Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:39, контрольная работа
Цель моей работы заключается в характеристике участников войны и определении средств и методов ведения войны
Введение 3
I. Участники войны 5
II. Средства и методы ведения войны 12
Заключение. 18
Литература. 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
факультет
Кафедра
конституционного и
муниципального права
контрольная РАБОТА
по дисциплине «Международное право»
Тема:
«Право вооруженных
конфликтов»
Выполнил:
студент юридического факультета
2 курса 22 группы
Мкртчян Дмитрий Владимирович
Рецензент:
Доц.
Зинченко Нина Николаевна
Москва – 2009
СОДЕРЖАНИЕ
На протяжении всего своего существования человечество ведет междоусобные войны. Современное международное право и правовые системы большинства государств мира запрещают агрессивные войны и пропаганду войны. Ушли в прошлое «право на войну», «право победителя», такие понятия, как «контрибуция», «сферы влияния» и др. Им на смену пришли принципы мирного разрешения международных споров, запрещения применения силы или угрозы силой и др. Однако это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества. Эта проблема актуальна и на современном этапе. Тому яркий пример война в Корее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.) и Панаму (1989 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств, Ирано-иракская война, вооруженное вмешательство СССР в Афганистане, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.), войны на территориях бывших СССР и Югославии и в других регионах - вот далеко не полный перечень войн, унесших миллионы жизней уже после второй мировой войны.
В
связи с тем, что нельзя избежать
военные и вооруженные
Так, первые правила ведения войны возникли еще в глубокой древности и длительное время существовали в виде международных обычаев, а затем с XIX в. стали преобразовываться в договорные нормы на международных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г. Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг. Женевские конференции 1929, 1949, 1977 г г. и др.).
К числу важнейших международных соглашений относятся:
Декларация о морской войне 1856 г.;
Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г.;
Гаагские конвенции 1907 г.;
Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г;
Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.);
Устав Международного военного трибунала 1945 г.;
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г.;
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г.;
Конвенция о запрещении производства, накопления химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.
Большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного Креста и др.
В 1997 г. была подписана Конвенция о запрещении противопехотных мин. Делегация России Конвенцию не подписала.
Все Международные договоры, регламентирующие порядок ведения военных действий, обязательны для всех государств, ратифицировавших эти договоры, и основываются на двух взаимосвязанных фундаментальных принципах: гуманности и военной необходимости. В соответствии с этими принципами, разрешены только такие действия, которые необходимы для разгрома противника, в то время как действия, вызывающие бессмысленные с военной точки зрения страдания или потери запрещается.
В соответствии с современным международным правом война должна вестись только между вооруженными силами враждующих государств и не должна наносить ущерб их гражданскому населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующими в военных действиях гражданским населением.
Цель моей работы заключается в характеристике участников войны и определении средств и методов ведения войны.
Участниками войны является не все население воюющих государств, а только вполне определенная его часть - законные участники войны, действиям которых придается государственный характер. В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все законные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
Первый Дополнительный протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 года, дает обобщенную характеристику законных участников войны. Так, согласно ст. 43: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».1 Данные лица (кроме медицинского и духовного персонала) являются комбатантами.
Таким образам, к комбатантам относятся:
а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
в) открыто носят оружие;
г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Статус комбатанта дает право принимать непосредственное участие в военных действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного.
Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны.
Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов. Прежде чем перейти к подробному изложению условий, соблюдение которых необходимо для признания партизана законным комбатантом, следует коснуться исторического аспекта данной проблемы. Дело в том, что в 19 веке западная доктрина международного права либо вообще умалчивала о партизанской борьбе, либо по примеру американского профессора Ф. Либера (автора известной «Инструкции 1863 г. для действующей армии США» и единственной в 19 веке специальной работы «Партизаны и партизанские группы») выдвигала требование о всяческом ограничении этой формы борьбы и выражала надежду, что с улучшением современных обычаев войны партизаны будут рассматриваться как разбойники.
Однако на рубеже 19-20 веков по инициативе России законность партизанской борьбы нашла полное и безоговорочное подтверждение. Правила ведения партизанской борьбы, впервые сформулированные в Гаагской конвенции 1899 г., нашли свое отражение в преамбуле Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV Гаагская конвенция) и ст. 1 и 2 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к названной конвенции. С принятием Гаагских конвенций каждый отдельный партизан объявлялся законным комбатантом, поставленным под защиту норм международного права, но при соблюдении им четырех упомянутых условий.
Первое: для того, чтобы обладать статусом комбатанта, партизан должен принадлежать к какому-либо военным образом организованному отряду, действующему от имени государства, во главе которого стоит ответственное лицо. Данное требование является бесспорным, поскольку наличие ответственного командира является свидетельством организованности партизанского движения и служит гарантией соблюдения его участниками правил ведения войны. Однако условие об ответственном командире не должно абсолютизироваться и тем более толковаться расширительно. Международному праву безразлично, кем будет возглавляющий партизан командир: офицером, правительственным чиновником или лицом, выбранным на этот пост самими партизанами. Важно лишь, чтобы он был ответственным за выполнение его подчиненными правил ведения войны.
Второе: партизан должен иметь отличительный знак, позволяющий провести внешнее различие между комбатантом и гражданским лицом. Необходимость ношения отличительного знака, с одной стороны, указывает на намерение данного лица принимать активное участие в боевых действиях, а с другой — позволяет воюющим соблюдать законы и обычаи войны (в данном случае — не вести военные действия против гражданского населения). Предусмотренное Гаагскими конвенциями, а затем дословно воспроизведенное Женевскими конвенциями 1949 года требование «иметь определенный и явственно видимый издали отличительный знак» вызвало массу споров и разночтений среди ученых, занимающихся данной проблематикой. Суть их, однако, сводится к тому, что, во-первых, партизан нельзя ставить в худшее положение, чем солдат регулярной армии, следовательно — не может быть и речи о расширительном толковании «явственно видимого» отличительного знака; во-вторых, определенный отличительный знак не должен препятствовать маскировке партизан, поскольку в современных условиях тщательная маскировка войск является одним из важнейших принципов ведения войны.