Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него: Конституцией РФ; федеральными законами; нормативными указами Президента РФ. В конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что правительство РФ осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Содержание

1. Федеральные органы исполнительной власти по управлению федеральной собственностью: особенности правового статуса, структура, основные функции структурных подразделений.
2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению собственностью субъекта Российской Федерации: особенности правового статуса, структура, основные функции структурных подразделений (на примере субъекта Российской Федерации).
3. Органы муниципального образования по управлению собственностью муниципального образования: особенности правового статуса, структура, основные функции структурных подразделений (на примере муниципального образования).

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Функции отдельных органов запрограммированы  на несколько сфер. Например, Министерство экономического развития и торговли.  
 
 
 

     2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению собственностью субъекта Российской Федерации: особенности правового статуса, структура, основные функции структурных подразделений (на примере субъекта Российской Федерации).

     В соответствии со ст. 77 Конституции система  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999).

     К общим принципам организации  исполнительных органов государственной  власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

     Самостоятельность субъектов Российской Федерации  в установлении своей системы  исполнительной власти проявляется в том, что они: осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации; определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти; определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами; распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

     Системы исполнительной власти в субъектах  Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и  по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются: глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.; исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация); исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые); территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов; территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.  

     В большинстве республик во главе  исполнительной власти стоит президент, в Карелии – Председатель Правительства, всенародно избираемый и единоначально руководящий органами исполнительной власти, а в Республике Дагестан – Государственный Совет, являющийся коллегиальным органом и формируемый Конституционным Собранием Республики Дагестан.           

     К полномочиям главы государства (главы  республики), характеризующим данное лицо как главу исполнительной власти, относятся: полномочия по формированию правительства республики;  полномочия по формированию иных, в том числе территориальных, органов исполнительной власти; полномочия по непосредственному руководству органами исполнительной власти.

     Главой  исполнительной власти в краях и  областях является глава администрации или губернатор. Его правовой статус закрепляется в уставе субъекта Федерации, в законах о системе органов государственной власти или в специальных законах о главе исполнительной власти. Глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом субъекта Федерации и руководит системой органов исполнительной власти области (края) на принципах единоначалия. Правовое положение главы администрации (губернатора) может быть дифференцированно по следующим критериям: глава исполнительной власти возглавляет систему органов исполнительной власти, а орган общей компетенции возглавляет другое, назначаемое губернатором должностное лицо (председатель правительства, вице-губернатор, первый заместитель главы администрации) Свердловская область, Ярославская область, Московская область; глава исполнительной власти руководит системой органов исполнительной власти и возглавляет правительство области (края) – Саратовская область, Калининградская область, Ставропольский край.

     Глава исполнительной власти области (края): образует (совместно или по согласованию с законодательным органом) и в соответствии со схемой управления субъектом Федерации отраслевые и территориальные органы исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей; утверждает положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти; образует, реорганизует и ликвидирует иные государственные организации, назначает их руководителей, утверждает их уставы и положения; вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации; издает правовые акты (постановления и распоряжения), обязательные на всей территории субъекта Федерации.

     Органами  исполнительной власти специальной  компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) – министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган. Структура органов специальной компетенции предопределяется, во-первых, составом и структурой федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими территориальных органов, во-вторых, статусом субъекта Федерации, в-третьих, социально-экономическим развитием субъекта Федерации и его финансово-бюджетными возможностями.

     Система местных органов государственной  исполнительной власти субъектов Федерации  зависит от административно-территориального устройства субъекта Федерации и от территориальной основы местного самоуправления.

