Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:27, реферат
Субъектами международного частного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно – как субъекты международного права (государства, международные, межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица). Следует учитывать, что один и тот же субъект международного частного права может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений.
1. Физические лица как субъекты международного частного права
2. Гражданско-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
4. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижение по этой территории и выезд за рубеж
5. Гражданско-правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
Список использованных источников
Данное намерение иностранца может быть выражено в получении им разрешения на постоянное проживание и вида на жительство, а также последующей регистрацией его на территории России по месту жительства. Нельзя считать само получение российской визы и регистрации по месту пребывания намерением иностранца рассматривать свое пребывание в России в качестве места жительства. Как правило, трудностей в определении намерения иностранцев, въезжающих в Россию по российской визе, не возникает, так как при ее оформлении подтверждается временный характер пребывания иностранца на территории России.
3. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
физический лицо гражданство беженец
Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).
Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 конституции РФ, “Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами”.
Российские граждане, выехавшие в иностранное государство, оказываются под его юрисдикцией. Разумеется, это не означает, что их отношения с российским государством прерываются. Лица, переехавшие за границу, продолжают оставаться российскими гражданами. Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.
Дипломатические
представительства и
Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями отнесены положением о посольстве Российской Федерации к основным задачам и функциям посольства.
Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц опирается на консульские конвенции и другие международные договоры РФ, консульский устав СССР, основы законодательства РФ о нотариате и иные правовые акты.4
Консул обязан принимать меры к тому, чтобы российские граждане и юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены, – к восстановлению нарушенных прав. Консул должен следить за тем, чтобы в отношении российского гражданина, заключенного под стражу или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим его свободу, соблюдались законы государства пребывания и международные договоры РФ.
Консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о Внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния; выполняют другие полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами (ст. 5 Федерального Закона “Об актах гражданского состояния”).
Основами законодательства Российской Федерации о нотариате определяются нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ (ст. 38).
Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации:
1) удостоверяют
сделки, кроме договоров об отчуждении
недвижимого имущества,
2) принимают меры к охране наследственного имущества;
3) выдают свидетельства о праве на наследство;
4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
6) свидетельствуют
подлинность подписи на
7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
10) удостоверяют
тождественность гражданина с
лицом, изображенным на
11) удостоверяют время предъявления документов;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) принимают на хранение документы;
15) обеспечивают доказательства;
16) совершают морские протесты.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений.
Консулом легализуются документы, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей.
Консульским уставом СССР определены функции консула в отношении отечественных морских судов (в том числе в случаях Кораблекрушения или аварии судна, болезни или смерти членов экипажа), воздушных судов, средств автомобильного, железнодорожного транспорта, судов речного флота.
При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.
Правительственным
решением утвержден комплекс мер
по обеспечению эвакуации
15 августа 1996 г. № 114-фз вступил в силу Федеральный Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.
Российские граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно – по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также в служебные командировки. Основными документами, удостоверяющими личность российских граждан за пределами Российской Федерации, признаны паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Указом президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 “об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации МИД России поручалось произвести в первоочередном порядке выдачу паспортов граждан Российской Федерации российским гражданам, проживающим за рубежом.
Традиционно осуществляемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями функции по поддержке соотечественников оказываются нередко недостаточными. С этой целью должны быть использованы в полной мере международные механизмы защиты прав человека, инструментарий международных договоров, включая договоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, гражданства, правовой помощи, трудовой деятельности, социального обеспечения, культуры и образования.
Государствами-участниками СНГ подписаны многосторонние конвенции, позволяющие активизировать сотрудничество в области прав человека, приблизить его к практическому решению неотложных проблем. Широкий охват нуждающихся в четком и стабильном регулировании отношений характеризуют конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г., о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Рассмотрением наиболее актуальных вопросов о нарушениях прав российских граждан призвана заниматься комиссия по правам человека при президенте РФ. По мнению председателя комиссии, создание “системы коллективных органов содружества независимых государств (комиссии по правам человека, суда СНГ по правам человека и др.), дополненной европейским региональным механизмом, явилось бы существенной гарантией претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина на территории всех стран СНГ”.
Создание региональной (в рамках содружества независимых государств) системы защиты прав человека, наряду с более широким участием Российской Федерации в международной и европейской системах защиты прав человека, позволит, надо полагать, изменить к лучшему положение дел с обеспечением защиты прав российских граждан за рубежом.
4. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижение по этой территории и выезд за рубеж
Вопросы, относящиеся к въезду иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижению по этой территории и выезду за рубеж, хотя и составляют в значительной мере сферу публичного права, тем не менее, тесно связаны с институтами международного частного права, определяющими правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России. Решение таких вопросов нередко не только предшествует формированию статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, но и обусловливает его “параметры”.5
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо обозначить основные требования, выработанные в этой области мировым сообществом. Сформулированные в ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, они исходят из следующего:
– каждому, кто
законно находится на территории
какого-либо государства, принадлежит
в пределах этой территории право
на свободное перемещение и
– каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;
– упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в пакте иными правами. Принятая генеральной ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.
Положения пакта о гражданских и политических правах образуют основу для регулирования соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая ст. 27 и ч. 3 ст. 55 конституции РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Примером международного договора РФ, предусматривающего “иное”, является соглашение о безвизовом передвижении граждан содружества независимых государств на территории его участников 1992 г. Действительные документы, предъявляемые лицами без гражданства, должны быть выданы соответствующими органами государства их проживания.
Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в ее дипломатическое представительство или консульское учреждение.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию также по приглашению российского физического или юридического лица. Порядок оформления такого приглашения устанавливается правительством РФ. Основанием для оформления их въезда может быть также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.
Федеральный Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” определяет случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается. Въезд не разрешается, если:
1) это необходимо
в целях обеспечения
Информация о работе Правовое положение физических лиц в международном частном праве