Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:52, доклад
Проблема обеспечения всеобщего мира и международной безопасности по-прежнему является одной из центральных в современных международных отношениях. Ее основы заложены в Уставе ООН и получили развитие в концепции всеобъемлющей международной безопасности, закрепленной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности», а также в резолюции от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Смысл этой концепции заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы способствовала установлению устойчивого, безопасного и ненасильственного мира.
Безъядерными зонами стали Латинская Америка на основании Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 года (Договор Тлателолко), южная часть Тихого океана на основании Договора о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года (Договор Раротонга), Юго-Восточная Азия на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года (Бангкокский договор), Африка на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 года (Договор Пелиндаба).
Все четыре договора исходят из обязательства, закрепленного в Договоре о нераспространении ядерного оружия, не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и запрещают размещение ядерного оружия, включая иностранное, на территории, охватываемой этими договорами. Наиболее подробно об этом говорится в Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года. Статья 3 определяет, что каждое государство-участник обязуется: а) не разрабатывать, не производить или не приобретать иным способом, не обладать или не осуществлять контроль над ядерным оружием; б) не размещать или не перевозить ядерное оружие с помощью любых средств; с) не проводить испытаний или не применять ядерное оружие и не разрешать указанные действия на своей территории какому-либо другому государству. Каждое государство-участник обязуется также не сбрасывать в море или в атмосферу где-либо внутри зоны любые радиоактивные материалы или отходы; не удалять радиоактивные материалы или отходы на суше на территории или под юрисдикцией других государств, за исключением, определенным в Договоре, и не разрешать это делать в пределах своей территории любому другому государству.
Что касается пространственной сферы действия договоров, то в нее включаются территории участвующих государств, находящиеся под их суверенитетом. При этом в понятие «территория» входят, как это определено, например, в Договоре Пелиндаба, сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море и архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также морское дно и его недра. В Бангкокском договоре в зону, свободную от ядерного оружия, включены не только территории участвующих государств, но и их континентальные шельфы и исключительные экономические зоны.
Все Договоры имеют дополнительные протоколы, подлежащие подписанию ядерными державами, которые на их основании должны предоставить гарантии (такой протокол к Бангкокскому договору находится в стадии разработки). Россия является участником этих протоколов.
Важное значение для процесса разоружения имеют соглашения между СССР и США, а затем Россией и США, касающиеся ограничения стратегических вооружений. Первые соглашения в этой сфере были подписаны в 1972 году в Москве. Это бессрочный Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
Договор по ПРО 1972 года установил для каждой договаривающейся стороны по два района размещения систем ПРО. Однако Протокол к нему 1974 года оставил для обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км.
Временное соглашение ОСВ-1 ввело ограничения в отношении пусковых установок стратегических баллистических ракет, как стационарных, так и на подводных лодках. Соглашение было заключено на пять лет, однако стороны в 1977 году заявили, что будут и впредь соблюдать его.
В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Целью Договора было количественное ограничение стратегических наступательных вооружении и сдерживание их качественного совершенствования. К стратегическим наступательным вооружениям были отнесены пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелые бомбардировщики и баллистические ракеты класса «воздух–земля» (БРВЗ). Они ограничивались суммарным количеством, не превышавшим 2400 единиц. Договор в силу так и не вступил, хотя стороны соблюдали его до 1986 года, когда США в одностороннем порядке заявили, что не считают себя более связанными положениями Договора.
Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 году, –Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому Договору, Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения. США ратифицировали Договор в 1996 году, в России же есть серьезные противники этого Договора, ссылающиеся на его явно неравноправный характер.
Что касается
ракет средней и меньшей
Что касается обычных вооружений, то в первую очередь необходимо упомянуть Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года, заключенный в рамках ОБСЕ. Он предусматривал сокращение обычных вооруженных сил и вооружений европейских государств двух противостоящих военно-политических блоков до установленных уровней. Роспуск Организации Варшавского договора и распад СССР потребовали адаптации Договора к новым реалиям. Адаптация договора была завершена в 1999 году в рамках Стамбульского саммита.
5. Меры контроля за разоружением
Контроль за разоружением является одним из обязательных элементов разоружения. Соглашения по разоружению предусматривают согласованные контрольные механизмы. В практике разоружения применяются различные виды контроля.
