Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:54, курсовая работа
Акты геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА 6
2. ФОРМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА 11
3. РАСПОЗНАВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА 14
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Предупреждение геноцида
Доклад эксперта Совета по правам человека Тюменской модели ООН 2012
Арутюняна Вана
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Определение понятия преступления геноцида
2. ФОРМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА
3. Распознавание преступления геноцида
4. предупреждение преступления геноцида
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
«Предотвращение геноцида — долг всех и каждого в отдельности. Каждый вносит свою лепту: правительства, средства массовой информации, организации гражданского общества, религиозные группы и каждый из нас. Давайте же развивать и укреплять глобальное партнерство против геноцида. Давайте защищать народы от геноцида тогда, когда их собственные правительства не смогут или не станут делать этого».
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун по случаю 13-й годовщины геноцида в Руанде
Акты геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам.
Однако необходимость предупреждения геноцида и наказания ответственных за него привлекла первоочередное внимание международного сообщества только после окончания Второй мировой войны, во время которой около 12 миллионов человек были методично уничтожены нацистским режимом по этническим, сексуальным и иным признакам.
За истекшее время государства — члены ООН согласовали ряд международных договоров, направленных на предупреждение геноцида, в частности Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него[1] 1948 года (известную как «Конвенция о геноциде»), которая накладывает на все государства обязательство принимать меры предупреждения и карать за совершение актов геноцида независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время; четыре договора, принятые в 1949 году, известные как «Женевские конвенции»,[2] и два Протокола, в которых определен дальнейший перечень действий, которые, в соответствии с международным правом, являются неправомочными.
Кроме того, четыре Женевские конвенции и дополнительные протоколы 1977 года[3] направлены на защиту людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданские лица, медицинский персонал и т. д.), а также тех лиц, кто более не в состоянии воевать (например, раненые и военнопленные). Каждая из этих четырех Женевских конвенций налагает обязательства на договаривающиеся стороны предотвращать или карать за действия, определяемые как «серьезные нарушения» данных конвенций.
Кроме этого, правовую основу для формирования механизмов предупреждения преступления геноцид составляют общепризнанные принципы международного права, Устав ООН 1945 г., Устав Нюрнбергского Трибунала 1945 г., резолюция ГА ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., Консультативное заключение Международного Суда ООН от 28 мая 1951 г., «Оговорки к Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него», Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г., Римский статут Международного Уголовного Суда 1998 г., Резолюция Совета по правам человека 7/25 о предупреждении геноцида 2008 г., иные Резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Совета по правам человека, другие нормативные акты органов ООН, решения международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, решения чрезвычайных палат судов Камбоджи.
Тем не менее, несмотря на обширную правовую базу, расписанную выше, и постоянное стремление предотвратить «преступление преступлений»,[4] во второй половине XX века геноцид повторялся вновь и вновь. Индонезия (1965 – 1966), Бангладеш (1971), Бурунди (1972), Камбоджа (1975-1979), Ирак (1988), Руанда (1994), Югославия (1992-1995). Научная Ассоциация Исследователей Геноцида (Association of Genocide Scholars) назвала ХХ век «веком геноцида». Цепь ужасающих своей жестокостью событий показала, что даже сегодня, в эпоху первенства прав человека, геноцид продолжает создавать угрозу всеобщему миру, безопасности и благополучию, а вопрос предупреждения геноцида становится одной из главных задач ООН.
Зачастую, несмотря на высокую информированность об обстоятельствах, которые могут привести к геноциду, предотвратить это преступление не удаётся. Государства, основываясь на своих геополитических, экономических интересах, не признают, что сложилась ситуация, при которой может начаться геноцид, или факт уже совершённого геноцида, тем самым препятствуя его предупреждению. Таким образом, в настоящее время одной из первоочередных задач остаётся разработка эффективных мер и механизмов по предупреждению преступлений геноцида.
1. Определение понятия преступления геноцида
Слишком широкое употребление слова таит в себе угрозу, что оно станет обыденным, а слишком узкое, - что оно утратит предупреждающий смысл.
Ив Тернон, «Размышления о геноциде»[5]
«Геноцид» - термин, обозначающий тягчайшее международное преступление против человечества. Термин, имеющий конвенционное закрепление и уже не раз, фигурировавший и в истории, и в праве. Этимология термина «геноцид» неоднозначна. Геноцид - гибридное слово, восходящее к двум языкам: греческому «genos» - род, племя и латинскому «caedere» - убивать. Впервые данный термин был введен в оборот Рафаэлем Лемкиным, однако к этому термину он пришел не сразу.
