Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:15, контрольная работа
Вооруженные конфликты, ломая определенные отношения, служат источником развития новых отношений. Общественная значимость, объективно обусловленная заинтересованность в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений, объясняются теми отрицательными последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты.
Введение
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций
1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов
2. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени в период вооруженных конфликтов
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая
характеристика кризисных
1.2 Международно-правовая
регламентация вооруженных
2. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени в период вооруженных конфликтов
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Заключение
Список
литературы
Введение
На всем протяжении истории сменяющие друг друга цивилизации неизменно старались ограничить насилие, особенно в период вооруженных столкновений. Длительное время речь шла о соблюдении обычных норм на поле брани, и лишь в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволило уточнить и закрепить их содержание. Война стала превращаться из политического явления и акта вооруженной борьбы в юридический процесс, в котором нормы права все больше определяют способ ее ведения, характер и тем самым создают предпосылки для обеспечения мира. Международное право концентрирует внимание на формальном регулировании войны (регламентация начала и окончания военных действий, прав и обязанностей воюющих сторон), т.е. на проблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного права прибегать к войне, и не касается причин, мотивов и целей вооруженного насилия.
История войн и современных вооруженных конфликтов показывает объективную необходимость постоянного совершенствования правовой регламентации всех процессов, связанных с причинами возникновения войн и вооруженных конфликтов и установлением соответствующих ограничений и запретов, как в международных отношениях, так и на национальном уровне.
Право вооруженных конфликтов, которое ранее было известно как право войны, представляет собой особый раздел международного права, действующего в условиях вооруженного конфликта.
Вооруженные конфликты, ломая определенные
отношения, служат источником развития
новых отношений. Общественная значимость,
объективно обусловленная заинтересованность
в самостоятельном регулировании данного
комплекса отношений, объясняются теми
отрицательными последствиями, которые
несут с собой войны и вооруженные конфликты.
1.
Вооруженные конфликты
и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций
Женевские конвенции (1949 г.) наряду с термином "война" применяют выражения "международный вооруженный конфликт" (ст. 2) и "немеждународный вооруженный конфликт" (ст. 3). Любая война - это прежде всего вооруженный социальный конфликт, это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами. Война обладает рядом признаков, не присущих вооруженным конфликтам. Во-первых, она ведет к качественному изменению состояния общества. Многие государственные институты начинают выполнять специфические функции, порожденные войной. Для обеспечения победы над врагом перестраиваются вся жизнь общества, вся экономика страны, концентрируются ее материальные и духовные силы, усиливается централизация власти. При вооруженном конфликте обычно преследуются более ограниченные, чем в войне, политические цели, которые не требуют кардинальной перестройки всего государственного механизма и перевода экономики на военные рельсы, общество в целом не переходит в особое состояние - состояние войны. Во-вторых, при объявлении войны сразу же должны вступать в действие нормы МП в полном объеме, в то время как при вооруженном конфликте это бывает не всегда. С юридической точки зрения, войне (в ее классическом понимании) присущи следующие признаки: формальный акт ее объявления; разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами; аннулирование двусторонних договоров, особенно политических.
Современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования споров, агрессивная война запрещена международным правом: ее подготовка, развязывание и ведение - это международное преступление. Сам факт объявления войны рассматривается как агрессия. Развязывание агрессивной войны влечет за собой международно-правовую ответственность. После Второй мировой войны возникли десятки вооруженных конфликтов, но, как правило, их не объявляли. Более того, отдельные вооруженные конфликты имели место при сохранении дипломатических и договорных отношений. Все это привело к появлению нового понятия - "вооруженный конфликт". Таким образом, понятие "война" употребимо, когда речь идет о вооруженном столкновении между двумя или несколькими суверенными, независимыми государствами, в иных случаях может применяться термин "вооруженный конфликт".
Женевские конвенции вместе с Дополнительными протоколами содержат 28 положений только по вооруженным конфликтам немеждународного характера и почти 500 статей по международным вооруженным конфликтам. Однако не подлежит сомнению, что с гуманитарной точки зрения проблемы одни и те же, стреляют ли через границы или в пределах государственных границ. А объяснение этой громадной разницы в количестве положений кроется в понятии "государственный суверенитет".
Вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и организованными вооруженными повстанческими группами - с другой. Лица, входящие в состав таких групп, сражаются в целях захвата власти, достижения большей автономии в пределах государства, отделения и создания собственного государства. Понятие "немеждународный вооруженный конфликт", а также критерии, характеризующие его, закреплены в Дополнительном протоколе II (1977 г.) к Женевским конвенциям (1949 г.).
Критериями, характеризующими немеждународный вооруженный конфликт, являются следующие: наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами; применение оружия; коллективный характер выступлений; минимум организации мятежников; определенная продолжительность конфликта; контроль мятежников над частью территории государства.
