Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа
Строго говоря, радиоактивным элементом следует называть такой химический элемент, все изотопы которого радиоактивны. Однако на практике этим термином часто называют всякий элемент, в природной смеси которого присутствует хотя бы один радиоактивный изотоп, то есть если элемент проявляет радиоактивность в природе. Кроме того, радиоактивными оказываются все изотопы всех синтезированных на сегодняшний день искусственных элементов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
Источники возникновения…………………………………………………..7
Классификация……………………………………………………………….8
Хранение……………………………………………………………………...9
Терроризм………………………………………………………………..………….11
Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
Состав и организационная структура……………………………….……29
Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников………………
“С точки зрения угрозы терроризма, эти случаи не вызвают обеспокоенности, однако они демонстрируют уязвимость систем безопасности на объектах, где ведется работа с ВОУ”, -- говорится на страницах новейшего доклада, подготовленного по результатам БДРМ. Фактически, большинство случаев незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, зарегистрированных в 2005 году, не содержит в себе признаков преступной деятельности.
БДРМ позволяет облегчить обмен достоверной информацией по случаям незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов. Информацию в Базу данных МАГАТЭ предоставляет 91 страна.
В то же время существует мнение (высказываемое в первую очередь американским руководством), что МАГАТЭ, в связи с расширением географии исследований в области создания ядерного оружия, произошедшим в 1990-е гг., следовало бы проявлять большую активность при проведении инспекций и расследований предполагаемых нарушений ДНЯО. Указывается, что организационная структура МАГАТЭ не претерпела необходимых изменений для того, чтобы соответствовать новым требованиям.
Выступая 11 февраля 2004 в Национальном университете обороны, президент США Джордж Буш заявил: «Ни одно государство, в отношении которого проводится расследование по поводу нарушений в сфере нераспространения ядерного оружия, не должно быть представлено в Совете управляющих МАГАТЭ — или в новом специальном комитете. Кроме того, уже существующее представительство любого государства в Совете управляющих должно быть приостановлено, если в отношении этого государства начинается расследование. От соблюдения этого простого принципа зависит принципиальность и успех миссии МАГАТЭ. Тем, кто активно нарушает правила, не следует поручать контроль за их соблюдением.» [1]
Наблюдатели
полагают, что тем самым президент
США имел в виду скандальное дело
руководителя проекта создания пакистанской
ядерной бомбы Абдул Кадыр
Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали
требования провести расследование
МАГАТЭ в отношении Пакистана — государства,
представленного в Совете управляющих
организаций.
2.2.2
Состав и организационная
Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.
С
заключением ДНЯО его участники,
не обладающие ядерным оружием, обязались
заключить с Агентством соглашения,
которые предусматривают
Департамент
гарантий, созданный в рамках Секретариата
МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными
установками и материалами
Генеральные директоры МАГАТЭ:
Стерлинг Коул (7 октября 1957 — 6 октября 1961)
Сигвард Эклунд (6 октября 1961 — 30 ноября 1981)
Ханс Бликс (1 декабря 1981 — 30 ноября 1997)
Мохаммед аль-Барадеи (1 декабря 1997 — 30 ноября 2009)
Юкио Амано (с 1 декабря 2009)
Мохаммед аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в 1997 и был переизбран дважды — в 2001 и 2005.
США определённое время выступали категорически против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи на ещё один срок в 2005.
При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять международные организации более двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался поддержкой подавляющего большинства членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.
По всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).
Тем
не менее 9 июня 2005 государственный
департамент США объявил, что
будет голосовать за избрание Мохаммеда
аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли
набрать необходимое для его смещения
количество голосов стран — членов Совета
управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался
единственным кандидатом, выдвинутым
в установленные регламентом сроки. Сроки
его правления заканчиваются.
Международная
комиссия по радиационной защите является
независимой международной
МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите нести ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны.
МКРЗ предлагает свои рекомендации организациям по нормированию и научному сопровождению в качестве помощи в руководстве и реализации мер радиационной защиты. Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.