Национальные технические средства контроля представляют собой такие средства, которые находятся вне контролируемой территории. Это сейсмические станции, другое оборудование, искусственные спутники Земли, принадлежащие одним государствам, с помощью которых ведется контроль за деятельностью других государств на их территории. Так, национальная сейсмическая аппаратура является контрольным средством для Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года. Контроль за соблюдением Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года осуществляется с использованием искусственных спутников Земли.
В ряде договоров, например в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года, предусмотрены положения, запрещающие создавать помехи национальным техническим средствам контроля с применением преднамеренных мер маскировки и др. Предусматриваются также дополнительные меры, способствующие проведению контроля, например оснащение контролируемых объектов особыми опознавательными знаками, обмен данными о вооружениях, о местах их размещения и т.д.
Инспекции на местах становятся все более применяемым средством в договорах по разоружению. Целью инспекции является посещение территории государства или объектов, находящихся под его юрисдикцией или контролем, для проверки соблюдения обязательств по соглашению. Инспекции могут осуществляться национальными по составу группами инспекторов или укомплектованными на международной основе. Они могут проводиться на основе взаимности, по запросу или по решению международного органа или международной организации.
Инспекции на основе взаимности предполагают право каждого участника соглашения проводить инспекции на территории другого участника. Проведение таких инспекций предусмотрено в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года в местах ликвидации таких ракет, а также в Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года.
Инспекции по запросу без права отказа предусмотрены Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 года.
Контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года неядерными государствами-участниками возложен на МАГАТЭ, с предоставлением ей права проводить инспекции на местах международными группами инспекторов.
В ряде
договоров предусмотрено
наделенной полномочиями осуществлять проверку соблюдения обязательств по Конвенции. Создание подобной организации включено в положения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.
Некоторые договоры предусмотрели создание системы контрольных механизмов, обеспечивающих сочетание национальных и международных средств контроля, например Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В нем предусмотрено наблюдение за деятельностью на морском дне; проведение консультаций с другими договаривающимися сторонами и обращение с запросами; односторонние инспекции, коллективные инспекции с участием двух или более государств; применение международных процедур по решению Совета Безопасности.
6. Меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности
Меры укрепления доверия – это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного. К таким мерам относятся наблюдение, уведомление, информация, обмен данными о вооружениях, вооруженных силах и военной деятельности и др. Они закрепляются в многосторонних, региональных и двусторонних договорах, сопутствующих процессу разоружения (так называемые околоразоруженческие соглашения).
Одними из первых были согласованы меры по улучшению связи, в частности в соглашениях между СССР и США, Францией, Великобританией и др. было предусмотрено открытие линий прямой связи.
Значительная группа соглашений была направлена на установление мер по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. В первом из этой серии Соглашении между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года стороны взяли на себя обязательство предпринимать такие организационно-технические меры, которые могли бы предотвратить случайное или несанкционированное применение ядерного оружия (ст. 1). В случае необъясненного ядерного инцидента стороны должны воздерживаться от действий, которые могли бы быть расценены партнерами как начало ядерной войны (ст. 5).
Аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1976 году о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; с Великобританией в 1977 году о предотвращении случайного возникновения ядерной войны; с США в 1987 году о создании центров по уменьшению ядерной опасности.
Во всех соглашениях предусматривалась незамедлительная передача информации о ядерных инцидентах, случайных запусках ракет и др.
Были также разработаны меры, направленные на снижение риска столкновения обычных сил (Соглашение между СССР и США о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г.) и на предотвращение инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (Соглашения СССР с США 1972 г. с изменениями от 1979 и 1986 гг.; с Великобританией 1986 г.; с ФРГ 1988 г.; с Канадой, Францией и Италией 1989 г.; с Нидерландами, Норвегией и Испанией 1990 г.; России с Японией 1993 г. и Южной Кореей 1994 г.). Военным кораблям и летательным аппаратам участников соглашений предписывалось находиться на достаточном удалении друг от друга, чтобы избежать риска столкновений, запрещалось проводить маневры и облеты в районе интенсивного судоходства, предпринимать имитации атак или имитации применения оружия, а также предпринимать другие действия, которые могли бы повлечь за собой инциденты в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
Меры укрепления доверия и безопасности нашли отражение и в рамках процесса общеевропейской безопасности. В хельсинкском Заключительном акте 1975 года было предусмотрено, что государства будут заблаговременно уведомлять друг друга о крупных военных учениях и крупных передвижениях войск (свыше 25 тыс. человек), а также о военных учениях меньшего масштаба, если они проводятся вблизи границ сопредельных государств.