Ни одно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, происходящий на территории другого государства. МП применимо, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах, если военные действия достигают определенного уровня интенсивности. Все, что ниже этого уровня, уже не вооруженный конфликт, а внутренние волнения и беспорядки. Но это касается только применения норм внутригосударственного права, поскольку в контексте рассматриваемой проблемы критериями применения норм МП являются степень насилия и потребность жертв в защите. Статья 3 Женевских конвенций начинает действовать, если в процессе беспорядков участники массовых выступлений организуются в антиправительственные вооруженные формирования и усиленно используют оружие (ведут боевые действия). Статья 3 гарантирует лицам, которые непосредственно не участвуют в боевых действиях либо прекратили участие в них вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, минимальные гуманитарные права - запрет убийства, жестокого обращения, пыток и истязаний, оскорбительного и унижающего обращения (в том числе по причинам, связанным с расовой принадлежностью, вероисповеданием, происхождением, имущественным положением), использования в качестве заложников, внесудебных расправ. Что же касается участников антиправительственных вооруженных формирований, которые продолжают участвовать в боевых действиях и не складывают оружие, то МП оставляет за государством любые варианты силового воздействия на них, вплоть до физического уничтожения. Такого рода кризисные ситуации характеризуются как внутренние вооруженные конфликты низкой интенсивности.
По мере эскалации вооруженного конфликта, при наличии ответственного командования и установления антиправительственными формированиями такого контроля над определенной территорией, который позволяет вести скоординированные и продолжительные военные действия (ст. 1 Дополнительного протокола II), можно констатировать наличие внутреннего вооруженного конфликта высокой интенсивности. Именно для регулирования таких вооруженных конфликтов предназначен Второй Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г. В этом контексте представляется целесообразным провести различие между МП и "правом прав человека". Право прав человека налагает ограничения на власть государства по отношению ко всем лицам, на которых распространяются его полномочия, включая его собственных граждан. Эти ограничения действуют постоянно. МП специально создано для условий войны; оно регулирует отношения воюющих сторон в целях обеспечения прав человека, находящегося во власти противника. Но в вооруженных конфликтах немеждународного характера лица, находящиеся во власти противника, являются в то же самое время гражданами одной с ним страны. Следовательно, защита, предоставляемая правом прав человека, и защита, оказываемая МП, пересекаются. Тот факт, что права человека могут ограничиваться во время вооруженного конфликта, свидетельствует о том, что гарантии прав человека являются неполными. Тем не менее, хорошо разработанные процедуры и механизмы международного контроля за соблюдением договоров о правах человека дополняют МП, предоставляя более эффективную защиту жертвам войны.
Международный вооруженный конфликт как юридическое понятие впервые упоминается в ст. 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. Для признания его таковым не требуются какой-либо минимальный уровень насилия или боевые действия, контроль над территорией противника и т.д. При этом боевые действия могут быть весьма незначительными или даже не иметь места вообще (например, объявление о вторжении на территорию иностранного государства без последующего ведения боевых действий, вторжение, не встретившее сопротивления, и т.п.). И.Н. Арцибасов предлагает считать "международным вооруженным конфликтом" общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в период, когда одна сторона применяет вооруженную силу против другой. Вместе с тем ст. 2, общая для всех Женевских Конвенций 1949 г., устанавливает, что международный вооруженный конфликт - это вооруженное столкновение, возникающее "между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами".
Необходимо отметить, что если признание суверенных государств участниками вооруженных конфликтов не вызывает сомнений, то по вопросу о том, можно ли считать таким участником ООН (когда по решению Совета Безопасности ООН применяются вооруженные силы ООН) или национально-освободительное движение, до сего времени идут споры. Международная правосубъектность ООН обусловлена критериями, которые присущи субъекту международного права. В соответствии с Уставом ООН она может применять вооруженные силы в целях пресечения агрессии, ее предотвращения, поддержания международного мира и безопасности. В данном случае вооруженные силы ООН действуют от имени сообщества народов. Согласно ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности ООН может заключить соглашение с любым членом ООН о выделении последним контингентов войск. Вооруженные силы ООН - это контингенты войск отдельных стран, которые, в свою очередь, являются участниками Женевских конвенций 1949 г.
Представляется важным принятие специальной декларации ООН, в которой признавалось бы, что действие Женевские конвенций 1949 г. распространяется на чрезвычайные вооруженные силы ООН в той же степени, в какой оно распространяется на вооруженные силы государств - участников этих Конвенций. Пока лишь в инструкциях Генерального секретаря ООН и в соглашениях, заключаемых в соответствии со ст. 43 Устава ООН Советом Безопасности ООН с членами ООН, которые выделяют свои контингенты войск в состав вооруженных сил ООН, указывается, что вооруженные силы ООН будут соблюдать нормы МП.
Практические и теоретические трудности при определении понятия международного вооруженного конфликта возникают также в следующих ситуациях: когда угнетенная нация или народ поднимается на борьбу против колониального, расистского режима или иностранного господства; при вооруженном конфликте в одном государстве, в котором в той или иной степени участвует третья сторона - другое государство. Многими исследователями эти ситуации характеризуются как "локальные войны". Важность исследования этих двух ситуаций диктуется теми обстоятельствами, что они составляют одну важную двуединую проблему относительно, во-первых, квалификации национально-освободительной борьбы и, во-вторых, перехода немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт.
Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. содержит определение международного вооруженного конфликта (п. 4 ст. 1). К нему относятся и такие ситуации, в которых "народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение". Из признания национально-освободительных войн международными вооруженными конфликтами следует, что на них должно распространяться действие норм МП.
Информация о работе Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов