Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:49, реферат
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------- 3
1. Внутреннее право государства и международное право – взаимосвязанные системы права.
2. Концепция примата международного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Французской Республики в разделе VI «О международных договорах и соглашениях» утверждает, что договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55). В других статьях Конституции Франции находит выражение идея согласования национального суверенитета с положениями международно-правового акта, договора. Конституция, выражающая суверенитет государства, содержит перечень договоров и соглашений, которые могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Если
Конституционный
Совет заявит, что какое-либо международное
обязательство содержит положения,
противоречащие Конституции, то разрешение
на его ратификацию или одобрение
может быть дано только после пересмотра
Конституции (ст. 54). Конституция государства
обладает высшей юридической силой
и авторитетом. Следует отметить,
что перечисленные в
Положения
о взаимодействии двух правовых систем
внутригосударственного и международного
права получили закрепление в
Конституции Федеративной Республики
Германии. Федерация может
Конституция
Испании провозгласила, что законно
заключенные и официально опубликованные
в Испании международные
Международное
право является средством утверждения
и поддержания мира, согласия и
реализации других интересов государств.
Конституция Японии в главе второй
закрепила отказ японского
В
международной жизни отношения
регулируются не только нормами права,
в органической связи с ними действуют
моральные нормы. В преамбуле
Конституции Японии подчеркивается
приверженность японского народа высоким
идеалам, определяющим отношения между
людьми, выражается убеждение народа,
что ни одно государство не должно
руководствоваться только своими интересами,
игнорируя при этом интересы других
государств, что принципы политической
морали являются всеобщими и что
следование этим принципам является
долгом всех государств, которые сохраняют
собственный суверенитет и
Признание приоритета международного права перед правом внутренним нашло выражение и в Конституции Российской Федерации. Часть 4 ст. 15 Конституции гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Утверждение примата международного права над внутренним правом в СССР, в Российской Федерации можно проследить на ряде внутригосударственных правовых актов. Так, в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 32) было записано, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации». Это положение было закреплено и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в ноябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР.
Примат
международного договора над законом
Российской Федерации выражен в
ст. 7 ГК РФ, где содержится положение,
гласящее, что если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены
Признание возрастающей роли, примата международного права, нашедшее выражение в конституциях, законодательстве многих государств, не означает, что внутригосударственная правовая система подверглась эрозии, заменяется единой мировой правовой системой. В настоящее время нет оснований утверждать, что в мировом сообществе утверждается единая правовая система. Действуют две правовые системы. Примат не означает подчинение одной системы другой.
Трудно
согласиться с авторами, отвергающими
идею углубления взаимодействия двух
правовых систем и возрастания роли
международного права, что можно
характеризовать как примат международного
права над
Примат не может быть истолкован весьма прямолинейно, в том смысле, что все внутригосударственные нормы находятся в «подчинении» у норм международного права. В этом отношении следует отметить, что конституция государства, воплощающая его суверенитет, не может быть автоматически подчинена нормам международного права, международному договору, заключенному государством с другим или другими членами мирового сообщества.
В
Конституции Российской Федерации
нет положения о ее изменении
в связи с международно-
Несколько
иной аспект в толковании взаимосвязей
норм международного права и Конституции
Российской Федерации выражается в
словах И.И. Лукашука о том, что ст.
17 Конституции придает
3. Формы взаимодействия
внутригосударственного и
Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право.
Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.
Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.
Одной
из таких форм воздействия внутреннего
права на международные отношения,
нормы международного права является
закрепление в Конституции
Следует отметить, что Конституция Союза ССР 1977 г. провозгласила основой внешней политики государства принципы международного права, в том числе и такой, как выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 29).
Конституционные положения об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики государства, что государственные органы и должностные лица будут учитывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собой своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. – все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом.
Какие нормы внутригосударственного права могут быть в преобразованном виде использованы в международном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульских представительств в стране. К такому «источнику» международного права относятся также нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран; нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой «вхождения» в международное право Р.А. Мюллерсон включает «определенные юридические максимы, обеспечивающие внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права»24[28]. В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификация осуществляется при помощи международных договоров, соглашений.
Информация о работе Примат международного права: концепция и реальности