Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Строго говоря, радиоактивным элементом следует называть такой химический элемент, все изотопы которого радиоактивны. Однако на практике этим термином часто называют всякий элемент, в природной смеси которого присутствует хотя бы один радиоактивный изотоп, то есть если элемент проявляет радиоактивность в природе. Кроме того, радиоактивными оказываются все изотопы всех синтезированных на сегодняшний день искусственных элементов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
Источники возникновения…………………………………………………..7
Классификация……………………………………………………………….8
Хранение……………………………………………………………………...9
Терроризм………………………………………………………………..………….11
Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
Состав и организационная структура……………………………….……29
Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     “С  точки зрения угрозы терроризма, эти  случаи не вызвают обеспокоенности, однако они демонстрируют уязвимость систем безопасности на объектах, где  ведется работа с ВОУ”, -- говорится на страницах новейшего доклада, подготовленного по результатам БДРМ. Фактически, большинство случаев незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, зарегистрированных в 2005 году, не содержит в себе признаков преступной деятельности.

     БДРМ  позволяет облегчить обмен достоверной информацией по случаям незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов. Информацию в Базу данных МАГАТЭ предоставляет 91 страна.

     В то же время существует мнение (высказываемое  в первую очередь американским руководством), что МАГАТЭ, в связи с расширением географии исследований в области создания ядерного оружия, произошедшим в 1990-е гг., следовало бы проявлять большую активность при проведении инспекций и расследований предполагаемых нарушений ДНЯО. Указывается, что организационная структура МАГАТЭ не претерпела необходимых изменений для того, чтобы соответствовать новым требованиям.

     Выступая 11 февраля 2004 в Национальном университете обороны, президент США Джордж Буш  заявил: «Ни одно государство, в отношении  которого проводится расследование по поводу нарушений в сфере нераспространения ядерного оружия, не должно быть представлено в Совете управляющих МАГАТЭ — или в новом специальном комитете. Кроме того, уже существующее представительство любого государства в Совете управляющих должно быть приостановлено, если в отношении этого государства начинается расследование. От соблюдения этого простого принципа зависит принципиальность и успех миссии МАГАТЭ. Тем, кто активно нарушает правила, не следует поручать контроль за их соблюдением.» [1]

     Наблюдатели полагают, что тем самым президент  США имел в виду скандальное дело руководителя проекта создания пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадыр  Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали  требования провести расследование  МАГАТЭ в отношении Пакистана — государства, представленного в Совете управляющих организаций. 

     2.2.2 Состав и организационная структура

     Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ —  обеспечение нераспространения  ядерного оружия. По Договору о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

     С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались  заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление  контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности.

     Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём  изучения соответствующих учётных  документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.

     Генеральные директоры МАГАТЭ:

     Стерлинг  Коул (7 октября 1957 — 6 октября 1961)

       Сигвард Эклунд (6 октября 1961 —  30 ноября 1981)

       Ханс Бликс (1 декабря 1981 — 30 ноября 1997)

       Мохаммед аль-Барадеи (1 декабря  1997 — 30 ноября 2009)

       Юкио Амано (с 1 декабря 2009)

     Мохаммед  аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в 1997 и был переизбран дважды — в 2001 и 2005.

     США определённое время выступали категорически  против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи  на ещё один срок в 2005.

     При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять международные организации более двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался поддержкой подавляющего большинства членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.

     По  всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).

     Тем не менее 9 июня 2005 государственный  департамент США объявил, что  будет голосовать за избрание Мохаммеда аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли набрать необходимое для его смещения количество голосов стран — членов Совета управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался единственным кандидатом, выдвинутым в установленные регламентом сроки. Сроки его правления заканчиваются. 

    1. Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)

     Международная комиссия по радиационной защите является независимой международной организацией и состоит из Главной Комиссии и пяти Комитетов: по Радиационной защите, по Дозам радиационного воздействия, по Защиты в медицине, по Применению рекомендаций МКРЗ и по Защите окружающей среды. Все комитеты обслуживаются небольшим научным секретариатом. В состав Главной Комиссии входят 12 членов и председатель Комиссии (в настоящее время д-р Л-Е Нолм, Швеция). Комитеты состоят из 15–20 членов. Среди них преобладают биологи и врачи, а также широко представлены физики.

     МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется  основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите нести ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны.

     МКРЗ  предлагает свои рекомендации организациям по нормированию и научному сопровождению в качестве помощи в руководстве и реализации мер радиационной защиты. Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.

     Первоначально МКРЗ публиковала свои рекомендации в форме статей в различных  научных журналах по медицине и физике. Начиная с 1959 г., МКРЗ имеет  серии  собственных выпусков, а с 1977 г. –  выпускает свои материалы в виде научного журнала «Анналы МКРЗ» (Annals of the ICRP), который издает Pergamon Press (сейчас Elsevier Science).

