Правовое регулирование международного усыновления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Цель данной работы – осветить проблему усыновления с участием иностранного элемента, особенности и порядок такого усыновления. В связи с этим необходимо прежде всего определить что же является иностранным элементом в данных отношениях. Необходимо также осветить коллизионные нормы, регулирующие вопрос усыновления и ознакомиться с унифицированными международными нормами данного института. Третья глава настоящей работы посвящена непосредственно условиям и порядку усыновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
ГЛАВА 1. Понятие семейных отношений с иностранным элементом и методы их правового регулирования…………………………..………………..4
§1.1 Понятие иностранного элемента…………………………………………...4
§1.2 Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация……………………………………………………………………….7
§2.1 Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления…………………………………………………………7
§2.2 Унификация норм в области усыновления………………………………10
§2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ…...14
ГЛАВА 3. Особенности регулирования международного усыновления в России. Защита прав ребенка при усыновлении………………………………16
§3.1 Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами………………………………………………16
§3.2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами……………………………………………………………………….17
§3.3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами…..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 Подобно  Конвенции 1980 г., в Конвенции 1993 г. предусмотрено учреждение Центрального органа в каждом государстве-участнике, в компетенцию которого входит координация вопросов, связанных с усыновлением: предоставление информации об усыновляемом; осуществление контроля за соблюдением конвенционных требований; организация мероприятий по установлению временной опеки над ребенком.  

 Одним  из важных положений является  норма о признании иностранного  усыновления, установленного одним  государством, в другом государстве  - участнике данной Конвенции  (ст. 23). Отказ в признании может  быть мотивирован только оговоркой о публичном порядке, сущность которой в данном случае сводится к нарушению политики, проводимой государством в отношении защиты детей.  

 При  этом в данной Конвенции также  закрепляется право государства  сделать заявление о том, что  оно не связано положениями данной Конвенции по вопросу признания усыновления.  

7 сентября 2000 г. Россия подписала Гаагскую  конвенцию о защите детей и  сотрудничестве в отношении иностранного  усыновления от 29 мая 1993 г., однако  конвенция до сих пор не ратифицирована20. 

4. Европейская  конвенция об усыновлении детей  от 24 апреля 1967 г., заключенная в г.  Страсбурге, которую ратифицировали  Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Латвия и  др. - всего 18 государств, направлена  в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся  
 

§2.3 ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ  СЕМЕЙНОГО ПРАВА, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ В  РАМКАХ СНГ 
 

 Сотрудничество  государств - членов СНГ в области  семейного права направлено на  решение первостепенно важных  задач: создание условий, обеспечивающих  сохранение международных семей,  увеличение числа которых связано с распадом СССР и появлением новых иностранных граждан, ранее населявших территорию единого государства. Общность интересов бывших советских граждан, их историческое и социальное родство позволяют достаточно эффективно преодолевать коллизионные проблемы, создавая единообразные правила регулирования в области семейно-6рачных отношений. Эти правила создаются посредством унификации коллизионно-правовых норм21. 

 В  области семейного права между  государствами - членами СНГ заключено много двусторонних соглашений, одной из сторон которых является Российская Федерация. Наряду с двусторонними договорами вопросы семейного права получили закрепление в Конвенции стран СНГ 1993 г . В ней подробным образом регулируется компетентность учреждений государств-участников по делам об установлении или; отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства - учреждению другого (ст. 33-36). В связи с этим необходимо заметить, что указанные нормы, имеющие структуру коллизионных, не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Вместе с тем эти нормы часто рассматривают как коллизионные. Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве Российской Федерации) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или. попечителя).  

 Несколько  норм в Конвенции стран СНГ  1993 Г. посвящено вопросам усыновления  (ст. 37).  

 Как  уже было сказано, основным  принципом при выборе права,  регулирующего усыновление или  его отмену, является закон гражданства  усыновителя. В данной Конвенции  закрепляются также положения выбора права в ситуациях, когда усыновитель и усыновляемый имеют различное гражданство: для этого дополнительно необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок)22.  

