Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 00:21, доклад
В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП, Институт) 21 апреля 2008 г. состоялся Международный научный симпозиум на тему "Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права". Заседание открыла директор ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева. В своем выступлении она подчеркнула, что проблема коллизий международного и внутригосударственного права является следствием сложных вопросов взаимодействия этих различных систем права в глобализующемся мире.
Как нормы международного права влияют на национальную правоприменительную практику? Эта тематика пересечения международного и национального права в коллизионной сфере давно стала стратегической линией развития. Ю.А. Тихомиров отметил, что пока работаем по системе ссылок и отсылок на акты, которые следует учитывать. Здесь - проблемы суверенитета и национальных интересов. Институт провел конференцию, посвященную интересам в праве. Международное право последние 15 - 20 лет "заглатывалось" очень активно. Но, по мнению выступившего, нужна более тщательная процедура выверки - как подступаться к международным актам с точки зрения защиты национальных интересов.
Свое
выступление профессор кафедры
иностранного государственного и международного
права Уральской
В декабре 2002 г. на Всероссийском совещании были приняты рекомендации об изменении формулировки статьи УПК. С тех пор в УПК внесено более тридцати различных изменений, однако этот вопрос так и не решен.
Ведущий научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан кандидат юридических наук Ж.О. Кулжабаева посвятила свое выступление вопросу о законодательстве государств о порядке разработки проектов международных договоров и их реализации. Поскольку предметом сегодняшней дискуссии являются международный договор и все сопутствующие институты, нормы, конституционное регулирование, то напрашивается вывод о том, что проблемы у стран СНГ сходны и, наверное, так и должно быть. Вместе с тем Ж.О. Кулжабаева отметила национальные особенности договорного права Республики Казахстан, которая присоединилась к Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в 1993 г. После присоединения в Республике началась большая, сложная и плодотворная работа по созданию договорного права. Закон о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан, принятый в январе 1992 г., не просуществовал неизменным и года, когда Постановлением Конституционного Суда по делу о проверке конституционности данного Закона он был отменен. В период с 1993 г. до декабря 1995 г. в Казахстане не было закона о регулировании вопросов, связанных с международными договорами, пока 12 декабря 1995 г. не был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан". Этот Указ был необходим, потому что в Республике с 6 марта 1995 г. по 30 января 1996 г. не было Парламента. 30 мая 2005 г. принят Закон "О международных договорах", который вступил в силу через два месяца, в соответствии с нормами закона. И уже на первой же сессии после каникул Парламента Республики один из депутатов инициирует вопрос о признании п. 2 ст. 20 этого Закона не соответствующим Конституции.
В этом пункте говорилось: "В случае коллизии международного договора с законами международный договор подлежит изменению, приостановлению или прекращению его действия". То есть п. 2 ст. 20 Закона "О международных договорах" варианта 2005 г. полностью противоречил п. 3 ст. 4 Конституции Республики, согласно которому "действующим правом Республики Казахстан являются нормы Конституции, соответствующие законы, иные нормативно-правовые акты, международные договоры и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме тех случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".
Только 27 февраля 2007 г. вышел Указ Президента Республики Казахстан о признании вышеназванного пункта Закона "О международных договорах" неконституционным. Вот причина, почему был необходим подробный анализ действующей редакции Закона "О международных договорах". В настоящее время данный Закон действует, хотя и в нем имеются некоторые небесспорные положения. Однако в целом в гл. 2 Закона порядок реализации и исполнения международного договора определен.
В
своем выступлении профессор
кафедры международного права Дипломатической
академии МИД РФ, доктор юридических
наук Б.Л. Зимненко проанализировал
практику судов общей юрисдикции,
связанную с разрешением
Б.Л. Зимненко отметил, что следует различать коллизию и ситуацию, когда нормы международного права представляют для человека более благоприятные возможности. Например, право на разумные сроки заключения под стражу. В российском законодательстве такого права нет, но это есть в ст. 5 Европейской конвенции о правах человека. Верховный Суд РФ, когда отменял в порядке надзора решения нижестоящих судов о продлении срока заключения под стражей, сослался на постановление Пленума ВС и на ст. 5 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и заменил заключение под стражу на подписку о невыезде.
