Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:03, контрольная работа
Понятие «источник права» рассматривается в юридической науке в двух аспектах: как способ придания норме (правилу поведения) юридической обязательности, т. е. способ выражения государственной воли, а также как внешняя форма юридического бытия норм права. Так, С. С. Алексеев под источником права понимает нормативные акты, которые являются «юридическим выражением воли государства» и «формой внешнего словесно-документального изложения правовых норм»
1. Понятие и виды источников в международном частном праве. Определение источника международного частного права 2
1.1. Понятие и виды источников международного частного права 2
1.2. Внутреннее законодательство 3
1.3. Международные договоры 8
1.4. Правовой обычай 12
1.5. Судебный прецедент и судебная практика 16
2. Способы сближения законодательств разных государств 17
2.1. Унификация права 18
2.2. Гармонизация права 20
3. Список литературы 22
Значение
судебной практики особенно велико в
международном частном праве, что
связано с дополнительными
Традиционным способом регулирования в международном частном праве является коллизионно-правовое регулирование, сущность которого заключается в выборе компетентного правопорядка для разрешения конкретного дела. Так называемые коллизионные нормы содержат правила выбора права, тем или иным образом указывая, право какого государства должно быть применено для урегулирования отношения с иностранным элементом. Применение коллизионно-правового способа регулирования сопряжено с рядом трудностей, связанных с расхождением в содержании материального частного и коллизионного права различных государств. Указанная проблема обострилась на рубеже XX и XXI века в связи с возрастающими тенденциями к глобализации и международной экономической интеграции: «Одной из важнейших тенденций развития общества в конце XX и начале XXI в. является углубление интеграции как на глобальном, так и на региональном уровне. Расширение взаимодействия государств, интернационализация производства, необходимость преодоления барьеров для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы — все это предполагает создание единых правил для регламентации данных отношений <…> Различия в нормах национальных правовых систем подчас весьма серьезно осложняют международный коммерческий оборот. Устранение же указанных препятствий превращается в настоящее время в одну из самых актуальных задач» [12]. Указанные тенденции вызывают необходимость сближения законодательств различных государств, которое проявляется в двух взаимосвязанных формах – унификации и гармонизации.
Сущность унификации права состоит в создании одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. В «техническом» плане унификация представляет собой разновидность правотворческого процесса, заключающегося в сотрудничестве государств, направленном на создание, изменение или прекращение одинаковых (унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств [11].
Процесс унификации права осуществляется в двух правовых системах: и в национальном праве, и в международном, - и проходит в два этапа. На первом этапе создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовое обязательство обеспечить их исполнение. Данные этап осуществляется преимущественно на уровне международных организаций, к числу которых относится Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли, а также ряд организаций, обеспечивающих унификацию права в конкретных областях (например, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Всемирная орагнизация интеллектуальной собственности). Второй этап унификации права состоит в восприятии международно-правовых норм внутренним правом государств, в результате чего появляется унифицированные нормы, имеющие силу национального права. [Там же].
По мнению Г.А. Пакерман, традиционным методом унификации норм права является метод международно-договорной унификации, который предполагает заключение международного договора, направленного на унификацию. Как отмечает исследователь, достоинством международно-договорной унификации является то, что она напрямую связана с прогрессивным развитием как международного, так и национального права, т.е. способствует закреплению в правовых системах наиболее современных и совершенных правовых конструкций. В числе недостатков данного метода унификации отмечается длительная процедура ратификации международных договоров, которая приводит к тому, что только немногие из них вступают в силу, а многочисленные оговорки делают их применение довольно затруднительным [21]. А.С. Комаров, рассматривая деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также Международного института унификации частного права, в качестве альтернативных методов унификации частного права называет создание типовых законов и выработку общих принципов. Метод создания типовых законов используется ЮНСИТРАЛ с целью унификации правового регулирования отношений в области международной купли-продажи товаров, международной перевозки грузов, международного коммерческого арбитража и т.д. В числе типовых соглашений, принятых ЮНСИТРАЛ, А.С. Комаров называет Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г., Типовой закон и закупках товаров (работ) и услуг 1994г., Типовой закон по электронной торговле 1996 г., Типовой закон о трансграничной несостоятельности 1997 г. и т.д. В качестве примера унификации права методом выработки общих принципов исследователь приводит Принципы международных коммерческих договоров, разработанные УНИДРУА в 1994 г. Значение Принципов УНИДРУА, по мнению исследователя, заключается в следующем: «В целом данный свод составляет, по существу, автономную систему, которая может применяться аналогично соответствующей системе правовых норм, входящих в систему национального права. Комментарии Принципов также содержат описания реальных ситуаций применения соответствующих норм, что, безусловно, облегчает использование данного документа на практике. Кроме того, это должно способствовать его широкому распространению в качестве источника правил международного коммерческого оборота» [18]. Нужно отметить, что С.В. Бахин рассматривает Принципы УНИДРУА как особое правовое образование, называемое им субправом. По его мнению, данные Принципы содержат «элементы договорных норм, международного обычая, совпадающих норм и принципов национального законодательства, обыкновений, типовых контрактов и общих условий и, наконец, арбитражной практики», вследствие чего они не сводимы ни к одной из существующих форм унификации.
2.2. Гармонизация права
По мнению Г.К. Дмитриевой, гармонизация и унификация права представляют собой взаимосвязанные процессы, причем гармонизация рассматривается исследователем как более широкой понятие. Таким образом, гармонизация в широком смысле включается в себя унификация и гармонизацию в узком смысле, представляющую собой процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем., Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором [11].
Противоположной точки зрения придерживается Н.Г. Доронина, которая рассматривает понятие унификации права в широком и узком смысле. Так, унификация в широком смысле представляет собой «движение к гармоничному взаимодействию различных правовых систем или взаимодействие национально - правовых систем, уже достигшее определенной степени гармонии» [15]. Основываясь на данном понимании унификации, Н.Г. Доронина рассматривает гармонизацию права как часть унификации, представляющую собой «способ международно - договорной унификации права, основанный на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении» [Там же].
Одним из способов гармонизации права является рецепция – одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Наиболее яркий пример рецепции – рецепция римского права европейскими государствами Гармонизация права может быть односторонней и двусторонней. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права. Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994—1996гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ.
Информация о работе Понятие и виды источников международного частного права