Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:31, реферат
Цель данной работы – осветить проблему усыновления с участием иностранного элемента, особенности и порядок такого усыновления. В связи с этим необходимо прежде всего определить что же является иностранным элементом в данных отношениях. Необходимо также осветить коллизионные нормы, регулирующие вопрос усыновления и ознакомиться с унифицированными международными нормами данного института. Третья глава настоящей работы посвящена непосредственно условиям и порядку усыновления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
ГЛАВА 1. Понятие семейных отношений с иностранным элементом и методы их правового регулирования…………………………..………………..4
§1.1 Понятие иностранного элемента…………………………………………...4
§1.2 Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация……………………………………………………………………….7
§2.1 Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления…………………………………………………………7
§2.2 Унификация норм в области усыновления………………………………10
§2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ…...14
ГЛАВА 3. Особенности регулирования международного усыновления в России. Защита прав ребенка при усыновлении………………………………16
§3.1 Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами………………………………………………16
§3.2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами……………………………………………………………………….17
§3.3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами…..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….….25
Однако
в семейном праве преобладает
коллизионный метод
ГЛАВА
2. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ
УСЫНОВЛЕНИЯ. УНИФИКАЦИЯ
§2.1
КОЛЛИЗИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЧАСТНОГО ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИХ
ОТНОШЕНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
Регулирование
усыновления является, пожалуй, центральным
моментом в защите прав детей11.
Из
того, что иностранным элементом
в отношениях усыновления
В
России усыновление, имеющее
С
принятием Семейного Кодекса
1995г. в семейном
В
соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК
РФ, усыновление (в том числе отмена усыновления)
на территории России иностранными гражданами
ребенка, являющегося российским гражданином,
производится в соответствии с законодательством
страны гражданства усыновителя (а если
это лицо без гражданства - в соответствии
с законодательством государства, в котором
это лицо имеет постоянное место жительства
на момент подачи заявления). При усыновлении
в России российского ребенка супругами,
имеющими разное иностранное гражданство,
должны быть, очевидно, соблюдены требования,
предусмотренные законодательством как
государства, гражданином которого является
муж, так и государства, гражданкой которого
является жена.
Применение
при усыновлении
Тем
не менее, российский закон
не ограничивается отсылкой к
закону гражданства
В
отношении личного закона могут применяться
различные комбинации: закон гражданства
мужа, закон гражданства жены, закон общего
гражданства. Аналогичная ситуация складывается
и при использовании закона места жительства.
Кроме перечисленных, в рассматриваемой
области по-прежнему используются классические
принципы: закон суда и закон «автономии
воли»16.
В
отличие от закона суда, закон
«автономии воли» применяется
далеко не во всех правовых
системах и, как правило,
При усыновлении
на территории Российской Федерации
ребенка-гражданина иностранного государства
не требуется соблюдения определенных
статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо,
когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина
РФ. В этой ситуации необходимо получить
согласие законного представителя ребенка
и компетентного органа государства, гражданином
которого ребенок является. Также может
потребоваться согласие на усыновление
и самого усыновляемого в том случае, если
это предусмотрено законодательством
государства, гражданином которого он
является17.
§2.2
УНИФИКАЦИЯ НОРМ В
ОБЛАСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ
Особенности
семейного права, обусловленные колоритностью
народных обычаев, традиций, религий, существенно
затрудняют процесс создания единообразных
норм.
Игнорирование
Россией большей части
Конвенции
представляют собой
1. Конвенция
ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
содержит общие принципы усыновления.
Россия участвует в данной Конвенции.
Согласно ее положениям, государства-участники
должны обеспечивать учет при усыновлении
в первую очередь интересов ребенка. Усыновление
должно производиться только компетентными
властями, в соответствии с применимыми
законами и процедурами; усыновление в
другой стране может рассматриваться
в качестве альтернативного способа ухода
за ребенком, если ребенок не может быть
передан на воспитание или помещен в семью,
которая могла бы обеспечить его воспитание
или усыновление, и, если обеспечение какого-либо
подходящего ухода в стране происхождения
ребенка является невозможным; при усыновлении
ребенка в другой стране должны применяться
такие же гарантии и нормы, какие применяются
в отношении усыновления внутри страны;
государства должны принимать все необходимые
меры для обеспечения того, чтобы в случае
усыновления в другой стране устройство
ребенка не приводило к получению неоправданных
финансовых выгод связанным с этим лицом
(ст. 21).
2. Конвенция
«O гражданских аспектах
Вопрос
о том, имело ли место незаконное
перемещение или удержание ребенка, решается
в судебном или административном органе
запрашиваемого государства. Для рассмотрения
этого вопроса установлен 6-недельный
срок. При этом, независимо от разбирательства,
по истечении одного года со дня незаконного
перемещения (или удержания) ребенок подлежит
возвращению.
Единственным
основанием для оставления
В
Конвенции 1980 г. не затрагиваются
положения, связанные с
3. Гаагская
Конвенция «O защите детей и
сотрудничестве в отношении
В
соответствии с
Конвенция
(ст. 4) устанавливает, что компетентные
органы государства происхождения (т.е.
государства места постоянного проживания
ребенка) допускают усыновление только
при соблюдении определенных в конвенции
требований (ребенок может быть усыновлен;
нет возможности устройства ребенка в
семью в государстве происхождения; заинтересованные
лица информированы о последствиях усыновления;
согласие на усыновление дано добровольно
и без получения за это какого-либо денежного
вознаграждения; учтено желание и мнение
ребенка и т.д.). Компетентные органы принимающего
государства, со своей стороны, определяют
"пригодность" потенциальных усыновителей
к усыновлению (ст. 5). Конвенция подробно
регулирует обязанности Центральных органов
стран-участниц и уполномоченных ими организаций,
а также саму процедуру усыновления. Согласно
ст. 23 конвенции усыновление, удостоверенное
компетентным органом государства, в котором
оно произведено, как соответствующее
данной конвенции, признается имеющим
законную силу в других Договаривающихся
Государствах. В признании усыновления
может быть отказано только в случае, если
это усыновление явно противоречит публичному
порядку запрашиваемого государства,
при этом должны быть учтены наилучшие
интересы ребенка (ст. 24). Определяются
последствия признания усыновления. Специально
устанавливается, что никто не должен
извлекать неоправданную финансовую или
иную выгоду из деятельности, связанной
с международным усыновлением (ст. 32). Среди
подписавших конвенцию (присоединившихся
к ней) государств как те государства,
граждане которых чаще усыновляются, так
и те, куда усыновленные дети чаще переезжают
вместе с усыновителями.
В
Конвенции 1993 г. закрепляются
требования, предъявляемые для
Информация о работе Правовое регулирование международного усыновления