Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:33, реферат
Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирований, называемую международным морским правом.
2
1. Внутренние воды – вид морских пространств. 4
1.1 Классификация морских пространств. 4
1.2 Понятие внутренних морских вод. 6
2. Порядок захода иностранных судов в морские порты. 9
3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных
судов в морских портах. 14
3.1 Административная юрисдикция государства порта. Санитарный режим. 16
3.2 Уголовная юрисдикция государства порта . 17
3.3 Гражданская юрисдикция государства порта. 19
3.4 Иммунитет иностранных государственных невоенных и военных судов. 19
4. Право контроля государства порта за соблюдением
исполнения некоторых международных соглашений. 22
Заключение. 26
Список литературы. 27
Административная юрисдикция осуществляется государством путем установления порядка посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, сбора налогов и пошлин, оформления документации и т. д.
Некоторые стороны административной
юрисдикции прибрежного государства
регламентируются международными соглашениями.
Конвенция по облегчению международного
морского судоходства 1965 года предусматривает
единообразную документацию, которая
представляется иностранным судном
властям порта, а также устанавливает
единообразие других формальностей, их
сокращение, упрощение и ускорение
процедуры захода, пребывания и отхода
судов и т. д.
Участниками конвенции могут быть как
прибрежные, так и не имеющие выхода к
морю государства. Положения конвенции
не применяются к военным кораблям.
Санитарный режим и контроль
за его соблюдением осуществляются
прибрежным государством на основе международных
правил. В выработке и применении
их государства накопили большой
опыт. Такие правила начали приниматься
еще в начале XX века - в 1903 году. В
1926 году была принята универсальная
Международная санитарная конвенция.
Эта конвенция была заменена
Международными санитарными правилами
1951 года, которые были изменены и уточнены
в 1969 году Всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ). В настоящее время действуют Международные
санитарные правила с изменениями и дополнениями
1969 года.
Международные санитарные правила
вводятся в действие в той или
иной стране соответствующим актом
компетентного государственного органа
(например, правилами министерства здравоохранения).
Если иностранное судно не выполняет правил санитарного режима, то оно не подлежит задержанию в порту (за исключением времени, необходимого для принудительной санитарной обработки при заражении желтой лихорадкой). Оно может выйти из порта, но в течение всего рейса не может заходить в другие порты государства, правила которого им были нарушены.
3.2 Уголовная юрисдикция
В принципе рассмотрение уголовных дел, касающихся членов экипажа и других лиц, находящихся на борту иностранных судов во время их пребывания в порту какого-либо государства, входит в компетенцию судебных учреждений прибрежного государства.
Виновные в совершении правонарушений и преступлений могут быть преданы суду в порту пребывания морского судна (с соблюдением, конечно, законов страны пребывания и норм международного права).
Обычно власти прибрежного государства
воздерживаются от осуществления уголовной
юрисдикции в отношении моряков
иностранных торговых судов в
тех случаях, когда вмешательство
прибрежных властей не вызывается интересами
данного государства, то есть когда
правонарушения, совершенные на борту
судна, не носят тяжкого характера,
не затрагивают интересов граждан
прибрежного государства, не нарушают
общественное спокойствие, или общественный
порядок в этом государстве, или
его безопасность, не затрагивают
интересов лиц, не принадлежащих
к составу экипажа судна, а
также не относятся к торговле
наркотиками. Однако если к властям
прибрежного государства
Эта практика закреплена во многих двусторонних
соглашениях между
§2 ст. 13 соглашения между правительствами
СССР и Нидерландов о торговом судоходстве
от 28 мая 1969 г. гласит: „Когда член экипажа
судна одной из
Договаривающихся сторон совершит правонарушение
на борту этого судна во время нахождения
судна во внутренних водах другой Договаривающейся
стороны, власти этой другой Стороны не
преследуют его по закону без согласия
компетентного дипломатического или консульского
должностного лица страны флага судна,
если, по мнению упомянутых властей: a)
последствия правонарушения не распространяются
на территорию государства, в котором
находится судно; или b) правонарушение
не затрагивает общественный порядок
в этом государстве или его безопасность;
или c) правонарушение по законам этого
государства не является тяжким преступлением;
или d) правонарушение не совершено против
какого-либо иного лица, кроме члена экипажа
этого судна; или преследование не является
необходимым для борьбы против запрещенной
торговли наркотиками.
3.3 Гражданская юрисдикция
Гражданская юрисдикция государства
порта предусматривает
Обычно прибрежное государство воздерживается от осуществления своей гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, когда предмет спора не затрагивает интересов самого государства либо его физических или юридических лиц.
3.4 Иммунитет иностранных
В соответствии с давно существующим
международным обычаем
Правда, в последнее время значительно усилилась тенденция отрицания иммунитета государственных морских торговых судов, объективно направленная против государств, национализировавших морской торговый флот. В отличие от исторически сложившегося международного обычая Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенция об открытом море, а также Конвенция ООН по морскому праву признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. По пути ограничения иммунитета иностранных государственных торговых судов пошло и законодательство ряда капиталистических государств. В частности, США приняли Закон об иммунитете иностранных суверенов, который предусматривает такие ограничения.