В настоящий момент актуален вопрос депортации. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ предусматривается, что если человек незаконно находится на территории России, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа, но может быть осуществлена его депортация. Верховный Суд РФ отменил целый ряд решений нижестоящих инстанций, руководствуясь ст. 8 Европейской конвенции о правах человека. Депортация - это вмешательство в частную семейную жизнь, нарушение ст. 8 Европейской конвенции. Как отметил выступавший, при принятии решения о депортации необходимо обосновать такое решение, а не просто сослаться на Кодекс об административных правонарушениях, поскольку бывает, что человек 10 - 15 лет живет на территории России, у него есть семья, дети, а он выдворяется с территории страны - это вмешательство в частную семейную жизнь.
Начальник отдела международных договоров департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции РФ А.Г. Шатуновская-Бюрно сделала доклад об имплементации норм международного права в национальное законодательство России и недопущении коллизий. Вопрос об имплементации международных норм в национальное законодательство достаточно обширен. Министерству юстиции важно учитывать то обстоятельство, что разработчикам международного договора приходиться решать вопрос о существовании договора на перспективу и о том, как он будет соотноситься с национальным законодательством, требует ли он иных нормативно-правовых актов для его реализации. В Российской Федерации в этом процессе задействована масса компетентных органов. Сначала проект международного договора разрабатывается компетентным ведомством. После формирования проекта международного договора он проходит обязательное согласование в МИДе страны. Согласно ст. 10 Закона "О международных договорах" у Министерства юстиции есть полномочия проводить согласование международных договоров. Договор не содержит прямого указания, может ли Министерство юстиции воспрепятствовать подписанию договора, содержащего нормы, отличные от национального законодательства. Практика подписания международных договоров свидетельствует о том, что в РФ подписываются договоры, содержащие правила иные, нежели правила закона.
Как полагает А.Г. Шатуновская-Бюрно, на вопрос о том, имеет ли Министерство юстиции право воспрепятствовать заключению договора, следует ответить отрицательно. Роль Министерства юстиции должна сводиться к всестороннему анализу договора, оно призвано определить, следует ли оставлять проект договора неизменным или можно вносить в него какие-либо корректировки. В позиции российских ведомств часто возникают расхождения по вопросу международных договоров, содержащих нормы иные, чем в национальном законодательстве. Почему компетентные органы РФ имеют различные подходы в этом вопросе? Как отметила выступавшая, главное, на что нужно обратить внимание, это то, что российские правоприменители не всегда знают, что собой представляет международный договор, что в нем может быть закреплено, а что нет.
Международный договор - это слияние как минимум двух правовых систем, правовых традиций, традиции лексического обозначения тех или иных явлений. Практика показывает, что российские правоприменители толкуют договоры достаточно однозначно. Если в договоре используется термин, прямо не используемый в национальном законодательстве, то ведомство делает вывод, что договор содержит правила иные, чем в национальном законодательстве. Этот подход контрпродуктивен, так как вынуждает разработчиков вновь согласовывать проект международного договора, что затягивает процесс его заключения.
А.Г. Шатуновская-Бюрно считает, что следует обратить внимание на уже существующие договоры РФ, которые содержат понятия, не совсем ясные правоприменителю. В этом случае, чтобы не создавать коллизию в правоприменении, необходимо придерживаться единообразного понимания компонентов договора. Международный договор служит неким инструментом для приведения национального законодательства к новым реалиям и стандартам.
Российская
Федерация имеет большое
В своем выступлении заведующая отделом международного частного права ИЗиСП доктор юридических наук Н.Г. Доронина проанализировала вопрос о коллизиях в международном частном праве и их разрешении.
По
словам выступавшей, колыбелью коллизионного
права нужно считать
Информация о работе Принцип соблюдения международного договоров