Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:28, контрольная работа
В юридической литературе значительное внимание уделяется проблеме международной правосубъектности применительно к сложным государствам. По сути дела в наши дни этот вопрос касается только федерации и рассматривается в плане наличия или отсутствия суверенитета и международной правосубъектности ее членов. Что касается конфедерации, то она сложным государством вовсе и не является, это всего лишь союз двух или более суверенных государств.
Не предусмотрена проверка конституционности международных договоров субъектов Федерации и в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., в которой зафиксированы основы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ, хотя по логике вещей данные суды должны иметь полномочия рассматривать вопросы о соответствии международных договоров субъектов федерации их конституциям (уставам). Не упоминается о международных договорах регионов Российской Федерации и в ст. 5 данного Закона, где говорится, что суд, «установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица... общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».
Пожалуй, единственная норма федерального уровня о наличии у субъектов Российской Федерации некоторых элементов договорной правоспособности содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., согласно которой субъекты РФ вправе в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-
Таким образом, федеральное законодательство пока не подтверждает наличия у субъектов РФ качества международной договорной правоспособности, хотя прямо и не отрицает возможности обладания ими этим правомочием.
Несколько иной подход к проблеме зафиксирован в так называемых договорах о разграничении полномочий.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан 1994 г. (п. 11 ст. II) устанавливает, что органы государственной власти Республики Татарстан участвуют в международных отношениях, устанавливают отношения с иностранными государствами, заключают с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации и Республики Татарстан, участвуют в деятельности соответствующих международных организаций.
Согласно ст. 1 Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)» 1995 г. в ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия) находятся: участие в осуществлении внешнеэкономических связей; заключение соглашений с субъектами других федераций, административно-
О «международных и внешнеэкономических связях Республики Северная Осетия-Алания, не противоречащих Конституции и международным обязательствам РФ», говорится и в ст. 3 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, на основании федерально-региональных актов некоторые субъекты РФ вправе заключать международные договоры от своего имени. Однако положения подобного рода предусмотрены не во всех договорах. Они отсутствуют, например, в Договоре РФ и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» 1994 г., согласно которому в ведении Кабардино-Балкарской Республики находится только «внешнеэкономическая деятельность» Республики (ст. 3).
Можно сделать следующий вывод: в настоящее время российские регионы, еще не обладают всеми элементами международной правосубъектности, хотя тенденция оформления их в субъекты международного права налицо.
3. Республика Башкортостан – как субъект международного права с ограниченной правоспособностью.
Быть субъектом международного права, согласно принятой в Российской Федерации доктрине, означает иметь право на самостоятельное заключение международных соглашений. Поэтому, рассуждая о правовых формах интеграции, следует иметь в виду и опираться на институт международной правосубъектности. Те международные союзы, которые не имеют собственной международной правоспособности, не могут выступать полноценными участниками трансграничных, международных межгосударственных отношений. Они не в состоянии эффективно влиять ни на собственный политико-правовой статус, ни на государства-члены.
В соответствии с п. 14 ст. 3 Договора РФ и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и между органами государственной власти Республики Башкортостан» 1994 г. в ведении Республики Башкортостан находятся «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору». Республика Башкортостан вправе самостоятельно осуществлять связи с иностранными государствами в области экономики, науки, культуры и спорта, за исключением тех, которые отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти и совместному ведению Российской Федерации и Башкортостана.
Порядок заключения, выполнения, приостановления и прекращения действия соглашений органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей установлен Законом Республики Башкортостан «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» от 30.11.2005 № 240-з (с изменениями и дополнениями).
Статья 2 указанного Закона гласит, что Соглашения не являются международными договорами и не могут содержать положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта Российской Федерации.
Соглашение заключается органом государственной власти Республики Башкортостан с субъектом иностранного федеративного государства, административно-
Вместе с тем статья 11 Закона устанавливает порядок согласования проектов соглашений, согласно которому республиканский орган исполнительной власти, координирующий вопросы международных и внешнеэкономических связей, не позднее чем за 30 дней до дня подписания представляет для согласования проекты соглашений в Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Органами государственной власти Республики Башкортостан подписано 13 соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с 10 иностранными государствами и регионами:
1. Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия от 18 августа 1994 года
2. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 июля 1999 года
3. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Республики Болгария о торгово-экономических связях от 18 сентября 1992 года
4. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Министерством экономики и транспорта Венгерской Республики о развитии экономического сотрудничества от 7 декабря 2007 года
5. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан в области торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, культуры, образования, туризма и спорта от 12 октября 2004 года
6. Соглашение между Правительством Хэйлунцзянской провинции Китайской Народной Республики и Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации об укреплении связи и сотрудничества обеих сторон от 26 ноября 1993 года
7. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Народным Правительством провинции Ляонин Китайской Народной Республики о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 25 февраля 1999 года
8. Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Республики Таджикистан от 30 марта 1998 года
9. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 7 июня 1996 года
10. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Губернаторством Стамбульского вилайета Турецкой Республики от 22 апреля 2005 года
11. Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Республики Крым о деловом и экономическом сотрудничестве от 25 января 1995 года
12. Соглашение между Львовской областной государственной администрацией, Украина, и Правительством Республики Башкортостан, Российская Федерация, о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 29 июня 1999 года
13. Совместное заявление Правительства Свободного Государства Саксония (Германия) и Правительства Республики Башкортостан (Российская Федерация) о торговых, экономических, общественных и культурных связях от 12 июня 1992 года
Данные Соглашения не налагают на стороны конкретных финансовых и юридических обязательств. При этом оценить их эффективность не представляется возможным, поскольку, определяя сферы сотрудничества, данные Соглашения имеют рамочный характер и не предусматривают осуществления поставок каких-либо товаров, выполнения работ или услуг.
Подготовлены следующие проекты Соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан:
- проект Соглашения между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве;
- проект Соглашения между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Министерством экономики Латвийской Республики об экономическом сотрудничестве;
- проект Протокола о намерениях между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Министерством экономики Латвийской Республики;
- проект Соглашения между Правительством Республики Башкортостан Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Таким образом, международные связи Республики Башкортостан активно развиваются в рамках полномочий, делегированных Договором РФ и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и между органами государственной власти Республики Башкортостан».
Использованная литература:
1. Конституция РФ.
2. Конституция РБ.
3. Закон РБ «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» от 30.11.2005 № 240-з (с изменениями и дополнениями).
4. Международное право: учебник/ П.Н. Бирюков. М.: Издательство Юрайт, 2011.
5. Международное право/ под общ. ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова М. Юрайт, 2007.