Понятие и особенности внешнеэкономических сделок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:46, доклад

Описание работы

Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Последние две разновидности сделок совершаются посредством заключения договоров.

Работа содержит 1 файл

внещнеэкономичес.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

Продавца  железной дороге страны Покупателя". Необходимо сделать оговорку о том, допускается ли досрочная поставка. Покупателю важно знать время  фактической отгрузки товара, чтобы  он мог позаботиться о приемке  товара.

Для этого  в контракте обычно предусматривается  обязанность продавца известить  покупателя о произведенной отгрузке товара.

Согласно  ст. 33 Венской конвенции 1980г. продавец должен поставить товар:

1. если  договор устанавливает или позволяет  определить дату поставки - в эту  дату;

2. если  договор устанавливает или позволяет  определить период времени для  поставки - в любой момент в  пределах этого периода, поскольку  из обстоятельств не следует,  что дата поставки назначается  покупателем;

3. или  в любом другом случае - в разумный  срок после заключения договора.

В разделе "Условия приемки товара по качеству и количеству" Банк России рекомендует:

- указывать  место и сроки проведения инспекции  качества и количества товара;

- наименование  независимой экспертной организации;

- порядок  предъявления рекламаций. 

Как показывает практика чаще всего претензии иностранных партнеров выдвигаются по таким позициям как качество и количество. Исходя из этого, вполне оправдано рассмотреть данный вопрос более подробно.

Если  стороны не оговорили, как определять качество товара (по стандарту или  техническим условиям, по образцу, на условиях осмотра и т. п.), при заключении договора следует указать, для каких  целей закупается данное имущество. В такой ситуации продавец обязан передать покупателю товар, пригодный  для использования в соответствии с этими целями, то есть будет  применен опосредованный способ определения  качества товара.

Количество  товара, подлежащего поставке на экспорт, определяется несколько иначе, чем  в договорах на внутрироссийские поставки. При подсчете количества товара следует иметь в виду, что  в мировой практике применяются  иные меры веса, чем в России. Так, очень редко в железнодорожных  транспортных накладных российские поставщики указывают вес товара в метрических тоннах, хотя это  общепринятая зарубежная практика. Не всегда учитываются сезонные особенности, влияющие на количество экспортируемого  товара: если, к примеру, груз перевозится  зимой на открытом подвижном составе, в целях недопущения дисконта валютной выручки целесообразно  определять количество груза не в  сухих, а во влажных метрических  тоннах. Во избежание расхождений  количества товара при его приемке  с параметрами, определенными российскими  поставщиками при отгрузке, в контракте  следует специально оговаривать  методику проверки количества и по возможности использовать единые способы. Так, при поставке лесоматериалов на экспорт большинство российских экспортеров применяют простой обмер объема либо определяют количество груза взвешиванием загруженных железнодорожных платформ (при этом качество и точность российского весового оборудования - отдельная проблема). В то же время в Финляндии, которая в Европе остается крупнейшим экспортером российского леса, принято определять объем лесопродукции способом, который открыл еще Архимед: вагон с бревнами просто высыпают в бассейн с водой и определяют вес по массе вытесненной воды.

Расхождения между данными экспортера и импортера  иногда достигают 20-30 %.

В контракте  обязательно следует определить, включается ли тара и упаковка в  количество поставляемого товара (какой  вес применяется - брутто, легальный  вес нетто, вес брутто за нетто  и т. д.), если данный вопрос не решен  посредством применения базисов  ИНКОТЕРМС.

Определение качества поставляемого товара это "болевая точка" российского  экспорта. В большинстве случаев  отказ импортера оплачивать часть  отгруженного экспортного товара обусловлен тем, что при приемке товара возникают  претензии относительно его качества. Применение импортером дисконта в оплате поставленного товара для российского  экспортера означает невозврат части  экспортной валютной выручки и значительные санкции со стороны органов валютного  контроля.