Рассмотрев доводы «за» и «против»
ограничения полного иммунитета
государств, английский профессор Я.
Броунли пришел к следующему правильному
выводу: «Ни практика государств, ни
аргументы принципиального
Советский Союз придерживался в принципе полного иммунитета собственности государства, включая морские торговые суда. М. А. Гицу справедливо отмечает: «В соглашениях СССР о морском торговом судоходстве с целым рядом стран (Ангола, Гана, Острова Зеленого Мыса, Сейшельские Острова и др.) прямо закреплена недопустимость задержания и ареста судов по гражданским делам, связанным с использованием судна, принадлежащего или управляемого, или полностью зафрахтованного договаривающейся стороной, а также с перевозкой пассажиров или грузов на таком судне, при условии что судовладелец укажет своего представителя на территории соответствующего государства».
Международное право и практика
государств признают, что военный
корабль, находясь в порту иностранного
государства, пользуется иммунитетом
от уголовной и гражданской
Увольнение на берег личного состава иностранных военных кораблей и разрешение всех вопросов, связанных с этим, производится командиром военного корабля по согласованию с военно-морскими властями прибрежного государства.
Военный корабль обязан не допускать
угрозы силой или ее применения против
прибрежного государства и
Иностранному военному кораблю, не
соблюдающему законов и правил прибрежного
государства и норм международного
права, может быть предложено покинуть
порт и воды прибрежного государства.
4. Право контроля государства порта за
соблюдением исполнения некоторых международных
соглашений.
Международное морское право включает
значительное число международных
соглашений по вопросам безопасности
мореплавания, которые предусматривают
за прибрежным государством право контроля
над иностранными судами, посещающими
его порты, с целью обеспечения
того, чтобы эти суда соответствовали
требованиям указанных
Вопросам применения таких соглашений
в последние годы уделяется повышенное
внимание. Это обстоятельство связано
с подписанием 26 января
1982 г. 14 западноевропейскими государствами
(Бельгией, Великобританией,
Грецией, Данией, Ирландией, Испанией,
Италией, Нидерландами, Норвегией,
Португалией, Финляндией, Францией, Федеративной
Республикой Германии и
Швецией) Меморандума о взаимопонимании
и контроле со стороны государства порта,
вступившего в силу 1 июля 1982 г.
В соответствии с меморандумом, государства
— его участники взяли на себя
обязательство «поддерживать
Международной конвенции о грузовой марке
1966 года; Конвенции о
Международных правилах предупреждения
столкновений судов 1972 года;
Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море 1974 года и
Протоколе 1978 года к ней; Международной
конвенции по предотвращению загрязнения
с судов 1973 года и Протоколе 1978 года к ней;
Международной конвенции о подготовке
и дипломировании моряков и несении вахты
1978 года;
Конвенции о минимальных нормах на торговых
судах 1976 года (Конвенция
Международной организации труда № 147).
Последнюю конвенцию участники меморандума
согласились применять лишь в пределах,
оговоренных в резолюции
Межправительственной морской консультативной
организации (теперь
Международная морская организация —
ИМО) А. 481 (XII) от 19 ноября 1981 г.
(минимальный возраст моряков, медицинское
освидетельствование, помещения экипажа
и др.). Такая оговорка объясняется, по-видимому,
тем, что многие морские государства не
являются сторонами конвенции МОТ № 147.
Власти государства порта - участника
меморандума должны применять только
те договоры, которые вступили в
силу и стороной которых является
данное государство. Они обязаны
проверять свидетельства и
Если указанные несоответствия не могут быть устранены в порту осмотра, то судну может быть разрешено следовать в другой порт при соблюдении любых надлежащих условий, с тем чтобы не подвергать необоснованному риску безопасность, здоровье людей и окружающую среду.
Участники меморандума договорились о том, что к судам валовой вместимостью менее 500 рег. т они будут применять те требования соответствующих договоров, которые к ним применимы, и будут в той мере, в какой соответствующий договор не применяется, принимать такие меры, которые могут быть необходимыми для обеспечения того, чтобы такие суда не представляли явной угрозы для безопасности, здоровья людей или окружающей среды. Следовательно, участники в не предусмотренных международными договорами случаях будут принимать необходимые меры, основываясь на праве суверенитета в отношении своих портов. Такие меры, как уже отмечалось, должны быть не только разумными с точки зрения интересов международного судоходства, но и не допускать отступления от международных стандартов и дискриминации флага какого-либо государства.
Открыв свой морской порт для
международного судоходства, прибрежное
государство наряду с защитой
национальных интересов не может
пренебрегать интересами международного
судоходства и международного сотрудничества,
которые применительно к нуждам
мореплавания нередко находят отражение
в согласованных в