Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа
1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
2. Международно-правовые вопросы гражданства:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
имени Ф.М. Достоевского
Факультет: юридический
Специальность: 02-11
Специализация: гражданско-правовая
Кафедра: ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международное право»
тема «Права человека и нормы современного международного права»
Вариант 2
Исполнитель: студ.гр. ЮЮ – 230 – З Петрик С.В.
Проверил:
ОМСК 2006
ВОПРОСЫ
1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
ОТВЕТ:
Среди целого ряда документов, послуживших основой для современных деклараций по правам человека и созданных в данной области законодательных актов, можно назвать Великую Хартию вольностей 1215 г., Петицию о праве 1628 г., Habeas corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., Американскую декларацию независимости 1776 г., считавшую «очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемые правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»,1 и блестящую французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая и сегодня считается классической формулировкой естественных и неотчуждаемых прав человека.2 Декларация сформулировала в 17 статьях многие из тех прав, которые входят в международный инструментарий прав человека.
Современную систему защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
Система защиты прав человека в рамках ООН возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.
Устав ООН, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является первым международным договором, в котором указано, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, и в котором заложены концептуальные и правовые основы для выработки в будущем международных мер по защите прав человека. Статья 1 Устава объявляет уважение к правам человека основой и главным средством достижения целей Организации, а ст. 55—56 обязывают государства-члены и ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Для того чтобы ООН могла выполнять эту миссию, устав предоставляет ей определенные полномочия и предписывает некоторые методы. Такие полномочия соответствуют трем основным понятиям: «изучение», «обследование» и «рекомендации». В связи с этим следует сослаться на ст. 13, касающуюся Генеральной Ассамблеи; ст. 60 о выполнении функций, связанных с международным сотрудничеством в экономической, социальной областях и в области прав человека; ст. 62, определяющую функции Экономического и Социального Совета (далее — ЭКОСОС), и ст. 76 и 87, касающиеся системы опеки.3
Указанные полномочия позволяют ООН, в частности, рекомендовать государствам ратифицировать подготовленные в рамках ООН международные договоры о правах человека. В результате систематического использования данной процедуры, предусмотренной в п. 3 ст. 62, в настоящее время действует около 200 документов ООН о правах человека.
Другим основополагающим документом является Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Декларация состоит из 30 статей, которые можно подразделить на блоки гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Концепция прав человека, изложенная в Декларации,4 прежде всего основана на «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи». Это достоинство и вытекающие из него права на свободу и равенство являются неотчуждаемыми и неотменяемыми; они имеют преимущество перед всеми полномочиями, включая полномочия государства, которое может их регулировать, но не отменять.
В Декларации признается
необходимость социального «
Статья 2 провозглашает важнейший принцип равенства и недискриминации «для всех, без различия расы, пола, языка и религии» и распространяет этот принцип на неограниченную сферу действия, запрещая проведение различий на основе какого-либо иного «положения».
Статья 3 провозглашает три взаимосвязанных основополагающих права, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность. Эта статья является первым столпом Декларации, открывая ряд статей (ст.4—21), в которых развиваются положения о гражданских и политических правах.
Статья 22, второй важнейший элемент Декларации, вводит ст. 23—27, закрепляющие экономические, социальные и культурные права каждого человека как «члена общества». В данной статье указывается, что права, о которых идет речь, необходимы для поддержания достоинства человека и для «свободного развития его личности»; предусматривается, что каждый человек имеет право на осуществление этих прав «через посредство национальных усилий и международного сотрудничества»; признается, что эффективное их осуществление зависит от ресурсов каждого государства и международного сообщества. В ст. 23—27 признается ряд экономических, социальных и культурных прав, таких, как право на социальное обеспечение, на труд, на отдых и досуг, на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека, на образование, право участвовать в культурной жизни общества и в научном прогрессе. Наконец, ст. 28—30 определяют «обязанности каждого человека перед обществом».
