По
мнению выступившего с заключением
Ю.А. Тихомирова, тема симпозиума выбрана
правильно, поскольку она лежит в русле
суперсистем национальных (их более 200)
и межгосударственных объединений, глобального
международного права. Он отметил, что
симпозиум можно рассматривать как вклад
в подготовку пятью странами монографического
исследования "Влияние международного
права на национальное законодательство".
Подобных совместных книг, по сути, нет
в рамках Содружества, кроме нескольких
правовых работ, что не очень хорошо. Обсуждаемая
тема, как было отмечено, по существу -
"клубок теорий". И понимание коллизий
в русле международного частного права
и международного публичного права, в
рамках общей теории права, как ее представляют
в качестве супернаучной дисциплины, представляется
весьма существенным. Тут надо учитывать
разные теории взаимодействия: сколь неоднородно
национальное право, столь неоднородно
и международное право; есть "мягкое"
право, но и оно имеет различные формы.
Необходимо провести серию научных исследований.
Второе
- нужны строгие меры превенции, которые
на основе четких процедур позволят проводить
оценку проектов международных договоров,
проходящих разные этапы: инициирования,
апробации, проверки обоснованности, последствия
действий до экспертизы. Юридическая техника
для национальных актов и для международных
актов неодинакова. Механизм устранения
коллизий рассматривается и с позитивным,
и с негативным зарядом.
Ю.А.
Тихомиров указал, что проблема правоприменения
сейчас наипервейшая и для национального,
и для международного права, так
как в правовом сознании последних
двадцати лет устойчиво присутствует
представление, что если есть проблема
- достаточно принять правовой акт. И ничего
не получается. То же самое происходит
с международными актами. Правоприменение
норм национального права и норм международного
права очень сложное. Соприкосновение
норм национальных и норм международных
- та тонкость, о которой говорили на симпозиуме.
Сам акт применяется как микросистема.
Работ на эту тему много и у международников,
и у теоретиков.
Еще
один очень важный вопрос. Примерно
лет двенадцать назад в Институте хотели
подготовить проект Закона о порядке реализации
международных правовых актов в правовой
системе Российской Федерации. Ю.А. Тихомиров
отметил, что резон в этом есть, потому
что Закон о международных договорах
очень скуп в этом отношении, процесс реализации
идет довольно сложно. Если увидеть цепочку
реализации в министерствах и агентствах,
то не все понравится. Выступавший спросил:
а как все идет на региональном, муниципальном
уровнях, в бизнес-структурах? Иногда большой
бизнес - структура перепрыгивает региональный
уровень и входит в соприкосновение с
договорами, которые еще не прошли ратификацию.
Ю.А.
Тихомиров пришел к выводу, что
нужно сделать сборники рекомендаций,
методики, как реализовывать нормы международного
права в национальной правовой системе.
Участвуя в работе институтов или курсах
повышения квалификации при Администрации
Президента РФ, Совете Федерации, РАГС
и иных структурах, можно увидеть, что
международно-правовая программа почти
не привносится в учебные программы. В
рамках курсов ее нет. Поэтому высокие
чиновники всех трех этажей, по существу,
осваивают эту тематику коррелятивно,
наспех, практически на слух. Страна находится
"в море" международно-правовых актов,
международная среда стала очень плотной,
обучение должно быть абсолютно насыщенным
и содержательным, в том числе и в рамках
вузов. Нельзя удовлетвориться тем, что
есть. Необходима гласность, доступность
для граждан. И в этой связи издание различных
сборников, безусловно, полезно, и в частности
сборника "Международное образовательное
право". Если сборник как сумма права
полезен, то комментариев к нему не хватает.
Рекомендации
Международного научного симпозиума на
тему
"Принцип
соблюдения международных договоров:
коллизии
международного
и национального права", проведенного
Институтом
законодательства и сравнительного
правоведения
при Правительстве
Российской Федерации 21 апреля 2008 года
1.
Научные аспекты оснований разрешения
коллизионности правовых норм.
1.1.
Участники Международного симпозиума
отмечают, что в современный период
международное право весьма расширило
рамки взаимодействия с национальным
правом, в том числе за счет
интернационализации отношений
государств друг с другом на основе
международно-правовых стандартов. Универсальным
международно-правовым принципом, являющимся
наряду с другими общепризнанными принципами
и нормами международного права базой
взаимодействия указанных систем права,
является принцип добросовестного соблюдения
международных обязательств. Он касается
выполнения норм международных договоров,
международно-правовых обычаев и тех решений
международных организаций, которые являются
обязательствами согласно их уставам.
