условий. Право собственности на земельный участок и сделки по поводу земельных участков должны быть оформлены письменно, зарегистрированы и удостоверены нотариально.
Включение
в оборот новых категорий земель
осуществляется с большими трудностями
и сопротивлением законодательных и иных
органов Федерации и ее субъектов. Установленное
в статье 36 Конституции положение о том,
что условия и порядок пользования землей
определяется на основе федерального
закона, значительно сдерживает процесс
совершенствования земельного законодательства,
и прежде всего принятие нового Земельного
кодекса Российской Федерации.
Водные
объекты
Условием
закрепления в частную
Многообразие форм собственности на водные объекты в принятом Водном кодексе Российской Федерации предполагает такие формы права собственности, как право государственной собственности на водные объекты (ст. 35), право муниципальной собственности (ст. 39), право собственности граждан и юридических лиц (ст. 40). При этом ограничения для последних форм связывается с обособленностью водных объектов в рамках земельного участка, являющегося муниципальной либо частной собственностью.
Водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. Это, как правило, обособленные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. Права собственников в отношении их осуществляют органы местного самоуправления.
Предметом права собственности выступает водный объект. Содержание права собственности основывается на положениях гражданского законодательства Российской Федерации и применяется к водам в той мере, в какой это не противоречит требованиям водного кодекса Российской Федерации (ст. 32 ВК РФ).
В муниципальной собственности, как и в собственности граждан и юридических лиц, находятся лишь обособленные (замкнутые), не имеющие связи водные объекты (ст. 39, 40).
Из
приведенного в Водном кодексе Российской
Федерации перечня водных объектов
(ст. 36) большинство относится к
федеральной государственной
Право государственной собственности на водные объекты принадлежит Российской Федерации, обладающей федеральной собственностью, и ее субъектам, обладающим собственностью субъектов Федерации (ст. 35 ВК РФ). В Водном кодексе Российской Федерации определены критерии, в соответствии с которыми те или иные объекты могут быть отнесены к федеральной либо собственности субъектов.
Разграничение
функций проходит не через правомочия,
а через государственное
Леса
Лесной кодекс Российской Федерации не признает иных форм собственности на лесной фонд, кроме государственной (федеральной и собственности субъектов Федерации). Исключение составляют городские леса и лесные участки, не входящие в лесной фонд, судьба которых должна решаться федеральными законами.
Кодекс
содержит статью 12, запрещающую оборот
объектов лесных отношений. Единственный
оборот в этой области возможен в виде
передачи в соответствии со статьей 19
Лесного кодекса Российской Федерации
части лесного фонда из федеральной собственности
в собственность субъектов Российской
Федерации. В лесных отношениях, где вместо
сторон выступают участники лесных отношений,
граждане и иные субъекты лесных отношений
могут иметь право собственности на древесно
- кустарниковую растительность, расположенную
в том числе и на земельных участках, принадлежащих
им на праве собственности.
Недра
Аналогичную позицию занимает законодательство и в отношении недр. В соответствии со статьей 1-2 "Закона о недрах" недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, находящейся в совместном ведении Федерации и субъекта Российской Федерации.
Закон выделяет в рамках государственной собственности на недра участки федерального и регионального значения. При этом территория континентального шельфа в Законе определяется как попадающая под юрисдикцию Федерации и на которую распространяются суверенные права Федерации.
Закрепив
право государственной
Добытые полезные ископаемые могут находиться в собственности Федерации, ее субъектов, муниципальной, частной и иных формах собственности. При этом статья устанавливает, что "права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами".
Закон
о недрах предусматривает, что отдельные
участки недр могут получить статус
объектов федерального значения (ст. 2-1)
на основании совместного решения федеральных
органов и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Животный
мир
Что касается объектов животного мира, то в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О животном мире" объекты животного мира являются государственной собственностью, разграниченной на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
Владение,
пользование и распоряжение этими
объектами в соответствии с этой
же статьей относятся к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
3. Права государственной собственности
на
природные объекты
По
общему правилу разграничение
Определение правового режима природных ресурсов регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 9, 36, 71, 72, 73), федеральными законами и другими правовыми актами. Основные положения в отношении субъектов Российской Федерации, закрепленные в этих документах, сводятся к следующему:
а) "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (ст. 9), однако их правовое положение применительно к каждому виду объектов решается специальными федеральными законами;
б) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными объектами, объектами животного мира, а также разграничение государственной собственности, природопользование, особо охраняемые природные территории, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);
Разграничение
государственной собственности
на федеральную собственность и
собственность субъектов
Что касается иных природных объектов, кроме земли и воды, то они в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в основном в государственной собственности, а некоторые из них - в муниципальной собственности. Государственная собственность может быть федеральной и собственностью субъектов Российской Федерации. Важнейшей особенностью этой собственности является то, что она находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Однако, признаваясь одной из форм собственности, она не определяется как общая собственность Федерации и субъектов, поскольку является еще и территорией, на которую распространяется их суверенитет.
Такое
ее положение привело к тому, что
распоряжение этой собственностью, и
прежде всего разграничение
Словом, гражданско - правовые отношения заменены административными, при которых распоряжение осуществляют органы государственного управления двух уровней, связанные между собой субординацией вертикальных отношений.
Таким образом, "совместное ведение", хотя и регулирует отношения собственности, но не является управлением общим совместным или долевым имуществом, а скорее есть административное распоряжение. Нечеткость позиции в этом вопросе приводит к постоянному смешению в данной области административных функций "ведения", "управления" с гражданско - правовыми правомочиями "владения, пользования и распоряжения".
Практика
использования такой формы
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила отказ от монопольного права государственной собственности на природные ресурсы, а вместе с этим и от существовавшей ранее системы административного командования в области использования природных ресурсов. В данный период мы пока находимся в сложной системе отношений, которые регулируются как нормами гражданского, так и административного права. При этом все больше голосов специалистов и политиков склоняются к мнению о том, что следует реально осмыслить происходящие изменения и не спешить с заменой административно - правового регулирования гражданско - правовым, поскольку самого перехода объектов природы в область частноправовых отношений не произошло.