2. Международные автомобильные перевозки.
Торговля с древнейших
времен являлась одной из первоначальных
и основных форм межгосударственных
отношений. Однако, как и многие годы
назад, она не ограничивается лишь заключением
договора купли-продажи. Существует целый
ряд вспомогательных по отношению к купле-продаже
сделок: кредитно-расчетные операции,
перевозка, страхование и др. Так, одним
из двигателей международного торгового
оборота является транспортный процесс,
суть которого заключается в перемещении
товара от изготовителя к потребителю.
Это неотъемлемый элемент жизнедеятельности
всего мирового хозяйства как на национальном,
так и на международном уровне. «Объем
российского рынка международных автотранспортных
услуг превышает в настоящее время 6 млрд.
долларов США. Международные автомобильные
перевозки - это динамично развивающаяся
отрасль экономики, обеспечивающая 4% перевозок
внешнеторговых грузов по объему и 25% -
по стоимости и приносящая в бюджетную
систему страны более 6,3 млрд. руб. налоговых
поступлений ежегодно».
Международные автомобильные
перевозки - традиционный вид перевозок,
регулируемых международным частным
правом. Актуальность исследования правовых
проблем, связанных с этим видом
перевозок, обусловливают политико-экономические,
геостратегические и теоретические
факторы. Автомобильный транспорт
получил за последние годы значительное
развитие и широко используется при
перевозках между государствами
внешнеторговых грузов и пассажиров.
Для решения возникающих в
этой области международно-правовых
вопросов заключен ряд важных межгосударственных
соглашений. Общая и наиболее важная
особенность международного автомобильного
сообщения состоит в том, что
автотранспортные средства одной страны
пересекают государственную границу
и следуют по дорогам другого
государства. Поэтому для развития
международного автомобильного сообщения
и обеспечения его безопасности
вводится установление единообразных
правил дорожного движения, дорожных
знаков и сигналов. Осуществление
перевозки по иностранной территории
предполагает также получение соответствующей
санкции (разрешения) компетентных органов
этого иностранного государства. Одновременно
возникает необходимость в урегулировании
таможенных и налоговых вопросов,
а также оказании технической
помощи иностранным автотранспортным
средствам. Кроме этого, одновременное
подпадание регулируемых нормами права
отношений под национальное и
международное законодательство порождает
необходимость выделения приоритетных
норм (чаще всего - международно-правовых,
обладающих приоритетом над внутригосударственными
правовыми актами и в большинстве
случаев отменяющих действие правил
национального законодательства или
заменяющих их).
3. Правовое регулирование
международных автомобильных перевозок.
Регулирование международных
автомобильных перевозок, осуществляется
в соответствии с правилами международных
соглашений. К их числу относятся такие
соглашения, в которых участвует Россия,
как Конвенция о дорожном движении 1968
г. (вступила в силу в 1977 г.), Европейское
соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию
о дорожном движении, Конвенция о договоре
международной дорожной перевозки грузов
(КДПГ) 1956 г., Таможенная конвенция о международной
перевозке грузов с применением книжки
МДП (Конвенция МДП) 1959 г. (новая редакция
1975 г. вступила в силу в 1977 г.), Соглашение
о международных перевозках скоропортящихся
продуктов и о специальных транспортных
средствах, предназначенных для этих перевозок,
1970 г., Европейское соглашение о международной
дорожной перевозке опасных грузов (ДПОГ)
1957 г. При автомобильных перевозках
существенное значение имеет создание
гарантий при причинении вреда третьим
лицам автотранспортными средствами -
источником повышенной опасности. Это
достигается посредством введения обязательного
страхования гражданской ответственности,
что предусматривается как внутренним
законодательством, так и рядом международных
соглашений. Так, в заключенных с рядом
стран двусторонних соглашениях об организации
автомобильного сообщения предусматривается
обязательное страхование гражданской
ответственности при международных автомобильных
перевозках.
Конвенция призвана
унифицировать условия международной
дорожной перевозки грузов, включая
документы, применяемые для такой
перевозки, и ответственность
перевозчика. В Конвенцию включена
коллизионная норма, отсылающая
по вопросу о продлении или
о перерыве течения срока исковой
давности к закону суда, рассматривающего
дело.
