Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – исследовать международную охрану авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить многосторонние конвенции об охране авторских прав;
2. Охарактеризовать Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
3. Изучить соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав;
4. Рассмотреть международно-правовую охрану авторских прав при использовании интернет-технологий;
5. Исследовать способы защиты авторского права в Интернете.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы авторского права 5
1.1. Многосторонние конвенции об охране авторских прав 5
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности 14
1.3. Соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав 15
Глава 2. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве 19
2.1. Международно-правовая охрана авторских прав при использовании интернет-технологий 19
2.2. Способы защиты авторского права в Интернете 23
Заключение 26
Список литературы
Участниками
Соглашения СНГ являются Азербайджан,
Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия,
Россия, Узбекистан, Украина. Учитывая,
что согласно Соглашению СНГ охрана
предоставляется авторским
Поистине глобальным источником и "распределителем" информации предстает сегодня Интернет. Цифровая природа данных позволяет распространить результаты творческой деятельности мгновенно и широчайшим образом. Вследствие этого объективно катастрофически умножаются ситуации, когда необходимо решить, какой правопорядок применяется и как он должен действовать для целей охраны произведения.
Становится
очевидной необходимость
Действующее законодательство Японии не признает никаких прав в отношении цифрового воспроизведения. Согласно ее авторскому праву произведение можно свободно использовать через 15 лет после смерти автора11.
Таким образом, если в этой стране обратиться с иском о незаконном копировании (воспроизведении произведения) с помощью цифровой передачи, можно ожидать, что дело будет проиграно, так как нет зафиксированного в законе правового основания защитить данный иск. А поскольку отсутствует нормативное решение данного вопроса, любое произведение может быть свободно размножено благодаря легкой и качественной технологии цифрового копирования.
Применительно к решению проблем мультимедиа в Японии в 1990 г. был учрежден подкомитет Совета по авторскому праву в сфере мультимедиа под эгидой Агентства по вопросам культуры, который в рамках специальной рабочей группы разработал в феврале 1995 г. доклад, состоящий из 23 разделов, содержащих предложения и мнения специалистов всех профилей. По оценкам экспертов, работа над соответствующим нормативным актом потребует не менее пяти лет.
Аналогичный подход и практика прослеживаются в Испании. Частное копирование разрешено, хотя и требует оплаты сбора при покупке аудио- или видеокассеты. Однако пока в стране не разрешен вопрос: а подходит ли этот термин для обозначения такого воспроизведения, которое может осуществляться тысячами или миллионами пользователей в сети.
В аспекте второго элемента регулирования следует обратить внимание на деятельность двух специализированных учреждений ООН - ЮНЕСКО и ВОИС, а также других межправительственных и неправительственных международных организаций, которые в течение уже достаточно длительного времени уделяют внимание этим проблемам. Так, проанализировав образовательные, научные и культурные аспекты новых информационных и коммуникационных технологий, Генеральная ассамблея ЮНЕСКО на своей 28 сессии (25 октября - 16 ноября 1995 г.) приняла решение об изучении на региональном уровне и в рамках Программы действий на 1996-1997 гг. влияния электронных мультимедийных коммуникационных технологий (информационных магистралей) на охрану и распространение интеллектуальных произведений и организацию различных сфер коммуникаций в новом контексте цифровой технологии. В соответствии с упомянутым решением был созван Комитет экспертов по коммуникациям и авторскому праву в информационном обществе. По инициативе ЮНЕСКО проведен Международный симпозиум по авторскому праву и коммуникации в информационном обществе (11-14 марта 1996 г., Мадрид). На региональном уровне данными вопросами занимался, например, Комитет экспертов стран Азии, Тихоокеанского бассейна и Ближнего Востока по коммуникациям и авторскому праву в информационном обществе (25-29 ноября 1996 г., Нью-Дели). Другие международные встречи регионального масштаба проходили для Латинской Америки и Канады - в 1996 г, в Боготе, для Европы и Африки - соответственно в 1997 и 1998 гг. Имелось в виду в ходе этих встреч побудить государства урегулировать внутреннее законодательство по такого рода вопросам с целью приведения его в соответствие друг с другом.
Комитетом по праву и законодательству СИЗАК (Международной конфедерации обществ авторов и композиторов) 29-31 мая 1996 г. в Торонто (Канада) обсуждался доклад Рабочей группы, созданной в 1995 г., по новым технологиям и законодательству, в котором рассматривались вопросы правовой классификации передачи в режиме он-лайн, определении законодательства, применимого к случаям цифровой передачи, отнесения мультимедийных средств к той или иной категории.
Доктрина разных стран, включая США, Японию и государства-члены Европейского союза, заостряет внимание на общих проблемах. Но до сих пор не выработано единого мнения о путях их решения. К примеру, согласование концепций в отношении копирования наталкивается на разногласия по одному из аспектов. Все согласны с тем, что использование копировального устройства, копирование данных на гибком диске или загрузка компьютерных программ на жестком диске являются формами воспроизведения, следовательно, при несанкционированном использовании представляют собой нарушения авторского права.