     Деятельность  МКРЗ финансируется в основном за счет добровольных взносов национальных и международных организаций, чьи  интересы лежат в области радиационной защиты. Некоторая дополнительная поддержка поступает из авторских гонораров от публикаций МКРЗ.

     Для подготовки докладов МКРЗ формирует  Группы, Определяющие Задачи, и Рабочие  Совещания, разрабатывающие идеи. В  первую из этих групп обычно привлекаются специалисты со стороны, не являющиеся членами МКРЗ. Таким образом, МКРЗ является независимой международной сетью, привлекающей специалистов в различных областях радиационной защиты. Регулярно около ста авторитетных ученых мира активно работает в МКРЗ. 

     2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

      В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, вводится множество нормативно-правовых актов, которые следят за незаконным оборотом радиоактивных веществ и также документы о таможенным контроле.

      В Российской Федерации понятие "радиационная авария" установлено Федеральным  законом “О радиационной безопасности населения”. Согласно этому закону, "радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды".

      По-видимому, авторами такого достаточно абстрактного определения стали люди с гуманитарным (медицинским) мышлением, что делает, однако, это определение не вполне корректным для практического применения техническими специалистами.

      Расследование нарушений и их учет осуществляются в целях:

      - определения причин возникновения исходного события, путей его протекания, последствий и класса нарушения;

      - принятия решений о повышении безопасности ОИАЭ;

      - статистического учета нарушений;

      - информирования персонала, населения и компетентных органов о наличии или угрозе облучения и загрязнения окружающей среды.

      Информация  о нарушениях включает:

      1) оперативное сообщение о нарушении, 

      2) предварительное сообщение о  нарушении 

      3) отчет или акт о расследовании нарушения.

      Примеры нарушений:

      Февраль 1999 года – при проведении дефектоскопии  сварных стыков на трассе газопровода  Уренгой-Петровское у дефектоскопа «Гаммарид 192/120» был погнут коллиматор, что препятствовало возврату источника  в защиту. Работник попытался самостоятельно устранить неисправность. Полученная им доза не установлена.

      Сентябрь 1999 года – в результате самовольного решения на устранение возникшей  неисправности гамма-дефектоскопа типа "Гаммарид 192/120" дефектоскопист получил дозу внешнего гамма-излучения 27 мЗв, что превысило контрольный уровень.

      Январь 2000 года – в радоновой лаборатории  санатория  произошла утечка раствора Rа-226 из барбатера, находящегося в хранилище. Мощность экспозиционной дозы в хранилище  составила 2,8 мР/ч, а на поверхности шкафа до 8 Р/ч. 

      Сентябрь 2000 года – из-за неисправности гамма-дефектоскопа «Гаммарид-2М» произошла радиационная авария при проведении проверки качества сварных швов. Несанкционированные  действия персонала по устранению неисправности привели к облучению кистей рук у обслуживающего персонала (трех человек).

      Июнь 2001 года – произошло выпадение  источника излучения дефектоскопа ГИИД-6 из ампулопровода. Дефектоскопист передал выпавший источник своему помощнику, который в руках отнес источник в операторскую, где другой работник вручную разместил его в рентгенкамере. В результате три работника получили производственные травмы с диагнозом термический ожог пальцев кистей I-II степени и прошли курс лечения в клинической больнице.

      Сентябрь 2001 года – во окончании сеанса гамма-терапии радионуклидный источник аппарата «Агат-В» застрял в ампулопроводе. В результате превышения времени облучения пациент получил добавочную дозу, которая составила 0,002% от суммарной дозы за весь период лечения. Происшествие произошло из-за технической неисправности гамма-терапевтического аппарата.

      Наиболее  серьезными нарушениями в 2002 году были следующие.

      При проверке работоспособности гамма-дефектоскопа "Гаммарид-192/120" произошло выпадение  радиоактивной ампулы источника активностью 331 Ки, в результате чего пострадали два дефектоскописта. Причинами нарушения были как техническая неисправность аппарата, так и грубое нарушение порядка проведения работ. Комиссией с привлечением специалистов организации, изготовившей дефектоскоп, были исследованы технические причины нарушения и предложены необходимые меры по их предотвращению.

      По  окончании лечебного сеанса в  онкологическом диспансере источник гамма  излучения терапевтического аппарата "АГАТ-В" из центрального кольпостата не ушел в хранилище. Происшествие ликвидировано силами персонала в соответствии с производственной инструкцией, но при этом врач получил дозу внешнего облучения равную 1,1 мЗв, медсестра – 0.59 мЗв, дозиметрист – 0.08 мЗв. Пациент получил лечебную дозу в 6 Гр. Комиссией по расследованию установлено, что аппарат "АГАТ-В" изготовлен в 1979 года и, начиная с 1999 года, систематически давал сбои из-за моральной и физической изношенности узлов и деталей. Из-за превышения срока эксплуатации больше чем в 2 раза произошла деформация кольпостатов. Аппарат требует замены комплектующих компрессора, шлангов, дозиметра, кольпостатов. Госатомнадзором России работа на аварийном аппарате запрещена.

Информация о работе Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