 В  случае, если супруги-усыновители  имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях - гражданах государств - участников этой Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 Ст. 37).  

 Еще  одним актом, содержащим нормы  об усыновлении, заключенным в  рамках СНГ является Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

от 22 января 1993 г.). Ст. 37 данной Конвенции посвящена  усыновлению и его отмене. 

 В  этой Конвенции опять же действует  принцип гражданства усыновителя:  усыновление или его отмена  определяется по законодательству  государства, гражданином которого  является усыновитель в момент  подачи заявления об усыновлении  или его отмене (п. 1. ст. 37). По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 4 ст. 37) 

 Если  один из супругов-усыновителей  является гражданином одного  государства-участника Конвенции, а другой - гражданином другого государства-участника, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих государств. В такой ситуации по делам об усыновлении и отмене усыновления компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание (п. 4. ст. 37) 

 При  усыновлении ребенка-гражданина  другого государства-члена Конвенции  необходимо также получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является (п. 2 ст. 37). 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ 
 

§3.1 РОССИЙСКОЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК  УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 
 

 Начиная  с 1997 года, в Российской Федерации  уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. Российская Федерация не ратифицировала в Гаагскую Конвенцию 1993 г, но некоторые нормы этой Конвенции нашли отражение в действующем российском законодательстве.  

19 сентября 1997 г. Государственной Думой было  принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость такого контроля за соблюдением прав российских детей, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в ст. 165 СК РФ была включена норма о том, что при усыновлении в России детей-граждан РФ иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан России23. Позднее были приняты: Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" и Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(с изменениями от 2 августа 2007 г., 8 декабря 2008 г.) 
 

§3.2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 
 

 Правила  передачи детей на усыновление  (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в частности, определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: 

  •  умерли;
 
  •  неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими  или объявлены умершими;
 
  •  признаны  судом недееспособными;
 
  •  лишены  судом родительских прав;
 
  •  дали  в установленном порядке согласие  на усыновление;
 
  •  по  причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
 

 Усыновление  найденного (подкинутого) ребенка,  родители которого неизвестны, может  быть осуществлено в установленном  законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства. 

 Кроме  того, данные правила регулируют  контроль за условиями жизни  и воспитания детей в семьях  усыновителей на территории Российской Федерации, и постановку на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. 

 Правила  запрещают посредническую деятельность по усыновлению детей. К таковой относится любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка. 

 Усыновления  иностранцами российских детей производится судом по месту жительства усыновляемого ребенка. В соответствии с Правилами иностранным гражданам при усыновлении ребенка - гражданина РФ, но проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.  

 Кандидаты в усыновители обязаны лично: 

  • ознакомиться  с ребенком и установить с ним  контакт;
 
  • ознакомиться  с документами усыновляемого  ребенка;
 
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о  состоянии здоровья ребенка (п.12)24.
 

 Усыновление  или удочерение (в том числе  и его отмена) российских детей,  осуществляемые в России иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяются законом гражданства усыновителя или законом постоянного места жительства для лиц без гражданства. Дополнительно при усыновлении российских детей на территории Российской Федерации должны соблюдаться соответствующие положения СК РФ 1995 г., определяющие материально-правовые условия усыновления (обеспечение интересов ребенка, соблюдение судебного порядка усыновления и др.).  

 При  усыновлении в России российскими  гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а в отдельных случаях, предусмотренных иностранным законодательством, - и согласие самого ребенка. В случае, если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан РФ (п. 4 ст. 165 СК РФ)25.  

 Усыновление  ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами России, произведенное в соответствии с законом гражданства усыновителя, признается в России действительным. При этом одним из условий для признания иностранного усыновления действительным является получение разрешения на усыновление от компетентных органов Российской Федерации.  

 Порядок  передачи детей, являющихся гражданами  Российской Федерации, на усыновление  иностранным гражданам регламентируется, как уже ранее отмечалось, Правилами  передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно СТ. 24 Правил усыновление российских детей иностранцами допускается только при соблюдении двух условий:  

Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления