Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Строго говоря, радиоактивным элементом следует называть такой химический элемент, все изотопы которого радиоактивны. Однако на практике этим термином часто называют всякий элемент, в природной смеси которого присутствует хотя бы один радиоактивный изотоп, то есть если элемент проявляет радиоактивность в природе. Кроме того, радиоактивными оказываются все изотопы всех синтезированных на сегодняшний день искусственных элементов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
Источники возникновения…………………………………………………..7
Классификация……………………………………………………………….8
Хранение……………………………………………………………………...9
Терроризм………………………………………………………………..………….11
Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
Состав и организационная структура……………………………….……29
Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     1.2. Объектами ТКРВ являются находящиеся  под таможенным надзором транспортные  средства, грузы и иные вещи, перемещаемые через таможенную границу.

     1.3. Измеряемыми параметрами при  проведении ТКРВ являются: мощность  экспозиционной дозы, плотность  потока нейтронов, удельная активность, плотность потока альфа-бета-частиц.

     1.4. ТКРВ проводится должностными  лицами таможенных органов, прошедшими централизованное обучение и уполномоченными начальником таможенного органа на проведение таможенного контроля за радиоактивными веществами.

     2.1. Радиоактивные вещества - вещи (в  т.ч. вещества), содержащие делящиеся  и радиоактивные материалы, включая радиоактивные отходы.

     2.2. Делящиеся материалы - материалы,  в которых может возникать  цепная реакция деления ядер. К делящимся материалам отнесены  материалы, содержащие уран-233, 235, плутоний-238, 239, 241 или любые сочетания  этих радионуклидов.

     2.3. Радиоактивный материал - материал (вещество), в состав которого  входит радионуклид или радионуклиды.

     2.4. Радионуклид - радиоактивные атомы  с данным массовым числом и  атомным номером, а для изомерных  атомов - и с данным определенным  энергетическим состоянием атомного ядра. Радионуклиды (и нерадиоактивные нуклиды) элемента называют его изотопами.

     2.5. Радиоактивные отходы (РАО) - неиспользуемые  жидкие и твердые радиоактивные  вещества, образующиеся в результате  деятельности учреждения, общая активность, удельная активность и радиоактивное загрязнение поверхностей которых превышает уровни, установленные в "Нормах радиационной безопасности" (НРБ-76/87).

     2.6. Ионизирующее излучение - излучение,  взаимодействие которого со средой  приводит к образованию ионов разных знаков.

     2.7. Источник ионизирующего излучения  - вещь (объект), содержащая радиоактивное  вещество, испускающее или способное  испускать ионизирующее излучение.

     2.8. Альфа-излучение - ионизирующее излучение,  состоящее из альфа-частиц (ядер атома гелия), испускаемых при ядерных превращениях.

     2.9. Бета-излучение - электронное (и  позитронное) ионизирующее излучение  с непрерывным энергетическим  спектром, испускаемое при ядерных  превращениях. Характеризуется граничной  энергией спектра.

     2.10. Гамма-излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях или аннигиляции частиц.

     2.11. Нейтронное излучение - ионизирующее  излучение, состоящее из нейтронов.

     2.12. ТУК - транспортировочный упаковочный  комплект, соответствующий требованиям "Правил безопасности при транспортировании радиоактивных веществ" (ПБТРВ-73) и иным нормативно-техническим документам.

     2.13. Радиационный груз - радиоактивное  вещество, перемещаемое через таможенную  границу.

     2.14. Таможня отправления - таможенный орган, установивший таможенный режим перевозки вещей под таможенным надзором.

     2.15. Таможня назначения - таможенный  орган, в который должны быть  доставлены перевозимые под таможенным  надзором вещи с целью получения  разрешения на их использование в соответствующем таможенном режиме либо на перемещение таких вещей через таможенную границу.

     2.16. Специализированные подразделения  - подразделения радиационного контроля, предусмотренные "Положением  о контроле радиоактивного загрязнения  от Чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь", утвержденным приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Республики Беларусь от 06.02.95 г. N 5 (рег. N 767/12 от 28.02.95 г.).

     3.1. Таможенный контроль радиоактивных веществ проводится в форме:

     - осмотра, заключающегося в проверке  внешнего вида ТУК на предмет  их соответствия установленным  требованиям;

     - досмотра с применением технических  средств в виде первичного  радиационного контроля и дополнительного радиационного контроля;

     - таможенного исследования в виде  углубленного радиационного обследования.

     При этом, ТКРВ проводится в порядке, определяемом настоящим Положением и иными  нормативными актами.

     3.2. ТКРВ проводится при наличии  данных о перемещении радиоактивных веществ, а также путем произвольной (по решению должностных лиц таможенных органов) выборки.

     Первичный радиационный контроль с помощью  стационарных систем радиационного  контроля (далее - ССРК) проводится до предъявления вещей, транспортных средств и перемещаемых на них грузов к таможенному оформлению.

     Первичный радиационный контроль проводится также  и в тех случаях, когда в  пункте таможенного оформления (далее - ПТО) нет ССРК, но имеются дозиметры-сигнализаторы  типа РМ-1202, РМ-1203.

     4.1. В случае срабатывания ССРК  должностное лицо таможенного  органа докладывает ответственному  за работу смены ПТО и информирует  старшего смены пограничного  наряда.

     В ПТО необорудованных ССРК первичный  радиационный контроль проводится с  помощью дозиметров-сигнализаторов, при срабатывании которых должностное лицо таможенного органа докладывает ответственному за работу смены ПТО и информирует старшего смены пограничного наряда.

     4.2. Ответственный за работу смены  ПТО, получив доклад о срабатывании  ССРК либо дозиметра-сигнализатора, ставит в известность должностное лицо таможенного органа, уполномоченное начальником таможенного органа на право проведения ТКРВ.

     Для проведения всего комплекса ТКРВ должностное лицо, уполномоченное на проведение ТКРВ, обеспечивается автомобильным транспортом.

     4.3. Вещи, вызвавшие срабатывание ССРК  либо дозиметров-сигнализаторов, размещаются  в установленном месте зоны  таможенного контроля, имеющем ограждение. Допуск к ним ограничивается. Определяется зона радиационной  опасности, по периметру которой мощность эквивалентной дозы не превышает 20 мкр/ч по показаниям прибора радиационного контроля.

     Дополнительный  радиационный контроль проводится после  предъявления вещей к таможенному  оформлению с применением приборов радиационного контроля, предназначенных для определения конкретных параметров измеряемых величин.

     5.1. Для проведения данного этапа  ТКРВ используются приборы радиационного  контроля, поверенные в органах  Белстандарта, типа: МКС-01Р, EL-1103, EL-1119 либо  аналогичные приборы (ДБГ, ДРГ и т.п.), кроме бытовых.

     5.2. Задачи дополнительного радиационного  контроля:

     - выяснение причин срабатывания  ССРК либо приборов радиационного  контроля;

     - определение местонахождения источника  ионизирующего излучения;

     - отделение от радиационного груза людей, животных и изоляция выявленного объекта, содержащего источник ионизирующего излучения, с соблюдением норм радиационной безопасности;

     5.2.1. Определение местонахождения источника  ионизирующего излучения.

     Данный  этап ТКРВ проводится должностными лицами таможенного органа, уполномоченными на проведение ТКРВ, с привлечением специалистов специализированных подразделений и требует соблюдения требований "Норм радиационной безопасности" и "Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений" (НРБ-76/87 и ОСП-72/87).

     Методика  определения расположения источника  ионизирующего излучения приведена  в приложении 1.

     По  окончании проведения данного этапа  ТКРВ составляется протокол радиационного  обследования (приложение 2) в двух экземплярах, который заверяется личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа, уполномоченного на проведение ТКРВ и специалистами специализированных подразделений. Первый экземпляр хранится в таможенном органе, проводившем дополнительный радиационный контроль, второй экземпляр прилагается к товарно-сопроводительным документам грузоперевозчика.

     После определения местонахождения источника  ионизирующего излучения проводится предварительная идентификация  с помощью переносного гамма-спектрометра. Его целью является определение радиоизотопного состава (по методике, в зависимости от типа прибора).

     По  результатам дополнительного радиационного  контроля определяются: меры радиационной безопасности, рекомендуемые специалистами  специализированных подразделений; целесообразность производства таможенного исследования (экспертизы); необходимость привлечения представителей Проматомнадзора; определение перечня вопросов, указываемых в поручении или постановлении о проведении экспертизы.

     6.1. Углубленное радиационное обследование  проводится в соответствии с  "Положением об организации  таможенных исследований и экспертиз в таможенных органах Республики Беларусь", утвержденным приказом Председателя ГТК 19.12.94 г. N 377-ОД (рег. N 668/12 от 03.01.95 г.).

     Отбор и изъятие проб (образцов) для  таможенного исследования проводится должностными лицами таможенного органа, уполномоченными на проведение ТКРВ, самостоятельно, либо с привлечением специалистов специализированных подразделений. По окончании проведения экспертизы должностные лица таможенного органа должны получить от специалистов таможенной лаборатории или специализированных лабораторий заключение об отнесении пробы (образца) к радиоактивному веществу, определение его радиоизотопного (качественного), количественного состава и удельной активности вещества, а также рекомендации по мерам радиационной безопасности.

     7.1. Для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля радиоактивных веществ необходимы не только документы, установленные нормативными актами ГТК, но и специальные документы, выдаваемые Проматомнадзором, участвующим в регулировании перемещения радиоактивных веществ через таможенную границу и реализации разрешительной системы безопасного обращения с ними.

     7.2. Перечень основных документов  и сведений, необходимых для производства  таможенного оформления и проведения  таможенного контроля радиоактивных веществ, основные их образцы и порядок их представления таможенным органам устанавливается нормативными актами ГТК. Одним из основных документов для целей ТКРВ является разрешение, выданное Проматомнадзором МЧС РБ, на перемещение радиоактивных веществ через таможенную границу Республики Беларусь.

     7.3. Таможенные органы вправе затребовать  дополнительные документы и сведения, необходимые для таможенных целей.

     7.4. При наличии разрешения Проматомнадзора  МЧС Республики Беларусь на  перемещение радиоактивных веществ, если есть основания предполагать несоответствие задекларированного и предъявленного к оформлению радиационного груза, а также видимые повреждения ТУК либо пломбировки, должностным лицом таможенного органа принимается решение о проведении осмотра и досмотра с применением технических средств. Дополнительный радиационный контроль вещей, декларированных как радиационные, проводится по методике, изложенной в приложении 3 (вскрытие ТУК запрещается), совместно с представителями Проматомнадзора МЧС Республики Беларусь.

     Должностным лицом таможенного органа принимается  решение: о выдаче разрешения на перемещение  через таможенную границу либо на совершение действий, определенных одним  из таможенных режимов; задержании (изъятия) либо возврате радиационного груза при условии отсутствия признаков контрабанды, непосредственно объектами которых являются радиоактивные вещества. О принятом решении информируется старший смены пограничного наряда.

     Условием  возврата радиационного груза в  случаях нарушения порядка перемещения радиоактивных веществ является:

     - проставление на каждом экземпляре  товарно-транспортных накладных,  счетов и грузовой таможенной  декларации направляющего штампа. Над направляющим штампом делается  запись: "Возврат в связи с  невыполнением условий перемещения радиоактивных веществ";

Информация о работе Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