Правовое положение иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3

Глава 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан..5
1.1Понятие «Иностранный гражданин»……………………………….....5
1.2 Правовые режимы пребывания иностранцев……………………..….8
Глава 2. Принципы правового регулирования статуса иностранных граждан…………………………………………………………………..….11
Глава 3. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………….………13
3.1 Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….…..13
3.2 Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение………………………………………………………...….16
Глава 4. Пребывание, права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации………………………………………………………………….18
4.1 Правовой статус иностранцев……………………………………………………………..…..18
4.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………...…25
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 1.2 Правовые режимы  пребывания иностранцев

 Независимо  от степени устойчивости правовой связи  иностранца с государством пребывания практика государств выработала несколько  видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, эти  

 9

правовые  режимы представляют собой юридическое  решение вопроса об объеме прав, которые представляются иностранцам. Это – следующие режимы: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный.

 Национальный  режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан  страны пребывания. С этой точки  зрения правовой статус иностранцев  в принципе приравнивается к правовому  статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства – в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцам национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. Тем не менее, на практике принцип взаимности может применяться, но не в целом – не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в том или ином национальном законе.

 В Российской Федерации национальный режим для  иностранцев действует как общий  принцип права. Он закреплен в  ст.62 Конституции Российской Федерации  1993г.: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»6. Таким образом,  

 10

возможность дополнения, конкретизации данного  принципа, как в законодательном  порядке, так и при помощи международных договоров – не исключается.

 Следующим вид правового режима иностранцев  – режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, какой предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима так же представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре, по крайней мере, двумя заинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, следовательно, и такое государство, физическим и юридическим

лицам которого предоставлены наиболее благоприятные  условия. Режим наибольшего благоприятствования  как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего он применяется при  регулировании торговых связей. Режим  наибольшего благоприятствования  предоставляется на взаимных началах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 11

Глава 2. Принципы правового регулирования статуса иностранных граждан.

 Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством государства. Определение  этого объема – дело внутренней компетенции каждого государства. Однако государство должно исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, начинается со слов: «каждый человек…», т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение. Они явились конкретизацией принципа уважения прав и основных свобод человека, обязательного для всех государств. Каждое государство, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, само устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с этим государство распространяет на иностранцев, находящихся на его территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ими правила. Несоблюдение правил влечет ответственность, от которой освобождается достаточно узкий круг иностранцев. В то же время государство, на территории которого находится иностранец, должно защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом.

 В силу национального режима иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которые не предоставлены  собственным гражданам государства. Таким образом, одним из важнейших принципов юридического статуса иностранцев является принцип равенства иностранных  

 12

граждан перед законом, что вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации:

 «1. Все равны перед законом и  судом. 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»7. Важными так же являются положения ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Глава 3.  Въезд, выезд и  транзитный проезд через  территорию РФ иностранных  граждан и лиц  без гражданства. 

3.1 Въезд, выезд и  транзитный проезд  через территорию  РФ иностранных  граждан и лиц  без гражданства

    Иностранные граждане  могут въезжать в Российскую Федерацию  и  выезжать  из  Российской   Федерации   при   наличии российской визы по действительным    документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской  Федерацией  в  этом  качестве, если  иное  не  предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица  без  гражданства  могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии  российской  визы  по действительным   документам,  выданным  соответствующими  органами государства  их   проживания,   удостоверяющим   их   личность   и признаваемым  Российской Федерацией в этом качестве,  если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Основанием  для  оформления  въезда  в  Российскую Федерацию иностранных граждан или  лиц  без  гражданства  является письменное   обращение   (лично   или   через   представителя)   в дипломатическое  представительство  или   консульское   учреждение Российской Федерации. В случае  если  иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического  или  юридического  лица,  порядок  оформления  такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Также основанием   для  оформления   въезда в Российскую Федерацию   иностранных   граждан   или   лиц   без гражданства является  надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

     Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:             

14

 1) при обращении за  российской  визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской  Федерации и   выезда   из   Российской  Федерации или предъявить  гарантии предоставления  таких   средств   в   соответствии   с   порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

2) в  пункте пропуска через Государственную  границу  Российской Федерации   нарушили  правила  пересечения   Государственной границы Российской  Федерации,  таможенные правила,  санитарные нормы, - до устранения нарушения;

3) сообщили  о себе или  о  целях   своего  пребывания  заведомо  ложные сведения.

    Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

1) это    необходимо    в   целях   обеспечения   безопасности государства;

2) в   период   своего  предыдущего   пребывания  в  Российской Федерации  они были осуждены  в  соответствии  с  законодательством Российской  Федерации  за  совершение  тяжкого  или  особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания  были  выдворены за  пределы  Российской  Федерации  в принудительном порядке,  - в течение  пяти  лет  после   отбытия   наказания   за   совершенное преступление  или  в  течение  одного  года  со  дня  выдворения в принудительном порядке;

3) они   не  представили  документы,  необходимые для получения российской  визы  в  соответствии  с   законодательством  Российской  Федерации, - до их представления;

4) они  ходатайствуют о российской  визе  на  срок  более  трех месяцев   и   не   представили  сертификат  об  отсутствии  у  них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата.    Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или  лицам  без  гражданства может быть ограничен в случаях,  если они:

15

1) в   соответствии  с  законодательством   Российской Федерации задержаны  по подозрению в совершении  преступления либо  привлечены  в  качестве  обвиняемых,  -  до  принятия  решения  по  делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены   за   совершение   преступления   на   территории Российской  Федерации,  - до отбытия (исполнения) наказания или  до освобождения  от наказания; 

3) уклоняются  от исполнения обязательств,  наложенных  на  них судом,  -  до  исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не  выполнили  предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательства  по уплате налогов,  - до  выполнения  этих обязательств.

    Транзитный  проезд  через  территорию  Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд   через   территорию   Российской  Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской  транзитной  визы,  визы  на  въезд в сопредельное  с Российской Федерацией по маршруту следования

    Государство либо визы государства назначения и действительных для выезда  из  Российской Федерации   проездных   билетов или подтвержденной  гарантии  их приобретения  в пункте   пересадки   на   территории   Российской Федерации.

   Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства   по   представлении   ими  мотивированной  просьбы  и документов,  подтверждающих необходимость остановки,  если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Транзитный  проезд  через  территорию  Российской Федерации без визы разрешается иностранному  гражданину  или  лицу без гражданства в случаях, если они:

16

1) совершают  беспересадочный полет воздушным  транспортом через территорию  Российской Федерации;

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан