Автор: Салтанат Кенжебаева, 12 Октября 2010 в 18:50, реферат
Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
1. Понятие и источники права международных организаций. Понятие международной организации, ее основные признаки. Виды международных организаций.
2. История создания ООН. Цели и принципы ООН. Членство в ООН.
3. Правовой статус главных органов ООН. Правовое положение специализированных учреждений ООН.
4. Понятие и виды международных конференций. Участники международных конференций
ВОИС имеет Конференцию, в состав которой входят все государства-члены, и Генеральную ассамблею, состоящую из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского (100 государств) или Бернского (83 государства) союзов. Руководящие органы ВОИС и союзы, управляемые ВОИС (9 из которых имеют собственные межправительственные органы), обычно проводят совместную сессию для принятия своих программ и бюджетов. Ассамблея избирает Международное бюро (исполнительный орган). Главным административным должностным лицом является генеральный директор ВОИС.
Местонахождение
ВОИС – г. Женева.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (International Atomic Energy Agency – IAEA)
Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода.
В
рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство
международных документов в области
мирного использования атомной
энергии, осуществляется межгосударственное
сотрудничество по обеспечению невоенного
применения ядерных материалов. Членами
МАГАТЭ являются все государства, в которых
осуществляется мирная атомная деятельность.
В настоящее время в МАГАТЭ участвуют
около 150 стран.
Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:
обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;
содействие
научно-исследовательским
помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;
осуществление
т.н. «гарантий МАГАТЭ» (системы мероприятий,
препятствующих использованию в
военных целях ядерных
определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;
приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;
содействие государствам-участникам в производстве электроэнергии.
Местонахождение
центральных учреждений МАГАТЭ –
г. Вена.
4. Понятие и виды международных конференций. Участники международных конференций
Международные конференции (конгрессы) являются традиционной формой многосторонней дипломатии и представляют собой совещания или встречи делегаций разных стран, созываемые с целью изучения и разрешения проблем, представляющих взаимный интерес. На протяжении последних столетий состоялось множество международных конференций и конгрессов, на которых были приняты необходимые решения и устранены кризисные и конфликтные ситуации, существовавшие в разные периоды.
Термины
международный конгресс и международная
конференция ранее
После Венского конгресса 1814—1815 гг. техника многосторонней дипломатии стала обычной процедурой. Опыт, приобретенный странами в рамках международных конгрессов и конференций, явился моделью, которую впоследствии использовали при создании структуры и функционировании международных организаций.
Современная
многосторонняя дипломатия все больше
реализует свои задачи при посредничестве
международных организаций и
при помощи встреч на высоком уровне
(глав государств и правительств)3. В
результате институт международных
конференций претерпел
Основным элементом, отличающим международную конференцию от простого совещания политиков разного уровня, является участие в конференции (конгрессе) делегатов государств или международных организаций, имеющих качество временных представителей. Цель конференции, в отличие от простого совещания, состоит в выработке соглашения, обсуждении договора или его принятии в ходе переговоров4.
Международная конференция не имеет качества международного юридического лица, поскольку не является субъектом международного права и представляет собой только временное объединение государств, составляющих ее5. В этом контексте следует отметить, что Венская конвенция 1975 г. наделяет международную конференцию компетенцией, правами, юридическими обязанностями, придающими ей качества квази-субъекта международного права.
Международные конференции могут быть классифицированы по разным критериям6 в зависимости от общих и оперативных целей, задач, сферы деятельности ее участников, их ранга, формы организации и проведения и т. д.
В
зависимости от предметного содержания
международные конференции
В зависимости от своих целей международные конференции могут быть совещательными (на которых представляют необязательные рекомендации правительствам или принимают решения, в которых содержатся руководства или инструкции секретариата международной организации), законодательными (на которых обсуждают и принимают текст международного договора) и информационными (на которых предлагают материалы для международного обмена информацией).
В зависимости от формы организации и проведения международные конференции могут подразделяться на двусторонние или многосторонние, обсуждать одну тему или несколько, квалифицироваться как специальные конференции (ad hoc) или обычные и т. д.
