Права человека и нормы современного международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
2. Международно-правовые вопросы гражданства:

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по МПП Вариант II.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Наряду со сложившейся  системой универсального сотрудничества государств в области прав человека такая деятельность осуществляется и на основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых — защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Заключительного акта, в котором были зафиксированы совместные договоренности стран-участниц на основании консенсуса, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и правам человека.

В этом Акте государства — участники Совещания специально отметили «всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами». Они взяли на себя обязательство уважать основные права и свободы человека без различия расы, пола, языка и религии и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав.

Хельсинкский Заключительный акт определил направления и  конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся  к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.

На Общеевропейской  встрече в верхах в Париже (1990 г.), а также на встречах представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшихся в Белграде (1977—1978 гг.), Мадриде (1980—1983 гг.), Вене (1986— 1989 гг.), Копенгагене (1990 г.), в Москве (1991 г.), были разработаны и приняты конкретные решения по развитию сотрудничества европейских государств, США и Канады в сфере прав человека.

В ходе обсуждения предложений  по контролю за выполнением государствами  своих обязательств по правам человека государства — участники Венского совещания, приняв в 1989 г. Итоговый документ Венской встречи, решили, что в своих взаимоотношениях они будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации с правами человека на их территории. Они также согласились проводить двусторонние встречи с другими государствами-участниками в целях изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с нарушением прав отдельных людей. К этим ситуациям и конкретным случаям любое государство может привлекать внимание других участников СБСЕ. Все материалы по обмену информацией и изучению конкретных случаев по желанию любого государства-участника могут представляться на последующие Совещания СБСЕ.

Эти процедуры постоянно  дополняются новыми институтами  и структурами. Развернутые решения по этому вопросу были приняты, в частности, в Праге в 1992 г.

В Парижской хартии для  новой Европы предусматривалось  создание Парламентской ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать обязательные по ним решения.

В перспективе, по-видимому, возможно и объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства Европейского континента. Этот процесс практически происходит уже сейчас путем вступления в члены Совета Европы восточноевропейских государств, что неизбежно приведет к реорганизации всех европейских региональных организаций.

Политические события  конца 80-х — начала 90-х гг. на востоке Европы кардинальным образом изменили геополитическую карту этого континента. Социально-политические различия западноевропейских и восточноевропейских государств стали стираться. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека на этом континенте.

 

2. Международно-правовые  вопросы  гражданства:

а) понятие гражданства – устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, которая выражается в наличии  установленных законом взаимных  прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Права и обязанности определяются национальным законодательством государства, которое должно быть приведено в соответствие с действующими международными нормами, согласно одному из требований Венского итогового документа СБСЕ 1989 г. Указанная правовая связь возникает, как правило, с рождением человека и сохраняется всю его жизнь (устойчивость во времени), не зависимо от места его нахождения или проживания (устойчивость в пространстве).

б) приобретение и утрата гражданства – гражданство может быть получено по рождению, путем натурализации, реинтеграции, пожалования и на основе международного договора.

Приобретение гражданства  по рождению основано на:

принципе "права  крови", согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка;

принципе "права  почвы", согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей;

сочетании обоих  принципов (смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип "права почвы".

В России основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип "права крови".

Приобретение  гражданства в порядке натурализации может быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства. Натурализация осуществляется либо постановлением высшего органа государственной власти (в России - постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе - суверенное право государства.

Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания (ценз оседлости) (в России — 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое); знание языка данного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста (18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя (США) и др.

Реинтеграция - восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака.

Пожалование гражданства - предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся гражданином иностранного государства.

Приобретение  гражданства на основе международных  договоров имеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, специальных соглашений по территориальным вопросам, касающимся перехода части территории от одного государства другому (цессия), обмене отдельными участками территории, продаже части территории.

При территориальных  изменениях возможны:

оптация - добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания. Если оптант желает сохранить гражданство государства, передающего территорию, то он должен быть переселен в государство своего гражданства в установленные договором сроки с сохранением своих имущественных прав и компенсацией за оставляемую недвижимость. Оптация имела место после второй мировой войны по Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине 1945 г., по Мирному Договору с Италией 1947 г. при передаче островов, отошедших от Италии к Греции и Югославии;

трансферт - автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории автоматически изменяется гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории. Фактически трансферт был осуществлен при объединении ГДР с ФРГ.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализации; при лишении гражданства. Согласно Конституции России 1993 г. "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст. 6), он "не может быть выслан за пределы Российской Федерации" (ст. 61).

в) бипатриды и апатриды – двойное гражданство (бипатриды) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух или более государств (Россия, ФРГ, Израиль и др.). Такое положение может возникнуть при натурализации или при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип "права почвы", у родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип "права крови", а также в силу закона.

Согласно ст. 62 Конституции  России гражданин России может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. При этом наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Не исключено, что двойное гражданство может создать для человека дополнительные трудности: обязанность нести воинскую службу сразу в двух государствах, платить налоги двум государствам и др.

С точки зрения национального  права для государства второе гражданство его гражданина не имеет значения, ибо зачастую применяется принцип "эффективного гражданства": лицо с двойным гражданством признается гражданином того государства, на территории которого оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами человека. Здесь же, как правило, это лицо несет и воинскую службу.

Безгражданство (апатриды) – положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства. Такие лица не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Безгражданство может возникнуть в случаях: когда лицо вышло из гражданства своего государства и еще не приобрело гражданства другого государства; при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, а сама женщина имеет гражданство страны, руководствующейся принципом "жена следует гражданству мужа".

В определенной мере права  апатридов защищают Конвенция о  статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. (Россия в конвенциях не участвует). Конвенция 1954 г. определяет, что "личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания" (ст. 12); "у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится... он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного    порядка"   (ст. 2).

Конвенция обязывает  предоставлять апатридам положение, которым пользуются иностранцы (в  отношении движимого и недвижимого  имущества, работы по найму, работы на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы передвижения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и промышленных прав, обращения в суд, начального образования, распределения дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового законодательства и др.).

Согласно Конвенции 1961 г. государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (ст. 1), в том числе найденышу (ст. 2). Государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Апатриды могут обращаться с требованиями о помощи к Верховному комиссару ООН по делам беженцев (ст. 11). В России апатриды пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст. 62 Конституции 1993 г.).

г) правовое положение иностранных граждан. Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства. Единого для всех государств международного договора, определяющего правовой статус иностранцев, не существует. Каждое государство самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условий допуска иностранцев на свою территорию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на правовой статус иностранцев оказывают влияние международные договоры в области прав и свобод человека.

Информация о работе Права человека и нормы современного международного права