Право вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в характеристике участников войны и определении средств и методов ведения войны

Содержание

Введение 3
I. Участники войны 5
II. Средства и методы ведения войны 12
Заключение. 18
Литература. 19

Работа содержит 1 файл

международка.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 

   Помимо перечисленных выше прямых запретов существуют определенные ограничения и в использовании некоторых незапрещенных международным правом видов оружия и родов вооруженных сил, поскольку отдельные способы или методы их применения могут грубо противоречить нормам международного права. Эти ограничения относятся к нс-пользованию авиации, подводных лодок и морского минного оружия.

   Авиация как средство ведения войны не запрещена международным правом, однако действующие нормы международного права предусматривают вполне конкретные ограничения методов использования военной авиации. В частности, запрещается:

   атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения, в том числе бомбардировку морскими силами (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.) 9;

   уничтожать  невоенные объекты, незащищенные города10, селения, жилища или строения, санитарные учреждения, госпитальные суда и транспорты, госпитальные летательные аппараты и культурные центры, имеющие отличительные знаки (эмблемы), а также осуществлять террор мирного населения.

   Подводные лодки признаны законным средством ведения войны. Правовое положение подводных лодок и регламентация их боевого использования по существу ничем не отличаются от правил и норм, установленных для надводных боевых кораблей. На подводные лодки распространяются общие принципы и нормы, закрепленные в конвенциях о законах и обычаях войны, в том числе правила, касающиеся надводных военных кораблей, а также специальные Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), к которым СССР присоединился в 1937 г. (Россия - участник Протокола).

   В Правилах 1936 г. говорится, что «за исключением случая упорного отказа остановиться после надлежаще сделанного предложения об остановке или случая действенного сопротивления осмотру или обыску военный корабль, надводный или подводный, может потопить торговое судно противника или лишь его возможности плавания лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место»11. Судовые шлюпки рассматриваются как безопасное место лишь в том случае, если обеспечена безопасность самих шлюпок при существующем состоянии моря и условиях погоды, ввиду близости земли или присутствия другого судна, имеющего возможность принять пассажиров и экипаж.

   Несмотря  на то, что эти Правила являлись действующими нормами международного права, они не выполнялись воюющими сторонами во вторую мировую войну, чьи подводные лодки вели неограниченную подводную войну. Современные подводные лодки с ядерной силовой установкой практически не могут выполнять Правила 1936 г., поскольку ныне во время войны любая подводная лодка, обнаруженная под водой, а тем более всплывшая на поверхность с намерением выполнять по отношению к торговому судну противника Правила 1936 г., будет немедленно уничтожена противолодочными средствами, в том числе самого торгового судна.

   14 сентября 1937 г. представители СССР, Англии, Болгарии, Греции, Египта, Румынии, Турции, Франции и Югославии подписали Нионские соглашения, относящиеся к гражданской войне в Испании. Согласно этим Соглашениям потопление в открытом море торговых судов иностранных государств подводными лодками любой из борющихся в Испании сторон или их союзников рассматривалось договаривающимися государствами как акты пиратства, а подводная лодка подлежала атаке и уничтожению. Хотя Нионские соглашения были заключены в связи с гражданской войной в Испании, они могут являться прецедентом для решения вопроса о действиях подводных лодок и в других гражданских войнах. Это означает, что подводные лодки любой из участвующих в гражданской войне сторон не имеют права вести боевые действия за пределами территориального моря своей страны и препятствовать свободе судоходства других стран. Нападение таких подводных лодок на суда других государств следует расценивать как акт агрессии против государства флага атакованного судна, но не как акт пиратства, поскольку подводная лодка - это военный корабль, а не частновладельческое судно.

   Эти Правила ныне реанимируются в  Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., подготовленном МККК, Международным институтом гуманитарного права, Пизанским университетом, Сиракьюсским университетом (США), специалистами и экспертами многих стран, в том числе с участием экспертов от ВМФ и МИД Российской Федерации. Вызывает удивление тот факт, что ВМФ и Министерство обороны России и МИД согласились с подобным Руководством и официально не протестовали против его невыгодных для России положений. Авторы Руководства предлагают запретить использование торпед, которые не делаются безопасными в конце своего хода, если они не попали в цель. Такими характеристиками и возможностями обладают только торпеды, управляемые по проводам, имеющиеся на вооружении только США и стран НАТО. Односторонняя заинтересованность США в таком Руководстве несомненна.