     Выделяются  следующие системы организации  территориальных исполнительных органов  государственной власти. Во-первых, существуют субъекты Федерации, где  не созданы местные исполнительные органы государственной власти общей компетенции, поскольку в городах и районах республиканского (областного) подчинения созданы муниципальные образования и действуют органы местного самоуправления. Во-вторых, в качестве местных органов выступают администрации управленческих (административных) округов, префектур, осуществляющие исполнительную власть на территории нескольких административно-территориальных единиц (районов и городов, районов в городе) и являющиеся территориальными органами общей компетенции, непосредственно подчиняющиеся главе исполнительной власти и правительству субъекта Федерации. Возглавляют такие территориальные органы назначаемые главой администрации (губернатором) префекты, управляющие, полномочные представители, входящие по должности в состав правительства субъекта Федерации. Тем не менее организация местной государственной исполнительной власти в республиках и областях не может быть однотипной, поскольку они имеют различную структуру административно-территориального устройства, различные по масштабам и объему задачи государственно-управленческого характера, разный уровень социально-экономического развития. Как правило, президент или губернатор утверждает примерную структуру местной администрации, а в ряде субъектов принимаются типовые положения о местной администрации, на основе которых разрабатываются и утверждаются положения об администрации конкретного административно-территориального образования. В структуре местной администрации выделяется аппарат, состоящий из руководства администрации (главы администрации и его заместителей), оперативных и функциональных отделов и служб, а также отделы, управления, комитеты, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями и находящиеся в совместном подчинении главе местной администрации и руководителю органа специальной компетенции субъекта Федерации – отдел внутренних дел, культуры, образования, финансовый отдел, комитет по управлению государственным имуществом, комитет по физкультуре, спорту и туризму. 
 
 
 
 

     3. Органы муниципального образования по управлению собственностью муниципального образования: особенности правового статуса, структура, основные функции структурных подразделений (на примере муниципального образования).

     Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

     В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные.

       Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города, района или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами.

       Юридические гарантии включают  установление федеральными законами, актами представительных органов  субъектов Федерации статуса  местного самоуправления, обеспечение  обязательности решений субъектов  местного самоуправления.

       Организационные и кадровые гарантии  включают подготовку на государственном  уровне муниципальных служащих  различных рангов, информационное  обеспечение местного самоуправления  и др.

     Одно  из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование.

     Существующая  система управления муниципальными предприятиями неэффективна и требует  кардинального реформирования. Деятельность юридических лиц, созданных в  форме муниципальных предприятий, как правило, неэффективна. Отсутствуют  четкие критерии необходимости создания и функционирования организации в форме муниципальных предприятий, низкая эффективность деятельности муниципальных предприятий приводит к недополучению доходов в местный бюджет. Как правило, нельзя разрешать учреждениям осуществлять предпринимательскую деятельность, а при наличии таковой требуется более детальная нормативно-правовая регламентация и контроль со стороны комитета по управлению муниципальным имуществом и отраслевых органов управления администрации муниципального образования.

     Оптимизация структуры собственности для  более полной реализации функций  муниципальной власти, стимулирования экономического и социального развития муниципального района, роста уровня и качества жизни населения - за счет реструктуризации муниципального сектора экономики, создания, реорганизации, ликвидации и приватизации предприятий и учреждений, приобретения или продажи муниципальных долей в уставных (акционерных) капиталах коммерческих организаций, приобретения или продажи недвижимого имущества, формирования фондов отчуждаемой и не подлежащей отчуждению земли (земельных участков). Обеспечение расширенного воспроизводства муниципального имущества для развития муниципального сектора и расширения возможностей выполнения администрацией района своих функций в будущем, в первую очередь, повышения уровня жизни и расширения социальной поддержки малоимущей части населения - за счет введения планов (программ) развития муниципальной собственности и усиления контроля и стимулов к эффективному использованию муниципального имущества для его пользователей (управляющих, арендаторов).

     Основным  принципом управления муниципальным имуществом является формирование целостной системы управления, представляющей собой неразрывное единство следующих элементов: регламентированный и прозрачный порядок принятия управленческих решений администрацией района в отношении объектов управления муниципальной собственности; контроль за объектами управления и деятельностью управляющих (руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей интересов района в коммерческих организациях, арендаторов); полное и оперативное информационное обеспечение процесса управления (сбор необходимой информации о работе управляющих и объектов управления, ее обработка и анализ).

     Другими принципами управления муниципальным имуществом района являются следующие:

     - принцип эффективности управления, заключающийся в достижении цели управления при максимальной экономии ресурсов.

     - принцип безусловного приоритета возмездного вида пользования и четкое определение исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе.

      - принцип профессионализма, подразумевающий конкурсный отбор по профессиональному признаку как управляющих муниципальных предприятий и учреждений, так и кадров муниципальных служащих, участвующих в управлении муниципальной собственностью.

Информация о работе Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью