Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа
Государства – члены Европейского Союза, принятые в Союз 1 мая 2004 года и 1 января 2007 года, не входят в состав Шенгенской зоны, а визы, выдаваемые такими государствами, являются национальными, то есть действительными только для краткосрочного пребывания на территории государства – члена ЕС, выдавшего их. Государства, вступившие в Европейский Союз 1 мая 2004 года, приняли на себя обязательства выполнять все положения Шенгенского соглашения, однако Шенгенское право будет применяться к ним в полном объеме только после того, как Совет ЕС ликвидирует пограничный контроль, для чего новые государства – члены до конца 2007 года должны пройти специальный тест.
1.Понятие Шенгенской визы
2.Законодательство Европейского Союза о визах и визовом режиме
3.Классификация виз.
4.Основания и порядок предоставления Шенгенской визы
5.Структура и содержание Шенгенской визы
6. Права и обязанности владельца Шенгенской визы.
7.Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации
Заключение
Список литературы
ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1.Понятие Шенгенской визы
2.Законодательство Европейского Союза о визах и визовом режиме
3.Классификация виз.
4.Основания
и порядок предоставления
5.Структура и содержание Шенгенской визы
6. Права и обязанности владельца Шенгенской визы.
7.Порядок транзита
граждан России между
Заключение
Список литературы
1. Понятие Шенгенской визы.
Термин «шенгенское право» и родственные ему понятия («шенгенская виза», «шенгенское пространство и др.) происходят от имени старинного замка Шенген, расположенного близ границ Люксембурга с Францией и ФРГ.
Для пересечения границы другой страны на законных основаниях законодательство большинства стран требует от иностранцев иметь при себе въездную визу.
Виза (от лат. visus - увиденный, просмотренный) - отметка в паспорте, означающая специальное разрешение государства на въезд, выезд, проживание или проезд иностранца через его территорию.
Въездная виза – это специальное разрешение, которое обычно вклеивается в загранпаспорт или заменяющий его документ.
Иностранцам, которые приезжают на территорию Шенгенского пространства предоставляются визы разных категорий. Наиболее распространенная среди них – шенгенская виза.
Шенгенская виза (единая виза) - это единый въездной документ, который позволяет посетить в течение одной поездки хоть все страны Шенгенского союза. Благодаря ей иностранцы, собирающиеся в вояж по Европе, избавлены от необходимости бегать по посольствам и оформлять отдельные въездные визы во Францию, Германию, Португалию и т. д. Достаточно получить шенгенскую визу в посольстве одного из этих государств - и все Шенгенское пространство открыто.
Понятие «Шенгенское пространство» обозначает территорию, на которую распространяет свое действие нормы Шенгенского права. В юридическом отношении Шенгенское пространство характеризуется двумя признаками:
а) «прозрачность» внутренних границ, т.е. отсутствие личных проверок на границах, связывающих друг с другом государства – члены;
б) введение единого визового режима на внешних границах, т.е. со странами, не входящими в Шенгенское пространство.
Государства – члены Европейского Союза, принятые в Союз 1 мая 2004 года и 1 января 2007 года, не входят в состав Шенгенской зоны, а визы, выдаваемые такими государствами, являются национальными, то есть действительными только для краткосрочного пребывания на территории государства – члена ЕС, выдавшего их. Государства, вступившие в Европейский Союз 1 мая 2004 года, приняли на себя обязательства выполнять все положения Шенгенского соглашения, однако Шенгенское право будет применяться к ним в полном объеме только после того, как Совет ЕС ликвидирует пограничный контроль, для чего новые государства – члены до конца 2007 года должны пройти специальный тест.
21 декабря 2007 года в зону Шенгена вошли еще девять из десяти стран Восточной и Центральной Европы, ставших членами Евросоюза в мае 2004 года. Контроль наземных границ с Чехией, Венгрией, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Эстонией, Латвией и Литвой был упразднен с 21 декабря, а воздушных - с 30 марта 2008 года. Кипр, также принятый в ЕС в мае 2004 года, пока не выполнил условий Еврокомиссии по присоединению к SIS и гарантиям безопасности своих внешних границ.
Таким образом, сейчас шенгенская виза оформляется в 24 страны: Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Исландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Финляндию, Францию, Швецию, Латвию, Эстонию, Литву, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Венгрию и Мальту.
Шенгенская виза действительна также
при въезде в Андорру, Монако, Сан–
Марино, Ватикан, Гренландию и на Фарерские
острова.
2. Законодательство Европейского Союза о визах и визовом режиме.
Право Шенгенских соглашений (шенгенское право) сформировалось и действовало первоначально как особый комплекс юридических норм, не входящий в правовую систему Европейских сообществ и Союза. Распространение сферы действия Шенгенского права почти на всю территорию Союза внесло вопрос о «слиянии» двух правопорядков, точнее, об инкорпорации (включении) Шенгенского права в правовую систему Европейского Союза.
Юридическую основу для этого заложил протокол «О включении Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза», подписанный вместе с Амстердамским договором 1997 г. (в силе с 1 мая 1999 г.). Таким образом, 1 мая 1999 г. открылся новый, современный период в развитии Шенгенского права.
В настоящее время шенгенское право выступает составной частью права Европейского Союза, а его дальнейшее развитие осуществляется в соответствии с положениями Договора о Европейском сообществе и Договора о Европейском Союзе. Шенгенский исполнительный комитет, осуществляющий нормотворческую деятельность в сфере Шенгенского права на первом этапе прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету Европейского Союза – основному законодательному институту данной организации. По своей юридической силе все источники Шенгенского права относятся к вторичному праву Европейского Союза. Более того, они действуют при условии непротиворечия документам и правилам, которые изданы в рамках других сфер ведения Союза.