Как показывает анализ соответствующей практики, среди  причин споров о качестве фигурирует ряд факторов, которые не учитываются  либо игнорируются при моделировании  соответствующего условия внешнеторговых контрактов.

Важнейший среди них - несоответствие методов  проверки качества, которые применяются  российскими производителями товаров  и адаптированы к технологии производства, тем способам, которые используются импортерами при приемке товара по качеству и которые учитывают  не технологические, а коммерческие особенности экспортно-импортных  операций. Иными словами, это несоответствие российских ГОСТов принятым во всем мире методам коммерческого контроля качества экспортируемых товаров. Например, качество экспортных металлов в соответствии с национальными ГОСТами проверяется методом проб, которые берутся из струи металла во время его плавки и разлива. А за рубежом принят контроль качества металлов путем координатного высверливания пробной партии. Ясно, что параметры металла могут не совпадать при применении этих различных способов, а это отразится на качестве предмета поставки. Поэтому во избежание расхождений позиций российской стороны и зарубежной относительно количества товара следует определить методику оценки и лучше всего определять качество товара не по отгрузке, а по доставке. 

Качество  товара определяется по стандарту, ТУ, спецификации, образцам, на условиях предварительного осмотра либо предварительного анализа. При импорте продовольственных  товаров их качество подтверждается:

1. сертификатом  качества, выдаваемым на каждую  партию товара соответствующей  государственной организацией страны  происхождения товара, а при необходимости  - нейтральной компетентной организацией, назначаемой по требованию покупателя  за счет продавца;

2. ветеринарным  сертификатом, выдаваемым государственной  ветеринарной службой страны  происхождения товара;

3. санитарным  сертификатом.

С учетом возможных споров о качестве наряду с применением национальных сертификатов качество экспортируемых товаров следует  подтверждать сертификатами, выдаваемыми  международными инспекционными организациями, представительства которых есть в каждой стране мира, чье мнение - бесспорный аргумент в спорах о  качестве.

При заключении и исполнении внешнеторговых сделок купли-продажи требуется подтверждение  факта происхождения предметов  экспорта

(документальное  доказательство того, что вывозимый  товар произведен в данной  стране) и утверждение сопроводительных  документов.

Участникам  ВЭД, формулируя условия контракта  о качестве товара, не следует слепо  ссылаться на действующие ГОСТы  и тем более на зарубежные, поскольку  до последних "наш" товар вряд ли "дотянет". Рекомендуется не полениться и составить подробную  техническую спецификацию товара, четко  выяснить все рекомендации контрагента. Это в первую очередь касается производителя товара, поскольку  посредник вряд ли сможет выполнить  все рекомендации партнера по качеству товара.

И еще  очень важный вопрос относительно процессуального  порядка приемки товаров по количеству и качеству и выставления взаимных претензий.

Рекомендуется в контракте указывать следующий  порядок: приемка товара осуществляется при непосредственном участии независимой  экспертной компании. В идеале, если эта компания признается не только в большинстве зарубежных стран, но и в России. Например, СЖС, Инспекторат, Сейбл, Алекс

Стюарт (в России таковой является ТПП  РФ). Следует также предусмотреть  обращение к этим компаниям в  случае выставления претензий с  целью дачи экспертного заключения. Еще лучше, если в контракте предусмотреть участие представителя российской компании в проверк6е качества товара и установлении оснований для предъявления претензии. Эта процедура уже сама по себе исключает предъявление необоснованных претензий. Кстати, не стоит забывать и о распределении между сторонами обязанностей по оплате услуг этих компаний.

В разделе "Санкции" рекомендуется: указывать  санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также товара ненадлежащего количества и качества.

Следует отметить, что по своим размерам и порядку штрафные санкции должны стимулировать выполнение обязательств. Например, штраф за просрочку поставки может быть прогрессивным, т.е. возрастать по мере увеличения просрочки. Вместе с тем штрафные санкции не должны носить разорительный характер (обычно общая сумма штрафа ограничивается 8-10 процентами стоимости просроченной партии). Необоснованное ужесточение  санкций покупателями часто вызывает ответную реакцию продавцов: они  закладывают возможные штрафы в  цены. Положения о штрафных санкциях обычно формируются на основе взаимной ответственности - например, наряду со штрафами за просрочку поставки продавцом  предусматривается штраф за задержку платежа покупателем.

Необходимо  учитывать, что валютное законодательство России не дает полной свободы в  выборе механизма применения санкций  по внешнеэкономическому контракту. Так, реализация санкции, предусматривающей  снижение цены на экспортируемый товар  или уменьшение сумм, подлежащих уплате иностранным контрагентом, на сумму  неустойки без предварительного зачисления всей суммы контракта  на счет российского экспортера в  уполномоченном банке, расценивается  как нарушение валютного законодательства. Органы валютного контроля расценивают  это как способ утечки капитала за границу и сурово карают за такие "вольности".

Включение в контракт положений о санкциях не снимает вопроса о возмещении убытков. Этот вопрос (включая вопрос о соотношении штрафов и убытков), если он не урегулирован в контракте, решается в соответствии с правом той или иной страны, применимым к данному контракту.

Следует иметь в виду, что если внешнеэкономический  контракт не содержит санкций, применяемых  в отношении иностранного контрагента, то такой контракт в соответствии с банковским законодательством  автоматически, по формальному признаку попадает в разряд "подозрительных".

В специальном  разделе "Форс-мажор" Банком России рекомендуется оговаривать форс-мажорные обстоятельства.

В целях  ограничения ответственности в  контракты включается запись о том, что при наступлении "обстоятельств  непреодолимой силы" (или "форс- мажорных обстоятельств") срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. В силу этого в интересах обеих сторон определить, что понимается под термином "форс-мажорные обстоятельства".

В контракте  рекомендуется указать четкий перечень форс-мажорных обстоятельств. При этом не следует делать его закрытым. Кроме того, бессмысленно указывать  в контракте на обстоятельства, которые  не отвечают критериям "непреодолимой  силы": непредотвратимость, непреодолимость, чрезвычайный характер, объективность. В частности, рекомендуется указать такие обстоятельства как война, гражданские беспорядки, забастовка охватившая соответствующую отрасль народного хозяйства, запрет компетентных органов государства в выдаче лицензий. Исходя из формулировки ст. 401 ГКРФ и сложившейся арбитражно - судебной практики падение курса национальной валюты (яркий пример - август 1998 г.) не рассматривается в качестве форс- мажорного обстоятельства.

Во внешнеторговой практике принято подтверждать наличие  форс-мажора документами (свидетельствами), которые выдают торгово-промышленные палаты тех стран, на территории которых  имели место данные обстоятельства, - это своеобразный торговый обычай. При этом необходимо учитывать, что  торгово- промышленная палата только документально констатирует наличие того или иного обстоятельства, расцениваемого одним из участников внешнеэкономических правоотношений как форс-мажорное. В случае спора по данному поводу заинтересованная сторона должна доказывать в суде, что данное обстоятельство имеет характер непреодолимого факта, освобождающего ее от несения ответственности: свидетельство национальной торгово- промышленной палаты не снимает с соответствующего участника внешнеэкономической деятельности обязанности по доказыванию форс-мажора.

В специальных  пунктах или разделах контракта  Банк России рекомендует оговаривать  другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая  помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).

В разделе "Рассмотрение споров" рекомендуется: оговаривать порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных  претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в  арбитраже, а также указывать, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.

Порядок разрешения споров между сторонами  регулируется арбитражной оговоркой, содержащей договоренность сторон о  передаче споров на рассмотрение в  арбитраж, или т.н. пророгационным соглашением, т.е. соглашением сторон о передаче споров на рассмотрение в суд какого-либо государства.

Информация о работе Понятие и особенности внешнеэкономических сделок