В то же время специалисты спорят, является ли воспроизведение на экране формой копирования, если действующая программа охраняется авторским правом. В США, странах Европы и ВОИС утверждается, что подобные промежуточные копии следует рассматривать как воспроизведение, в Японии защищается другая позиция.
Комитет СИЗАК высказался, в частности, за то, чтобы относить цифровую передачу к воспроизведению, когда в результате ее создаются копии, и к показу, если она просто выводит произведение на экран монитора. При этом предлагалось по-новому подойти к определению понятий "публика", "выпуск в свет", "передача в эфир или распространение по проводам", по крайней мере на уровне законодательств отдельных стран. Такая позиция близка той, которую заняла ЮНЕСКО в ходе работы экспертных комитетов ВОИС над протоколом к Бернской конвенции и новым документом о смежных правах12.
Проблема применения законодательства, которому должна подчиняться трансграничная передача информации в цифровой форме, не урегулирована ни в одном из международных соглашений в области охраны авторских прав, что ставит вопрос об автономии воли в договорных отношениях, характерной для определения применимого права, а следовательно, для установления конкретных объема и характера ответственности при нарушениях авторских прав, согласно положениям национального права определенного государства. Задача создания нормативных регламентов по этому и иным вопросам остается по-прежнему актуальной.
Глобальная компьютерная сеть "Интернет" прочно вошла в нашу повседневную жизнь. За несколько лет число пользователей сети Интернет невероятно возросло. По сравнению с 26 миллионами пользователей в 1995 г. к началу 2006 г. доступом в глобальную сеть, по данным ООН, обладали 1020610000 человек. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 19,5%. В первую тройку стран по числу интернет-пользователей вошли США - около 200 млн., Китай - 111 млн. и Япония - около 100 млн. человек. В России к 2007 г. количество пользователей Интернета увеличится с 20 до 100 млн. пользователей. По этому показателю Россия находится на 11-м месте в мире и на первом среди стран Восточной Европы и СНГ13.
Во Всемирной паутине миллионы человек общаются, совершают покупки, оплачивают счета, "делают бизнес". Посредством Интернета любой желающий может найти разного рода информацию, интересующую его по разным отраслям науки, техники, литературы, искусства; игры, развлечения и т.д.
К сожалению, среди перечисленных достоинств этого творения человеческого разума есть и серьезные недостатки. Так, широкие возможности информационного обмена в Интернете позволяют недобросовестным пользователям использовать его в корыстных целях, совершая тем самым преступления, нарушающие авторские и смежные права. В связи с этим возрастает роль международно-правовых механизмов регулирования информационных отношений в обществе, которые должны включать: 1) эффективное законодательство, предусматривающее, в частности, охрану авторского права и смежных прав, коммерческой и личной тайны, защиту потребителей от ложной информации; 2) ответственность за пиратское распространение информации, защиту товарных знаков и знаков обслуживания и т.д.
При решении этих проблем можно выделить две задачи по защите информации:
1) ограничение доступа к конфиденциальной информации;
2) защита открытой информации от ненадлежащего ее использования.
Наиболее универсальным и надежным техническим инструментом защиты в настоящее время видится применение технологии PKI (Public Key Infrastructure) - систем защиты информации на основе открытых ключей, т.е. систем цифровой подписи с одновременным шифрованием или без него14.
Для
защиты авторских прав чрезвычайно
важно обеспечить авторам возможность
юридически грамотно зафиксировать
факт, время и место интернет-
Проблема защиты интеллектуальной собственности чрезвычайно актуальна для рынка программного обеспечения.
Вполне логично, что при выборе зарубежного партнера иностранные компании стараются минимизировать риски, связанные с этим фактором. К сожалению, сегодня "официальная" статистика несколько неадекватно отражает ситуацию. Уровень пиратства в нашей стране оценивается иностранцами слишком высоко. Правдивых же данных, объективно отражающих ситуацию на рынке, сегодня нет15.
Все большую активность предпринимают ассоциации и сами компании, пропагандируя важность защиты интеллектуальной собственности, соответственно, эта активность должна принести свои плоды. Большое внимание уделяется пропаганде защиты интеллектуальной собственности на государственном уровне.
В условия глобального и информационно открытого рынка для серьезной компании риск быть "пойманной" на использовании нелицензионного программного обеспечения имеет большое значение.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, необходимо принять меры как социального, так и технического характера. К первой группе следует отнести требование соблюдения правовых и морально-этических норм, как в реальном мире, так и в киберпространстве. Размещаемые в Интернете материалы не должны наносить вред кому-либо ни прямым, ни косвенным образом. Обстановка в киберпространстве напрямую зависит от поведения каждого, входящего в него. Поскольку демократические свободы в Сети отнюдь не означают вседозволенности, то возможен компромисс между правами личности на самовыражение, распространение информации и соблюдением прав на личную безопасность всех остальных.
Отношения, которые регулирует авторское право, - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
В настоящее время наиболее эффективным многосторонним международно-правовым договором в области охраны авторских прав остается Бернская конвенция, которая содержит значительное количество унифицированных материально-правовых норм и предоставляет авторам самую высокую степень охраны авторских прав.
Помимо Бернской конвенции документом, регулирующим международные отношения в области авторского права является Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.
Информация о работе Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве