Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Строго говоря, радиоактивным элементом следует называть такой химический элемент, все изотопы которого радиоактивны. Однако на практике этим термином часто называют всякий элемент, в природной смеси которого присутствует хотя бы один радиоактивный изотоп, то есть если элемент проявляет радиоактивность в природе. Кроме того, радиоактивными оказываются все изотопы всех синтезированных на сегодняшний день искусственных элементов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
Источники возникновения…………………………………………………..7
Классификация……………………………………………………………….8
Хранение……………………………………………………………………...9
Терроризм………………………………………………………………..………….11
Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
Состав и организационная структура……………………………….……29
Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     В марте 2004 года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем тендера в августе 2007 года была признана компания NOVARKA, совместное предприятие французских компаний Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES.  

     1.6 Угроза экологии Земли

     Дно морей и океанов все больше становится похожим на гигантскую свалку. Многие годы во внешние и внутренние водоемы нашей планеты сбрасывались миллионы тонн отходов жизнедеятельности  человека, среди них экологически опасные вещества. В последнее время на первый план выходят проблемы затопленных радиоактивных материалов, погибших атомных подводных лодок (АПЛ), ядерных боеголовок. Захоронение жидких и твердых радиоактивных веществ (РВ) осуществлялось многими странами, имеющими атомный флот и атомную промышленность. Все это вызывает все растущую тревогу мирового сообщества. Причем серьезные претензии предъявляются прежде всего к России.

     К настоящему времени на дне Мирового океана покоятся шесть атомных подводных  лодок, две из которых принадлежат ВМС США ("Трешер" и "Скорпион") и пять - ВМФ СССР и РФ (наиболее известные из них - "Комсомолец" и "Курск"), погибших в мирное время в результате пожаров, взрывов и невыясненных причин.  

     ВМС США оповестили о затоплении двух АПЛ в открытом море, отслуживших свой срок после выгрузки активной зоны реактора. Аналогичным способом ВМФ СССР избавился от восьми старых реакторов с атомных субмарин первого поколения на Северном флоте и двух реакторных сборок - на Тихоокеанском флоте. Был отправлен на дно и отслуживший свой срок реактор атомного ледокола "Ленин" (Баренцево море) и три реактора от наших АПЛ с не выгруженными или частично выгруженными активными зонами.

     В 50-70-е годы в морях Северного  Ледовитого и Тихого океанов сброшено свыше 25 000 контейнеров, содержащих отходы ядерного производства. Здесь были и просто загрязненные в ходе работ спецодежда и инструменты, и ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы с ядерным топливом), в которых накопился плутоний. На Севере затоплено свыше 17 000 контейнеров, остальные - на Дальнем Востоке. Контейнеры зачастую не хотели идти на дно, и моряки, спеша выполнить задание точно и в срок, расстреливали их из пулеметов.

     Не  лучшим образом действовали и  американские специалисты, которые  хотя и бетонировали контейнеры с подобным "мусором", но топили их также десятками тысяч у себя под носом - в Мексиканском заливе.

     И тех, и других извиняет тот факт, что они не ведали, что творят. Основной целью захоронения радиоактивных  отходов (РО) являлась их изоляция от среды обитания человека на период, достаточный для физического распада радионуклидов. Норм подводной экологии тогда вообще не существовало, в разгаре была холодная война. Голоса отдельных ученых, пытавшихся образумить свои правительства, заглушали доводы тех, кто выступал за вооружение любой ценой. Этот лозунг был популярен по обе стороны океана.

     Когда закончилась холодная война и  человечество решило подвести первые ее итоги, результаты оказались неутешительными. С 1946 по 1982 г., по данным МАГАТЭ, в Мировом океане оказались радиоактивные отходы общей активностью около 1,24 МКи (не считая захоронений СССР и России, о которых в МАГАТЭ никаких данных не поступало). Очень близок к истине был биолог Ламарк, который написал еще в 1857 г., что человечество в конце концов уничтожит само себя, предварительно сделав непригодной для жизни нашу планету. Возможности Мирового океана как кладбища для различного "мусора" не безграничны. Если лет 30-40 назад люди не подозревали о том, какую мину замедленного действия они закладывают под будущее своих потомков, то сейчас данная практика преследуется по закону в большинстве цивилизованных стран. Имеется достаточно научных разработок, доказывающих опасность, на первый взгляд, невинных подводных захоронений. Тем серьезней вина непосредственных виновников и того, кто им попустительствует. Действует подписанная в Лондоне в 1972 г. международная конвенция по предотвращению загрязнения морей и океанов сбросами отходов, запрещающая захоронения на дне радиоактивных веществ. После ее вступления в силу проведено 15 консультативных совещаний представителей сторон, принята Резолюция о моратории на захоронение в море всех видов РО до тех пор, пока не будет выполнена оценка всех аспектов воздействия их на здоровье человека, морскую среду и жизнь в море. С момента ратификации конвенции (30 августа 1975 г., а для бывшего СССР - с января 1976 г.) захоронений РО и сбросов высокоактивных отходов РВ в море (по крайней мере, официально) не проводилось.

     На  Конференции ООН по окружающей среде  и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) с участием России единогласно принят основной программный документ "Повестка дня ХХI века", предлагающий перейти от моратория на удаление низкоактивных отходов РВ в море к полному запрету такой практики. Среди международно-правовых документов необходимо также отметить Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992 г.), которая обязывает стороны предотвращать и сокращать загрязнение этого региона опасными веществами, включая РО и РВ. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.), подписанная всеми причерноморскими государствами, включая РФ, безоговорочно запрещает захоронение радиоактивных веществ в этом бассейне.