Два международных
пакта о гражданских и
Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит 27 нормативных статей, в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где их насчитывается 15. Оба пакта содержат некоторые идентичные или сходные положения.
В преамбулах подчеркивается общее мнение о достоинстве, присущем человеку, и о неотъемлемых правах на свободу и равенство.
Статьи 1 обоих пактов идентичны: они подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и призывают все государства взять на себя два обязательства: «поощрять осуществление права на самоопределение» на своих территориях и уважать данное право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», и отмечается далее, что «в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Согласно ст. 3 пактов государства-участники обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами и всеми гражданскими и политическими правами, закрепленными в каждом документе.
Статьи 5 пактов содержат положения о гарантиях, призванных предупредить уничтожение или ограничение прав, признанных в других статьях, и сохранить права, признаваемые независимо от пактов.
Наряду с вышерассмотренными основополагающими международными актами в области прав человека существует большое количество и других правовых документов, разрабатывающих правовые нормы и учреждающих новые институты и механизмы в области защиты прав человека. Тексты их печатаются в международных сборниках по правам человека.
Переход к освещению
основных институтов по защите прав человека,
а не продолжение анализа
В рамках ООН существует ряд органов, занимающихся защитой прав человека. Условно их можно подразделить на две категории, к одной из которых следует отнести органы общего назначения, а к другой — специализированные, т.е. предназначенные только для защиты прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.
Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам. В частности, согласно п. 1b ст. 13 Устава она «организует исследования и дает рекомендации» в целях «содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Генеральная Ассамблея с начала своей деятельности приняла целый ряд резолюций, включая резолюцию о провозглашении Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., и международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г.
Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава «уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Слишком часто подобные «ситуации» бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это — главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными. На международные нормы в области прав человека Совет ссылается, прежде всего, в связи с проблемой апартеида, и в частности в случаях массовых убийств, совершающихся при апартеиде.
ЭКОСОС, учрежденный
согласно Уставу как межправительственный
орган и действующий под
Совет по опеке был учрежден согласно ст. 75 Устава ООН как международная система «опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями». Одна из основных задач системы опеки, указанных в ст. 76, — «поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Система призвана также обеспечивать равенство в экономической и социальной областях и «равное отношение в отправлении правосудия».
Международный Суд — судебный орган ООН, который учрежден согласно Уставу и руководствуется своим Статутом. Он состоит из 15 независимых судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Как гласит п.1 ст.34 Устава Суда, «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». Это означает, что частные лица, юридические лица и международные неправительственные организации не могут быть сторонами в спорах, рассматриваемых Судом. Учитывая то обстоятельство, что два упомянутых международных пакта о правах человека не предусматривают вынесения решений Судом, последний рассматривал лишь несколько дел, связанных с правами человека. Тем не менее выносимые Судом решения — в судебном или консультативном качестве — представляют значительный интерес, поскольку сыграли существенную роль в определении международного права в области прав человека.
Секретариат во главе с Генеральным секретарем имеет единую административную структуру, которой было поручено защищать и поощрять права человека и распространять информацию об их уважении. С годами Секретариат уточнял порядок решения этой жизненно важной проблемы. Данная работа продолжается по мере того, как международное сообщество достигает прогресса в области прав человека, о чем свидетельствует недавнее учреждение института Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося специализированным органом по защите прав человека.
К специализированным органам по правам человека следует прежде всего отнести Комиссию ООН по правам человека. Она была создана в 1946 г. в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС. Комиссия, первоначально состоявшая из 18 членов, теперь насчитывает 53 члена, назначаемых ЭКОСОС согласно правилам географического распределения. Она проводит свои сессии (продолжительностью шесть недель) один раз в год. С 1990 г. имеет возможность созывать и специальные сессии при согласии большинства ее членов. Она представляет ежегодные доклады ЭКОСОС, который может вырабатывать инструкции или руководящие принципы для Комиссии.
Основные задачи Комиссии можно сформулировать следующим образом:
Информация о работе Права человека и нормы современного международного права