   Морское минное оружие не запрещено международным правом, однако его применение существенно ограничено требованиями VIII Гаагской конвенции 1907 г., которые практически никогда не выполнялись. Воспрещается: ставить мины, не закрепленные на якорях (за исключением тех, которые становятся безопасными спустя час после того, как тот, кто их поставит, утратит над ними наблюдение); ставить закрепленные на якорях мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов; употреблять самодвижущиеся мины, которые, не попав в цель, не делаются безопасными, а также запрещается ставить мины у берегов и портов противника с единственной целью прервать торговое судоходство (Россия не участвует в Конвенции).

   Конвенция обязывает все государства-участники  принимать меры для обеспечения безопасности торгового судоходства, указывать в «Извещениях мореплавателям» опасные от мин районы и сообщать о них другим государствам дипломатическим путем. Положения Конвенции нарушали США во Вьетнаме, в Никарагуа (1984 г.); Иран и Ирак выставляли мины в Персидском заливе в 80-х годах, на которых подрывались суда многих стран, в том числе СССР. По окончании любой войны все государства обмениваются сведениями о выставленных минах, проводят траление и уничтожение мин. После разгрома Ирака в феврале 1991 г. среди требований, предъявленных Ираку, было выдвинуто требование о немедленном представлении информации о месте расположения и характере всех наземных и морских мин.

   Морская блокада – признанный метод ведения войны на море, представляет собой систему насильственных действий военных флотов и авиации, препятствующих доступу как с моря к портам и берегам неприятеля, так и от этих портов и берегов в море.

   В соответствии с Парижской декларацией  о морской войне 1856 г. и Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. (Декларация 1909 г. в силу не вступила, но ее положения воюющие стороны принимают к сведению), чтобы быть законной, блокада должна быть публично объявлена правительством блокирующего государства с указанием даты начала блокады, района блокируемого побережья и срока, предоставляемого судам нейтральных и других невоюющих государства для выхода из блокируемых портов, а также должна быть действительной и реальной.

   Осуществление блокады не должно препятствовать таким  гуманным действиям, как доставка в блокируемый порт посылок с лекарствами, одеждой и продовольствием (гуманитарная помощь) для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц при условии, что этим правом не злоупотребляют. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим государством, захватом блокируемого района или с разгромом блокирующих сил. Наказанием за прорыв блокады или попытку прорыва могут быть захват и (или) конфискация судна или его груза или уничтожение судна-блокадопрорывателя.

   В современных условиях блокада считается  законной, если она осуществляется в порядке самообороны по ст. 51 Устава ООН или по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, блокада побережья Ирака и захваченного им Кувейта силами антииракской коалиции в 1991 г.).

   Бомбардировка с моря военных объектов является законным методом ведения войны. Но бомбардировка с моря незащищенных объектов, городов, портов, селений или строений запрещается при всех обстоятельствах. Обстрел окрестностей Бейрута линкором США "Нью-Джерси" в 1984 г. нельзя признать законным.

   Статья 36 первого Дополнительного протокола 1977 г. установила, что «при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны Высокая Договаривающаяся Сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах международного права, применяемых к Высокой Договаривающейся Стороне»12.

 

    

Заключение.

 

   Подводя итог работе, хотелось бы отметить важность урегулирования конфликтов мирным путем, а в случае начала военных действий, необходимость соблюдения законов и обычаев войны. Соблюдение этих законов позволить минимизировать ужасы войны и обеспечить защиту гражданского населения во время вооруженного конфликта.

 

Литература.

   Международное право: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Игнатенко Г.В., проф. Тиунов О.И. – М.: Норма, 2005;

   Международное право в документах: Учебное пособие / сост.: Блатова Н.Т., Мелков Г.М. – М.: 2000;

   Мулинен Фредерик де. Право войны. Руководство  для вооруженных сил. – М.: Международный  Комитет Красного Креста, 2003;

   Международное право. Ведение военных действий: Сборник Гаагских конвенций и  иных международных документов. –  М.: Международный Комитет Красного Креста, 2004;

   Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2003.

Информация о работе Право вооруженных конфликтов