Права человека и нормы современного международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
2. Международно-правовые вопросы гражданства:

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по МПП Вариант II.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей на территории какого-либо государства, часто обозначается термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами иностранцев являются:

  • национальный режим, предусматривающий уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изъятиями, установленными законом;
  • режим наибольшего благоприятствования, при котором иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам любого третьего государства. Объем прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех иностранных государств, хотя он зачастую меньше, чем при национальном режиме;
  • специальный режим, устанавливаемый, как правило, в договорном порядке между заинтересованными государствами и касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного государства, размещенных на территории другого государства на договорной основе.

При первых двух режимах  общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав собственных граждан государства, за исключением некоторых ограничений, касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной, гражданской или административной ответственности по законам государства пребывания с извещением об этом консула страны гражданства иностранца, которая обеспечивает своему гражданину дипломатическую защиту и в любое время может отозвать его обратно.

Правовое положение  иностранцев в России определяется Конституцией России, другими федеральными законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" (ст. 62 Конституции).

 

3 Право убежища и правовое положение беженцев. Политическое (территориальное) и дипломатическое убежище. Правовое положение беженцев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев.

ОТВЕТ:

Право убежища означает, с одной стороны, право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а с другой, - суверенное право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по политическим мотивам.

Международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств. Дипломатическое убежище предоставляется в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства. Такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.

Право убежища (территориального) было провозглашено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

Декларация 1967 г. обязывает  государства:

  • не применять к лицу, ищущему убежище, такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылку или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Этот принцип может не применяться по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения (например, в случае массового притока людей);
  • лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Их правовой статус, как правило, приравнивается к статусу апатридов, однако они не могут заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (п. 1 ст. 63 Конституции). Политическое убежище не предоставляется, если лицо:

а) преследуется за пределами  Российской Федерации за действия (или  бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно  в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

б) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

в) прибыло из третьей  страны, где ему не грозило преследование;

г) лицо предоставило заведомо ложные сведения;

д) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Беженец - лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться зашитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г.).

В 1949 г. Международная  организация по делам беженцев была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, действующим в рамках Устава Управления, принятого резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.

Конвенция 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г. (Россия - участник) обязала  государства:

  • применять положения Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, религии или страны их происхождения (ст. 3); не высылать и не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни и свободе угрожает опасность; по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию (ст. 33-34);
  • предоставлять беженцам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого имущества, работы по найму, на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы передвижения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и промышленных прав, обращения в суд, начального образования, распределения дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового законодательства и др.). Положения Конвенции не распространяются на беженцев, если есть серьезные основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, или деяния, противоречащие целям и принципам ООН. Беженцы обязаны подчиняться законам и правилам страны пребывания. Проблем беженцев касаются Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г. и Принципы обращения с беженцами 1966 г., одобренные Афро-Азиатским юридическим консультативным комитетом.

В России действует Закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 г., соответствующий основным положениям Конвенции 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г.: беженцы пользуются всеми правами граждан России, на них распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, как и на вынужденных переселенцев. Всеми делами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба России. К сожалению, из-за прозрачности границ со странами СНГ в России к концу 1997 г. находилось около 500 000 нелегальных иностранцев.

Во время второй мировой войны появился термин "перемещенные лица", относившийся ко всем лицам, которые насильственным путем были угнаны (вывезены) на территорию иностранного государства, в том числе противника.

В целях быстрейшей репатриации  беженцев и перемещенных лиц при содействии ООН была создана Международная организация по делам беженцев, которая организовала эффективное сотрудничество государств в этой области. Выполняя союзнические обязательства и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, СССР репатриировал всех иностранных граждан, оставшихся в живых на территории СССР после второй мировой войны.

Необходимо отметить, что из-за бесчеловечного сталинского  подхода к собственным военнопленным  и мирному населению, согласно которому все военнопленные официально считались предателями и изменниками, миллионы военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в Германии, не пожелали возвращаться в СССР, чтобы не менять фашистские лагеря на советские, уцелеть в которых, как правило, было очень трудно.

Вынужденные переселенцы - новое социально-политическое явление, присущее бывшим СССР и Югославии. Появились беженцы, спасающиеся от гибели в военных действиях и вынужденные покидать места своего жительства из-за "этнических чисток" и "вытеснения" (русское и русскоязычное население, проживающее в Эстонии, Латвии, Казахстане и других среднеазиатских республиках бывшего СССР, а также в Чечне, сербы и мусульмане на территории бывшей Югославии). Международное право не содержит норм, определяющих статус этой категории населения.

Вынужденный переселенец (по Закону "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.) - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений,  ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По этим же обстоятельствам  вынужденным переселенцем признается:

  • гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  • гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин  или лицо без гражданства, постоянно  проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по упомянутым выше обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. На эту последнюю категорию распространяется и Конвенция 1951 г. с Протоколом 1966 г.

Закон "О вынужденных переселенцах" регламентирует: порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем (передается соответствующему органу федеральной миграционной службы России); права и обязанности лица, обратившегося с таким ходатайством; обеспечение прав вынужденного переселенца в местах временного проживания (поселения); обязанности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев и другие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. // 1995. С. 10—11.
  2. Даниленко Г. М. Международная защита прав человека: Вводный курс. М., 2000.
  3. Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность. К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. //  М., 1989.
  4. Карташкин В. А. Лукашева Е. А. Международные акты о правах человека // Сборник документов, М.: ИНФРА-М 1999 г.
  5. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. // М., 1995. С. 65
  6. Карташкин В.А. Региональное сотрудничество в области прав человека // Общая теория прав человека. // М., 1996. С. 483.
  7. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С.  Действующее международное право. // В 3 т.,  Т. 1.Разд. 6; Т. 2. Разд. 14. М., 1996.
  8. Кудрявцев В.Р. Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М, 1990.
  9. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. // М., 1991. С. 95.
  10. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2002.
  11. Сальников, В. П., Цмай, В. В., Современная система защиты прав человека. // Правоведение. - 1999. - № 1. - С. 82 - 98
  12. Тиунов О. И. Международная защита прав человека: Учебник для вузов. М., 1999.
  13. Тихонов А.А. Верховный комиссар ООН по правам человека // Московский журнал международного права. 1995. № 1
  14. Тихонов А.А. Совет Европы и права человека // Советское государство и право. 1990. № 6. С. 121.
  15. Тихонов А.А. Совет Европы и права человека.
  16. Черниловский  З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран //. М., 1984 г. С. 182.
  17. Шестаков Л.Н.  Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов // М., 1990. С.28—34.

Информация о работе Права человека и нормы современного международного права