     Большинство стран выступает за запрещение захоронения  любых видов РО и РВ в море. Особую позицию по данному вопросу занимают США, Франция, Великобритания и Япония, не отвергающие саму идею моратория, но настаивающие на переходном периоде.

     Но  нельзя забывать и о возможности  аварий и катастроф, в результате которых на дно Мирового океана попадают новые РО и РВ. Вот несколько печальных фактов из недавней истории.

     В начале 60-х гг. в результате столкновения стратегического бомбардировщика  ВВС США с самолетом-заправщиком  в небе над Испанией в Атлантический  океан упали четыре водородные бомбы, поиск и подъем которых занял несколько месяцев.

     Дважды  тонула АПЛ ВМФ СССР на Дальнем  Востоке, но оба раза ее удалось поднять  на поверхность и избежать радиоактивного загрязнения акватории.

     Подобные  инциденты закончились благополучно, и в те годы казалось, что человечеству будет везти всегда. Это и настраивало на относительно благодушный лад. Однако серьезная авария в пределах Советского Союза произошла в 1985 г. в бухте Чажма (Приморский край). Здесь, у пирса судоремонтного завода ВМФ, находилась атомная подлодка, когда после перезарядки реакторов вследствие нарушения требований ядерной безопасности и технологии подрыва началась неуправляемая цепная реакция деления ядер урана реактора, сопровождаемая мощным взрывом. В результате были разрушены носовая и кормовая части АПЛ, поврежден прочный корпус, одну сборку с только что загруженной активной зоной выбросило из реактора. Сразу же после взрыва в реакторном отсеке начался пожар, который удалось локализовать только через 4 часа. Он привел к выпадению продуктов горения вместе с РВ в радиусе 50-100 м вокруг потерпевшей бедствие АПЛ. После 7,5 часа после аварии мощность экспозиционной дозы излучения в районе аварии достигала 250-500 мР/ч. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению подверглись 290 человек. В момент аварии от травм погибли 10 человек (8 офицеров и 2 военнослужащих срочной службы). Острая лучевая болезнь развилась у 10 человек. Радиоактивное загрязнение на акватории бухты Чажма и восточной части Уссурийского залива было обусловлено в основном кобальтом-60. К серьезным экологическим последствиям ЧП не привело, так как общая активность радионуклидов в донных отложениях была сравнительно невелика (около 5 Ки), а доминирующий радионуклид кобальт короткоживущий (5-26 лет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
 
    1. Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам

     Контроль  за радиоактивными веществами в Республики Беларусь осуществляется с помощь нормативно правовых документов, к которым относятся:

     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. №1518 "Об образовании при Совете Министров Республики Беларусь Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите" (по состоянию на 5 декабря 2007 года)

     - Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.12.1997 N 434-ОД "О таможенном контроле за радиоактивными веществами" (текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года).

     Полный вариант документов находится в приложении 1. 

    1. Основные  международные организации, связанные  с радиоактивными веществами

     В мире создаются международные организации  и комиссии для того чтобы следить  за обстановкой с радиоактивными веществами и их угрозой окружающей среде.  

      2.1.1 МАГАТЭ. Создание и цели

     Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (International Atomic Energy Agency — IAEA) — международная  межправительственная организация  для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основано в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский Центр).

     Агентство было создано как независимая  межправительственная организация  в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника, заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

     Цель  работы Агентства в стране – констатировать, что работы в мирной ядерной области  не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ – орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки – Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

     МАГАТЭ  создано в 1957 в соответствии с  решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано  специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости — Совету Безопасности ООН.

     Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной  конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.

     МАГАТЭ  созывает международные научные  форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в  различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986.

     МАГАТЭ  представляет базу новейших статистических данных по незаконному обороту радиоактивных веществ и ядерных материалов

     22 августа 2006 года - Согласно новейшим  статистическим сведениям, которые  содержатся в недавно обнародованной  Базе данных по нелегальному  обороту радиоактивных материалов (БДРМ) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в 2005 году было зафиксировано 103 подтвержденных случая нелегального оборота и другой незаконной деятельности, касающейся ядерных и радиоактивных материалов.

     Целью БДРМ является учет широкого спектра различных инцидентов, начиная с незаконного владения, попыток сбыта и контрабанды и заканчивая нелегальной утилизацией и обнаружением утерянных источников радиации.

     Восемнадцать  подтвержденных случаев незаконного  оборота в 2005 году касались ядерных материалов; 76 случаев – радиоактивных материалов, главным образом, источников радиации; в двух случаях речь шла как о ядерных, так и о радиоактивных материалах, а еще семь случаев касались радиационно зараженных материалов.

     Кроме этого, поступили сообщения еще о 57 инцидентах, имевших место в предыдущие годы. Они касаются незаконного оборота и других видов неразрешенной деятельности, которые произошли ранее, главным образом в 2004 году.

     Два заявленных случая в 2005 году касались небольшого количества высокообогащенного урана (ВОУ), который является расщепляющимся материалом. Было заявлено о потере в Нью-Джерси (США) пакета, в котором содержалось 3,3 грамма ВОУ. Второй инцидент произошел в Фукуи (Япония), где на атомной электростанции пропал детектор нейтронного потока, в котором содержится 0,017 грамм ВОУ.

Информация о работе Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