Формой выражения данного принципа являются
как международные договоры, например
Устав ООН, так и иные источники международного
права.
Вместе
с тем этот принцип нашел отражение
в национальных актах государств,
например во многих конституциях. Так,
в ч.
4 ст. 15 Конституции
Российской Федерации зафиксировано положение,
согласно которому общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее системы.
1.2.
Принцип добросовестного соблюдения
международных обязательств входит
в состав общепризнанных принципов
и норм, упомянутых в Конституции Российской Федерации.
Этот принцип нашел непосредственное
закрепление в Федеральном законе "О международных
договорах Российской Федерации". Государство
реализует данный принцип посредством
соответствующих действий системы органов,
которые осуществляют взятые государством
международные обязательства.
Основной
формой закрепления международных
обязательств является международный
договор, к которому применяется
принцип добросовестного соблюдения
международных обязательств, в более
узком смысле принцип "Договоры должны
соблюдаться" (pacta sunt servanda). Если принцип
добросовестного соблюдения международных
обязательств является общеотраслевым
принципом, то принцип pacta sunt servanda следует
относить к одной из отраслей международного
права - праву международных договоров.
Можно определить элементы содержания
указанного принципа:
1)
если договор заключен и действует,
он должен добросовестно соблюдаться;
2)
добросовестность выполнения обязательств
означает такое выполнение договора,
когда его "дух" соответствует "букве"
договора (соответствие намерений, целей
сторон содержанию договора);
3)
выполнение обязательств вытекает
из каждого действующего соглашения,
а значит, договор должен выполняться,
если он вступил в силу на
условиях, определенных в самом договоре,
например при условии ратификации;
4)
недопустимость произвольного, т.е.
не предусмотренного договором
или международным правом основания
отказа от выполнения обязательств;
5)
нарушение международного обязательства
влечет за собой международно-правовую
ответственность государства;
6)
законодательство государства должно
быть приведено в соответствие
с заключенными и введенными
в действие международными договорами.
1.3.
Следует констатировать, что международное
сообщество государств еще не в состоянии
обеспечить условия, полностью исключающие
нарушения международного права и связанные
с этим нарушениями коллизии. В международных
отношениях ряд государств опирается
на доктрину применения силы при решении
спорных вопросов, находящую отражение
в актах так называемой гуманитарной интервенции
- под предлогом защиты прав человека;
под прикрытием борьбы с международным
терроризмом; применения так называемых
превентивных ударов без санкции Совета
Безопасности ООН и т.п.
Нарушение
норм международного права противоречит
обязанности государств сотрудничать
друг с другом и порождает конфликт их
интересов. Этот конфликт создает угрозу
и реализации норм внутригосударственного
права, и безопасности государства.
1.4.
Другим фактором возникновения
противоречий является сложность различных
систем права, приводящая к возникновению
спорных правовых ситуаций, когда для
устранения коллизии необходимо выбрать
и применить такие правовые нормы, которые
станут основой решения коллизионной
проблемы. Существуют коллизионные нормы,
определяющие порядок рассмотрения спорных
правовых ситуаций, и критерии выбора
норм для разрешения коллизионной проблемы,
которые способны поддержать и укрепить
международный и национальный правовые
порядки.
1.5.
Коллизионные нормы имеют определенные
формы выражения, т.е. источники. К источникам
коллизионного права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, законы субъектов
Российской Федерации, специальные законы
и иные правовые акты, целью которых является
предотвращение и устранение юридических
коллизий, разрешение спорных вопросов;
международные и внутригосударственные
публичные акты, направленные на недопущение
и устранение таких коллизий; соответствующие
решения международных организаций и
внутригосударственных органов в связи
с ликвидацией коллизионных ситуаций
и конфликтов; нормы обычного права, включая
общепризнанные принципы и нормы международного
права, которые обязательны для государств
независимо от того, участвуют ли они в
договорах, фиксирующих эти принципы и
нормы, или не участвуют. На формирование
и применение источников коллизионного
права влияют правовые концепции как составная
часть научных взглядов. Опираясь на источники
коллизионного права, правоприменитель
имеет возможность использовать широкий
круг способов и средств, с помощью которых
можно решить коллизионную ситуацию. В
этот круг, в частности, входят юридические
приоритеты (нормы-доминанты); нормы-запреты
и ограничения; нормы, определяющие критерии
правового выбора; процессуальные и процедурные
нормы; нормы-санкции.