Конвенция МДП 1975 г., определяя
процедуру международной дорожной
перевозки грузов, предусматривает
в качестве ее основного атрибута
книжку МДП - единый таможенный документ
при следовании груза от таможни
места отправления до таможни
места назначения в регионе МДП.
Конвенцией введен институт гарантийного
объединения, под которым понимается
объединение, признанное таможенными
органами государства - участника Конвенции
в качестве гаранта для лиц, использующих
процедуру международной дорожной
перевозки грузов. В России функции
гарантийного объединения выполняет
Ассоциация международных автомобильных
перевозчиков России (АСМАП), которая
обеспечивает российских перевозчиков
книжками МДП, ведет работу по урегулированию
претензий в связи с использованием
процедуры МДП. Грузы, перевозимые
с соблюдением этой процедуры, освобождаются
от уплаты ввозных или вывозных пошлин
и сборов в промежуточных таможнях.
На дорожном транспортном средстве или
составе транспортных средств, осуществляющих
операцию МДП, должны быть прикреплены
таблички с надписью "TIR". Знак
"TIR" дает преимущество первоочередного
таможенного оформления. Членами
АСМАП являются около 1400 предприятий
по всей России. АСМАП сотрудничает с подобными
ассоциациями в странах СНГ, зарубежными
ассоциациями, Международным союзом автомобильного
транспорта, непосредственно руководителями
и ответственными работниками Государственной
Думы России, министерств транспорта,
иностранных дел, внешней торговли, Торгово-промышленной
палаты РФ и региональных палат, Госналогслужбы
и Таможенного комитета и других ведомств,
представительствами отечественных и
иностранных фирм - производителей автомобильной
техники, запчастей, оборудования, шин,
горюче-смазочных материалов и др. Таким
образом, перевозки вмеждународном сообщении
осуществляются за пределы территории
Российской Федерации или на территорию
Российской Федерации с пересечением
Государственной границы Российской Федерации,
в том числе транзитом через территорию
Российской Федерации..."
В области международных
автомобильных перевозок действует
разрешительная система. Иностранные
перевозчики осуществляют международные
автомобильные перевозки по территории
России в соответствии с российскими
и многосторонними разрешениями.
Российские - в соответствии с иностранными
и многосторонними разрешениями. Международные
договоры РФ на условиях взаимности могут
допускать международные автомобильные
перевозки без таких разрешений.
Российские перевозчики
должны иметь лицензии на международные
автомобильные перевозки. Законом
запрещаются перевозки грузов и
пассажиров транспортными средствами,
принадлежащими иностранным перевозчикам,
в том числе временно ввезенными
ими на территорию России, между
пунктами, расположенными на этой территории.
Двусторонние договоры России
о международном автомобильном
сообщении регулируют также перевозки
в третьи страны и из третьих стран.
В договорах перевозчикам одной
страны запрещается осуществлять внутренние
перевозки (каботаж) на территории другой
страны. Страны - участницы договоров
обеспечивают страхование гражданской
ответственности перевозчиков перед третьими
лицами в связи с использованием автотранспортных
средств. Условия договоров включают освобождение
от налогов и сборов с автотранспортных
средств, пограничные, таможенные и иные
правила.
Одна из главных
особенностей международного автомобильного
сообщения (перевозок) заключается
в том, что автотранспортные
средства одной страны пересекают
государственную границу и следуют
по дорогам другой страны. В
этой связи для развития международного
автомобильного сообщения (перевозок)
и обеспечения его безопасности
необходимо осуществление ряда
важных межгосударственных мероприятий
на основе взаимовыгодного сотрудничества.
К числу таких мероприятий
следует отнести такое, как,
например, установление единообразных
правил дорожного движения, дорожных
знаков и сигналов. Во-вторых, получение
соответствующей санкции, разрешения
и лицензии со стороны компетентных
органов государства для осуществления
перевозок грузов и пассажиров
иностранного государства по
его территории является одним
из важных условий для современных
международных автомобильных сообщений.
В-третьих, особую роль играет
вопрос об урегулировании таможенных
и налоговых условий и вопрос
об оказании технической помощи
иностранным автотранспортным средствам.