В октябре 1933 г. на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права польский юрист - криминолог профессор Рафаэль Лемкин предложил объявить действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ, варварским преступлением по международному праву – «delicitio juris gentium». Он разделили такие действия на две группы правонарушений:
1) акт варварства, который выражается в посягательстве на жизнь людей или же подрыве экономической основы существования данной группы лиц;
2) акт вандализма, выражающийся в уничтожении культурных ценностей путем:
- передаче детей одной группы людей другой группе;
- принудительного и систематического изъятия характерных элементов культуры данной группы лиц;
- запрещения употреблять родной язык даже в личных отношениях;
- систематического уничтожения книг на языке группы, разрушение музеев, школ, исторических памятников, культовых и других учреждений, культурных объектов группы или же запрещения пользоваться ими.[6]
Лемкин предложил проект международной конвенции об ответственности за перечисленные преступления, которая на тот момент так и осталась проектом. Очевидно, что крупномасштабное преступление, которое доктор Лемкин мог в 1933 году иметь в виду в качестве реальной основы предложенного им определения, и которое содержало состав будущего преступления геноцида, было уничтожение армянского населения в Османской империи в 1915 году. Вот небольшая выдержка из его автобиографии: «в 1915 году немцы оккупировали Варшаву и весь район. Я использовал это время для изучения истории. Я следил, не уничтожаются ли национальные, религиозные или расовые группы. Правда пришла только после войны. В Турции 1 200 000 армян было убито только за то, что они были христианами».[7]
Сам термин был найден Рафаэлем Лемкином позднее - в 1944 году, т.е. спустя почти десять лет после описания самого преступления геноцида. В 1944 году профессор Лемкин опубликовал книгу «Axis Rule in Occupied Europe» (Основное правило в оккупированной Европе). В этой работе он писал о бесчеловечных действиях нацистской Германии и гитлеровских планах уничтожения народов оккупированной Европы с целью германизации их территорий. Характеризуя эти преступления, он так сформулировал понятие геноцида:
«Под геноцидом мы понимаем уничтожение нации или этнической группы <…>. В целом геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации<...>. Он скорее предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью искоренения самих этих групп. Составные части такого плана - уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам. Геноцид направлен против национальной группы как целого, и предпринимаемые действия обращены против людей не как отдельных личностей, а именно как членов национальной группы».[8]
В официальном документе определение геноцида впервые прозвучало 18 октября 1945 г. В обвинительном заключении Нюрнбергского суда говорилось, что обвиняемые:
«[...] осуществляли намеренный и систематический геноцид, то есть истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп, особенно евреев, поляков и цыган, а также других».[9]
В действительности, ни в самом Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, ни в его приговоре от 1 октября 1946 г. термина «геноцид» не содержится. Однако, пункт «с» статьи 6 – «преступления против человечности» - упомянутого Нюрбнергского Устава содержит характеристику геноцида, суть которой будет отражена двумя годами позже в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948), которая сегодня является ключевым документом, формирующим правовую базу по предупреждению преступления геноцида и наказания за него.
Согласно Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
убийство членов такой группы;
причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
В Конвенции о геноциде предусматривается личная уголовная ответственность за:
геноцид;
заговор с целью совершения геноцида;
прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;
покушение на совершение геноцида;
соучастие в геноциде.
Поскольку Конвенция о геноциде обладает статусом международного обычного права, она является обязательной для всех государств. На преступление геноцида также распространяется юрисдикция международных уголовных трибуналов ad hoc по бывшей Югославии (ст.4) и Руанде (ст.2), Международного уголовного суда (ст. 6 Римского статута).
2. ФОРМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА[10]
Выделяют четыре формы геноцида:
1) Физический геноцид – непосредственное физическое истребление людей, принадлежащих к определённой расе или нации;
2) Биологический геноцид – борьба с самим появлением на свет новых представителей расы, нации, борьба с деторождением, стерилизация, запрещение браков;
3) Социально-экономический геноцид – умышленное создание таких жизненных условий (тяжкие условия труда, жилищные условия, отсутствие медицинской помощи), что ведёт к уничтожению этих групп;
4) Национально-культурный геноцид, который направлен на уничтожение национальной культуры преследуемых народов, её достижений и богатств .
В Резолюции Генеральной Ассамблеи 96(1) от 11 декабря 1946 г. была отмечена ещё одна форма геноцида – геноцид против политических групп. Однако в соответствии с Конвенцией 1948 года, что представляется справедливым, политические группы не являются объектом преступления геноцида. Также в текст конвенции намеренно не были включены идеологические и экономические группы, из чего можно сделать вывод, что нормы данной Конвенции не распространяются на те группы лиц, принадлежность к которым обусловлена добровольным волеизъявлением индивида.
Первоначальные проекты Конвенции 1948 г., содержали положения об ответственности за «культурный геноцид», охватывающий любое умышленное действие, совершённое с намерением уничтожить языковую, религиозную или культурную группу, в частности, путём запрещения использования языка этой группы в повседневном общении, в школах, средствах печати или публичных выступлениях, либо путём разрушения или запрещения доступа к библиотекам, музеям, школам, историческим памятникам, храмам или другим культурным учреждениям этой группы. Однако в соответствии с текстом Конвенции 1948 г. действия, направленные на уничтожение культурных особенностей геноцидом не являются. Признание существования культурного геноцида представляется обоснованным, поскольку посредством него можно уничтожить национальную идентичность. Турки постарались разрушить даже историческую память об анатолийском прошлом армянского народа: армянские памятники и храмы были взорваны, кладбища распаханы под посевы зерновых, а армянские кварталы в городах либо разрушены, либо переименованы и заселены турками .
По мнению Израела В. Черни, определение геноцида, принятое в юриспруденции и в социальной науке, мало соответствует реалиям жизни. Возникают ситуации, когда массовые убийства тысяч и даже миллионов беззащитных жертв не могут быть квалифицированы как геноцид . Исследователь предлагает расширить понятие геноцида, а также выделить ещё одну его форму: геноцид как следствие загрязнения и разрушения природной среды. За пересмотр Конвенции 1948, в частности за пересмотр определения геноцида, выступает также Африканский Союз .