В
зависимости от ранга участников
международные конференции
В
зависимости от сферы деятельности
их участников международные организации
могут подразделяться на общие (генеральные),
в которых принимают участие
максимум государств, или на закрытые,
в которых участвует только определенная
группа государств (например, "Большая
семерка").
Исходя
из оперативной цели проведения международные
конференции могут считаться
дипломатическими или полномочными,
в ходе которых принимаются решения,
имеющие международное значение и являющиеся
обязательными для выполнения их государствами-участниками,
либо предварительными или экспертными,
на которых не принимают решения, а только
формулируют и составляют проект договора
или международного официального документа.
Правила процедуры и организационные формы работы международных конференций
К практике и правилам процедуры конференций относятся правила, согласованные участниками конференции. Правила процедуры, регламентирующие способы организации и проведения международных конференций, имеют вспомогательный характер, представляют собой образец, которому часто следуют. Но они не унифицированы и не кодифицированы в отдельном документе, вопреки факту, что существует определенная общая и повторяемая практика, которая применяется ко всем типам и категориям международных конференций.
В
доктрине дипломатического права изложено
мнение, что правила проведения и
процедура организации
Особо
отметим, что понятие международный
протокол шире, чем понятие, включающее
в себя правила и процедуры
по организации международных
Первым необходимым условием проведения каждой конференции является наличие письменных правил, которые направляют и определяют деятельность участников и к которым может обратиться председатель конференции в сомнительных случаях или при рассогласованиях. Это могут быть либо постоянные правила, утвержденные в качестве стандартных на последующих сессиях, либо правила, которые необходимо поставить на голосование и принять на самой конференции9.
Правилами процедуры обычно устанавливаются дата и место проведения конференции, повестка дня, состав делегаций, аккредитации, официальные и рабочие языки, права участников, способы ведения прений, формулирования предложений и принятия решений, способы голосования, вопросы протокола и старшинства, формы и процедура ведения конференций.
Дата и место проведения конференции, как правило, обсуждаются заранее и включаются в повестку дня конференции, охватывающую перечень проблем, которые будут обсуждаться на конференции10. Во временную повестку дня или ее проект вносят темы и вопросы, которые предстоит решить в ходе дискуссий, а также очередность обсуждения каждого их них. Проект повестки дня, как правило, рассылается задолго до начала конференции, чтобы дать возможность участникам полнее ознакомиться с проблематикой, предложенной для обсуждения.
Состав
делегаций определяется в ходе предварительных
переговоров, на которых обычно устанавливается
максимальное количество полномочных
представителей, заместителей представителей,
экспертов, советников и т. д. ООН лимитирует
только количество полномочных представителей
(максимум пять), количество заместителей
представителей (максимум пять), предоставляя
участникам возможность самим определить
необходимое число экспертов, советников
и т. д.
Процедура аккредитации связана с юридическим статусом представителей и предусматривает сдачу делегатами своих полномочий, предоставление (подтверждение) полномочий, которые удостоверяют их личность и позволяют действовать от имени их государства11. Полномочия должны выдаваться соответствующими органами каждой страны и подлежат, как правило, проверке в комитете по аккредитации конференции, который докладывает на пленарном заседании о результатах аккредитации.
Правилами
процедуры устанавливаются
Права участников конференции обычно перечислены в правилах процедуры и заключаются:
а) в праве один раз выступить на пленарном заседании по каждому из обсуждаемых вопросов;
б) в праве предложить процедурную поправку (имеется в виду способ ведения заседания). Процедурная поправка немедленно ставится на голосование председателем заседания;
в) в праве на реплику;
г) в праве на возражение (имеется в виду право возражать на нетерпимые или оскорбительные замечания кого-либо из участников).
Способы представления предложений и процедура принятия решений указываются в правилах процедуры и, как правило, состоят в том, что решения принимаются на основе письменных предложений, обсуждаемых участниками, которые позднее формулируются в качестве проекта-резолюции. Предложения в форме поправок к проекту-резолюции представляют до начала процедуры голосования.
Информация о работе Понятие и источники права международных организаций