Первоначально МКРЗ публиковала свои рекомендации в форме статей в различных научных журналах по медицине и физике. Начиная с 1959 г., МКРЗ имеет серии собственных выпусков, а с 1977 г. – выпускает свои материалы в виде научного журнала «Анналы МКРЗ» (Annals of the ICRP), который издает Pergamon Press (сейчас Elsevier Science).
Деятельность МКРЗ финансируется в основном за счет добровольных взносов национальных и международных организаций, чьи интересы лежат в области радиационной защиты. Некоторая дополнительная поддержка поступает из авторских гонораров от публикаций МКРЗ.
Для
подготовки докладов МКРЗ формирует
Группы, Определяющие Задачи, и Рабочие
Совещания, разрабатывающие идеи. В
первую из этих групп обычно привлекаются
специалисты со стороны, не являющиеся
членами МКРЗ. Таким образом, МКРЗ является
независимой международной сетью, привлекающей
специалистов в различных областях радиационной
защиты. Регулярно около ста авторитетных
ученых мира активно работает в МКРЗ.
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ
В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, вводится множество нормативно-правовых актов, которые следят за незаконным оборотом радиоактивных веществ и также документы о таможенным контроле.
В Российской Федерации понятие "радиационная авария" установлено Федеральным законом “О радиационной безопасности населения”. Согласно этому закону, "радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды".
По-видимому, авторами такого достаточно абстрактного определения стали люди с гуманитарным (медицинским) мышлением, что делает, однако, это определение не вполне корректным для практического применения техническими специалистами.
Расследование нарушений и их учет осуществляются в целях:
- определения причин возникновения исходного события, путей его протекания, последствий и класса нарушения;
- принятия решений о повышении безопасности ОИАЭ;
- статистического учета нарушений;
- информирования персонала, населения и компетентных органов о наличии или угрозе облучения и загрязнения окружающей среды.
Информация о нарушениях включает:
1)
оперативное сообщение о
2) предварительное сообщение о нарушении
3) отчет или акт о расследовании нарушения.
Примеры нарушений:
Февраль 1999 года – при проведении дефектоскопии сварных стыков на трассе газопровода Уренгой-Петровское у дефектоскопа «Гаммарид 192/120» был погнут коллиматор, что препятствовало возврату источника в защиту. Работник попытался самостоятельно устранить неисправность. Полученная им доза не установлена.
Сентябрь
1999 года – в результате самовольного
решения на устранение возникшей
неисправности гамма-
Январь
2000 года – в радоновой лаборатории
санатория произошла утечка раствора
Rа-226 из барбатера, находящегося в хранилище.
Мощность экспозиционной дозы в хранилище
составила 2,8 мР/ч, а на поверхности шкафа
до 8 Р/ч.
Сентябрь
2000 года – из-за неисправности гамма-
Июнь
2001 года – произошло выпадение
источника излучения
Сентябрь 2001 года – во окончании сеанса гамма-терапии радионуклидный источник аппарата «Агат-В» застрял в ампулопроводе. В результате превышения времени облучения пациент получил добавочную дозу, которая составила 0,002% от суммарной дозы за весь период лечения. Происшествие произошло из-за технической неисправности гамма-терапевтического аппарата.
Наиболее серьезными нарушениями в 2002 году были следующие.
При
проверке работоспособности гамма-
По окончании лечебного сеанса в онкологическом диспансере источник гамма излучения терапевтического аппарата "АГАТ-В" из центрального кольпостата не ушел в хранилище. Происшествие ликвидировано силами персонала в соответствии с производственной инструкцией, но при этом врач получил дозу внешнего облучения равную 1,1 мЗв, медсестра – 0.59 мЗв, дозиметрист – 0.08 мЗв. Пациент получил лечебную дозу в 6 Гр. Комиссией по расследованию установлено, что аппарат "АГАТ-В" изготовлен в 1979 года и, начиная с 1999 года, систематически давал сбои из-за моральной и физической изношенности узлов и деталей. Из-за превышения срока эксплуатации больше чем в 2 раза произошла деформация кольпостатов. Аппарат требует замены комплектующих компрессора, шлангов, дозиметра, кольпостатов. Госатомнадзором России работа на аварийном аппарате запрещена.