Другой важной проблемой в
международных автомобильных сообщениях
(перевозках) является вопрос о
создании определенных правовых
гарантий для следования по
отечественным дорогам автомобильных
средств других государств, например
в связи с причинением ущерба пассажирам
и другим субъектам. В этом случае определенное
значение приобретает вопрос об обязательном
страховании автотранспортных средств,
в частности от гражданско-правовой ответственности,
что предусмотрено как внутринациональным
законодательством подавляющего большинства
современных государств, так и положениями
международных договоров, соглашений
и конвенций в этой области. Современная
международно-правовая доктрина располагает,
на наш взгляд, достаточной разработанностью
системы норм, касающихся не только понятия
международного транспортного права,
но и относящихся к понятию, организации
и особенностям международных автомобильных
сообщений (перевозок). В эту систему норм
входят положения, регламентирующие, в
частности, дорожное движение, дорожные
знаки и сигналы, положения ряда международных
соглашений (об установлении международных
автомобильных сообщений; об организации
регулярных международных автомобильных
линий; о договоре автомобильной перевозки
груза; об автомобильных перевозках пассажиров;
об облегчении международного автомобильного
сообщения и др.). Относительно быстрые
темпы развития и совершенствования автомобильной
промышленности и автотранспортных средств
способствовали и сейчас продолжают способствовать
активизации внешнеэкономической, внешнеторговой
деятельности современных, в том числе
или особенно новых суверенных государств,
которые пытаются интегрировать в мировые
хозяйственные связи не только на региональном,
но и в масштабах международных экономических
отношений. Для современных автотранспортных
перевозок грузов (не только для европейских
государств), оперативных или срочных
перевозок характерно использование определенных
принципов (методов) транспортировки,
это поступление грузов в соответствующие
центры (пункты), где они сортируются и
перенаправляются далее, в том числе с
идентификацией индивидуальных отправлений
и их отслеживаний в процессе всех транспортных
операций. Это, как в свою очередь свидетельствует
и практика международных автомобильных
перевозок, имеет важное значение для
обеспечения, гарантированности не только
надежности транспортных (автоперевозочных)
услуг, но и возможности постоянного информирования
грузоотправителя и грузополучателя о
местонахождении груза. Одним из международно-правовых
документов в области автомобильных сообщений
и перевозок является Конвенция о договоре
международной дорожной перевозки грузов
(КДПГ), подписанная в Женеве в 1956 г. Главным
перевозочным документом согласно Конвенции
является накладная. Конвенция регламентирует
оформление реквизитов накладной международного
образца, которая составляется обычно
в трех экземплярах (отправителю, получателю,
перевозчику). Открытый характер Конвенции
о договоре международной перевозки грузов
КДПГ выражается, как видно, в том, что
ее положения распространяются на договоры
о перевозке грузов автомобильным транспортом,
если место назначения и отправления груза
находятся в двух государствах, из которых
хотя бы одно состоит участником Конвенции.
Другая особенность заключается в том,
что при перевозке грузов в европейские
и азиатские страны в автомобильную накладную
должна включаться оговорка о подчинении
перевозки положениям Конвенции.
Для выполнения автотранспортных
сообщений и перевозок между
государствами необходимо урегулирование
ряда не только административных и
технических вопросов, связанных, в
частности, с организацией автомобильного
движения, определением правил его
осуществления, но и касающихся некоторых
других специальных вопросов.
Характерно то, что за
последние десятилетия в практике
ряда государств других континентов вышеотмеченные
вопросы также явились предметом двусторонних
договоров (соглашений) в области международных
автотранспортных сообщений и перевозок,
которым свойственна однотипная структура
(общие положения, пассажирское сообщение,
грузовые положения). Обычно общие положения
содержат указания о предмете договора
(соглашения), определение основных используемых
терминов и регулируют определенный
круг вопросов (о документах водителей
и обслуживающего персонала; условия снабжения
автотранспортных средств горючим и запасными
частями; порядок таможенного досмотра;
запрещение для иностранных автоперевозчиков
осуществлять внутренние перевозки и
др.). Отдельно может предусматриваться
взаимное освобождение от налогов и сборов,
связанных с осуществлением международных
автотранспортных сообщений и перевозок.
В этих договорах (соглашениях) могут содержаться
и указания о страховании иностранным
автоперевозчиком гражданско-правовой
ответственности (на случай причинения
вреда или ущерба). Подавляющее большинство
договоров (соглашений) о современных
международных автотранспортных сообщениях
и перевозках особо отмечают, что их осуществление
должно соответствовать требованиям внутринационального
законодательства государств-участников
(если в них не предусмотрен иной порядок).