Важнейшим источником шенгенского
права в настоящее время
Являясь актом правовой кодификации, публикуемый документ со дня вступления в силу (13 октября 2006 г.) отменяет и заменяет собой множество ранее принятых документов ЕС по вопросам пересечения границ, в том числе две главы Шенгенской конвенции от 19 июня 1990 г. (Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г.).
В то же время, с учетом предмета Кодекса, отраженного в названии, он не затрагивает правил ЕС по вопросам выдачи виз. Источниками этих правил по-прежнему будут служить Шенгенская конвенция, Общая консульская инструкция и другие специальные нормативные акты ЕС, которые, возможно, в дальнейшем также подвергнут кодификации. Публикуемый документ не затрагивает и основного права граждан Союза на свободное передвижение и проживание, регламентируемого специальным законодательством ЕС (прежде всего, Директивой 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов).
Вследствие особенностей реализации визовой и связанных с ней направлений политики ЕС (раздел IV части третьей Договора об учреждении Европейского сообщества "Визы, убежище, иммиграция и другие направления политики, связанные со свободным передвижением лиц") Шенгенский кодекс о границах распространяет силу не на всю территорию Европейского Союза.
За рамками действия Кодекса остались Великобритания и Ирландия. Дания также не подчиняется нормам Кодекса, однако, будучи участницей Шенгенских соглашений, эта страна, скорее всего, воспроизведет его нормы в своих национальных законах (см. пункты 22, 27 и 28 преамбулы).
С другой стороны, правила Кодекса должны получить применение на территории некоторых европейских стран, не входящих в Европейский Союз, но участвующих в его "Шенгенских достижениях", - Исландии, Норвегии и, в дальнейшем, Швейцарии (см. пункты 23 - 26 преамбулы).
Кроме того, Регламент Совета министров юстиции и внутренних дел ЕС № 539/ 2001 (с изменениями, принятыми Регламентом Совета ЕС от 6.03.2003 года, № 453/2003 и Регламентом Совета ЕС от 19.01.2007 года, № 1932/2006) установил «Перечень третьих стран, чьи граждане подлежат обязанности иметь визу для пересечения внешних границ государств – членов, и перечень третьих стран, чьи граждане освобождаются от этой обязанности». Согласно названному регламенту (с изменениями и дополнениями), порядок включения стран в визовый список и их исключение из этого списка осуществляется на основе «обдуманной, индивидуализированной оценки ряда критериев, связанных с нелегальной миграцией, политикой в сфере поддержания общественного порядка и безопасности, внешними сношениями Европейского Союза с третьими странами». В частности, гражданам 43 стран разрешен безвизовый въезд в Шенгенскую зону. К таким странам относятся Австралия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Бразилия, Бруней, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Израиль, Канада, Коста - Рика, Макао, Малайзия, Республика Маврикий, Мексика, Монако, Никарагуа, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Сан – Марино, Сейшельские острова, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Южная Корея и др. Граждане вышеупомянутых стран пользуются правом безвизового въезда и пребывания (но без права на трудоустройство) в странах Шенгенской зоны в течение 90 дней.
По данным Евростата, в 2005 г. из 8,2 млн выданных шенгенских виз (для всех категорий) 1,8 млн были выданы в России (21,9%), и это ставит необходимость рассмотрения в данной работе вопроса о визовых отношениях Российской Федерации и ЕС. Документ, определяющий эти самые отношения, был подписан 25 мая 2006 года в Сочи, и называется «Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом (ЕС) об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза», которое начало действовать с 1 июня 2007 года. За три месяца до этого (10 марта 2007 г.) Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения, которое предусматривает введение упрощенного порядка оформления виз гражданам РФ и ЕС сроком действия от одного года до 5 лет.
Соглашение об упрощении выдачи
виз предусматривает более
3. Классификация виз.
Шенгенская виза имеет несколько разновидностей. Основания в соответствии с которыми производится классификация виз следующие:
- цель поездки;
Целью может служить либо поездка в сами шенгенские государства («визы для пребывания»), либо проезд иностранца через их территорию в какую-либо третью страну за пределами Шенгенского пространства (транзитная виза).
- длительность поездки (
Длительность пребывания может быть краткосрочной (максимум 3 месяца) или долгосрочной (свыше трех месяцев);
- территория на которую
По сфере действия виза может охватывать все Шенгенское пространство («единая виза») или только отдельные государства – члены («национальная виза»).
Соответственно различаются:
- единая виза для
- национальная виза для
- единая транзитная виза;
- виза с ограниченной
Максимальный срок пребывания, на который дает право шенгенская виза, ограничен. Он может составлять не более трех месяцев в течение одного полугодия.
По общему правилу, иностранцам выдается шенгенская виза однократного действия («однократная виза»), дающая право только на одну поездку. Однако допускается предоставлять и визы для многократного въезда сроком действия до одного года. В таком случае иностранец по одной и той же визе может несколько раз приезжать в Шенгенское пространство.
Иностранцам, которым в силу их профессии или ряда других причин необходимо достаточно часто совершать поездки в шенгенские государства, разрешается предоставлять так называемую визу для регулярных поездок сроком действия от одного до пяти лет.
Шенгенская виза может быть и долгосрочной (с точки зрения срока действия), но по сроку пребывания ограничена тремя месяцами (виза для краткосрочного пребывания).
Виза для долгосрочного