1.6.
Можно выделить определенные
виды коллизионных норм, способных
учесть специфику различных сложноорганизованных
систем или даже одной такой
системы. Это - коллизионные нормы во внутреннем
праве государства, целью которых является
предотвращение или разрешение противоречий
между его нормативно-правовыми актами
и обеспечение действия базовых законов.
Это - коллизионные нормы, призванные разрешать
противоречия между правовыми актами
различных государств; в этом случае указанные
нормы определяют, право какого государства
должно быть применено к определенным
правоотношениям. Это - разрешение коллизии
норм внутри системы норм международного
права. Среди международных договоров,
способствующих разрешению коллизий такого
рода, следует выделить Венскую конвенцию
о праве международных договоров 1969 г., ст. 30 которой, например,
регулирует вопросы разрешения противоречий
при применении последовательно заключенных
договоров, относящихся к одному и тому
же вопросу. Еще одним средством устранения
коллизий являются нормы, предусмотренные
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Часть XV (статьи 279 - 288 и другие) Конвенции
"Урегулирование споров" по поводу
ее толкования или применения предусматривает,
что стороны на основе согласительной
процедуры вправе выбрать различные средства,
включая обращение в Международный трибунал
по морскому праву и специальный арбитраж,
которые обязаны разрешить спорный вопрос
по справедливости. Наконец, коллизионные
нормы необходимы для разрешения противоречий
между правилами международного договора
и правилами закона государства. Применительно
к Российской Федерации регулятором разрешения
таких коллизий в первую очередь служит
ее Конституция, в которой в ч. 4 ст. 15 зафиксировано положение
о том, что если международным договором
Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора. Этим положением установлен
приоритет применения международных договоров
в правовой системе России, что согласуется
с положением ст.
27 Венской конвенции
о праве международных договоров, согласно
которому государство не вправе ссылаться
на положения своего внутреннего права
в качестве оправдания для невыполнения
им договора.
1.7.
Важную роль в устранении коллизий
играют общие принципы права,
обладающие высшей степенью нормативной
обобщенности. Они в процессе
реализации норм права и их
применения стабилизируют международный
и национальный правопорядки. К
общим принципам права следует отнести
справедливость, соразмерность, требование
единства права, недопустимость злоупотребления
правом, обязанность разрешения коллизии
в праве. Если возникает коллизия между
общеправовыми принципами и иными принципами,
например, имеющими отраслевой характер,
приоритет следует отдать общеправовым
принципам. Такие принципы по сути определяют
иерархию норм права, что выражается в
правилах: норма имеет приоритет, если
обладает более высокой юридической силой,
что зависит от полномочий органа, принявшего
соответствующий акт, или от вида акта;
специальная норма имеет приоритет перед
общей нормой; норма, принятая позднее,
имеет приоритет перед нормой, принятой
по одному и тому же предмету регулирования
ранее. Следует обратить внимание на очередность
применения принципов приоритета нормы.
Очередность связана с необходимостью
реализации указанных принципов таким
образом, чтобы исключалось "торпедирование"
ими друг друга. Сначала применяется принцип
приоритета нормы более высокой юридической
силы, затем - принцип приоритета специальной
нормы перед общей и, наконец, может быть
применен принцип приоритета нормы, принятой
позднее. Значение правовых принципов
в сфере недопущения коллизии состоит
в том, что эти принципы служат базой построения
системы норм права и влияют на его содержание.
Взаимодействие общепризнанных принципов
и норм международного права, базовых
конституционных положений и иных внутригосударственных
норм с учетом общих принципов права создает
условия для недопущения коллизий. В то
же время их разрешение способствует модернизации
и обновлению законодательства, его интернационализации.
2.
Рекомендации по организационным
мерам недопущения и устранения
коллизий.
2.1.
Необходимо расширить сферу совместных
исследований в области взаимодействия
международного права и национального
права научно-исследовательскими учреждениями
заинтересованных государств. В этих целях
целесообразно разработать программу
исследований и обеспечить издание монографии
"Влияние международного права на национальное
законодательство" и других научных
трудов.
2.2.
Считать целесообразным проведение
в рамках МПА Содружества Независимых
Государств, министерств юстиции
государств - участников СНГ семинаров,
конференций, систематических курсов
повышения квалификации и т.д.
по вопросам выполнения международных
договоров.