Автоперевозки
пассажиров обычно делятся на
регулярные (осуществляемые по установленным
маршрутам согласно опубликованным расписаниям
и тарифам) и на нерегулярные, как правило,
туристические. При международных автоперевозках
грузов необходима выдача разрешения
(лицензии) другой стороны, порядок которых
может быть определен не только положениями
самого договора (соглашения), но и внутренним
законодательством государства-участника.
Наряду с этим могут быть определены и
некоторые другие условия международного
грузового сообщения, например требования
к автотранспортным средствам и транспортной
документации, порядок провоза грузов
в обратном направлении и другие вопросы.
Как определено Европейским соглашением,
когда речь идет о перевозке опасных и
особо опасных грузов, то понятие и значение
грузов сводится к определенной части,
группе всех видов грузов, выделенных
в самостоятельную группу опасных и особо
опасных грузов. Таким образом, одним из
условий эффективного функционирования
автотранспортных систем всех без исключения
новых суверенных государств, скорее всего,
является сохранение сложившейся договорной
системы двусторонних соглашений в области
международных автотранспортных перевозок
и сообщений с постепенным изменением
и совершенствованием существующих законодательно-правовых
основ, в том числе касающихся вопросов
налогообложения и таможенных пошлин
в направлении либерализации внешнеэкономических
отношений, согласующихся с принципами
Всемирной торговой организации.
«Современный
этап развития внешнеэкономических
связей характеризуется тенденцией
к либерализации торговых отношений.
Однако здесь возникает ряд
вопросов, связанных с тем, что, открывая
свои границы даже для относительно свободного
перемещения товаров и услуг, государство
может утратить способность обеспечивать
свою экономическую безопасность». Для
развития международных отношений большое
значение имеет открытость для них внутреннего
законодательства, в частности Основного
закона. Процедура перевозки грузов с
применением книжки МДП призвана упростить
перемещение товаров через границы других
государств. Однако ее применение налагает
ряд обязанностей на перевозчика. Условия,
при которых применяется процедура МДП,
указаны в ст. 3 Конвенции МДП. Данная статья
устанавливает следующие требования:
1) перевозки должны производиться
в дорожных транспортных средствах,
составах транспортных средств
или контейнерах, предварительно
допущенных к перевозке, с соблюдением
условий, указанных в гл. III «а»;
либо в других дорожных транспортных
средствах, других составах транспортных
средств или других контейнерах
при соблюдении условий, указанных
в гл. III.
Приложение II Конвенции МДП
устанавливает «правила, касающиеся
технических условий, применимых к
дорожным транспортным средствам, которые
могут допускаться к международным
перевозкам под таможенными печатями
и пломбами». Грузовое отделение
транспортного средства должно быть
сконструировано так, чтобы:
a) грузы не могли извлекаться
из опечатанной части транспортного
средства или загружаться туда
без оставления видимых следов
взлома или повреждения таможенных
печатей и пломб;
b) таможенные печати и
пломбы могли налагаться простым
и надежным способом;
c) в них не было никаких
потайных мест для сокрытия
грузов;
d) чтобы все места, в
которые могут помещаться грузы,
были легко доступны для таможенного
досмотра.
Страна, участвующая
в Конвенции МДП, может предоставлять
право выдачи книжек МДП некоторым
гарантийным объединениям. При этом
не указывается, каким объединениям
возможна передача таких прав.
Государство вправе само решать,
будет ли это коммерческая
или некоммерческая организация.
Требуется лишь, чтобы были установлены
определенные гарантии, которые
должно обеспечивать объединение.
Существование гарантийных объединений
позволяет возлагать на них
солидарную ответственность в
случае неуплаты таможенных платежей
лицами, осуществляющими перевозку.
Пункт 7 ст. 8 устанавливает, что
«компетентные органы должны, по
мере возможности, требовать уплаты
этих сумм у лица или лиц,
с которых непосредственно причитаются
эти суммы, прежде чем предъявить
иск гарантийному объединению».
Кроме того, государство вправе
поручить эту деятельность одному
из своих органов. В Российской
Федерации гарантийным объединением
является Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков (АСМАП).