Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – исследовать международную охрану авторских прав.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить многосторонние конвенции об охране авторских прав;

2. Охарактеризовать Всемирную организацию интеллектуальной собственности;

3. Изучить соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав;

4. Рассмотреть международно-правовую охрану авторских прав при использовании интернет-технологий;

5. Исследовать способы защиты авторского права в Интернете.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы авторского права 5
1.1. Многосторонние конвенции об охране авторских прав 5
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности 14
1.3. Соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав 15
Глава 2. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве 19
2.1. Международно-правовая охрана авторских прав при использовании интернет-технологий 19
2.2. Способы защиты авторского права в Интернете 23
Заключение 26
Список литературы

Работа содержит 1 файл

охрана автор прав в МЧП.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 
 

 

Введение

 

     Развитие  международных экономических, научных  и культурных связей, обмен произведениями литературы и искусства, научными достижениями играет важную роль в жизни государств, содействует повышению культуры и образования всех народов, их духовному обогащению, развитию цивилизации. Этот процесс особенно усиливается в условиях глобализации, которая ведет к увеличению издания переводной литературы, росту книжного обмена, постановок на сценах различных стран драматических и музыкальных произведений зарубежных авторов, проведению выставок художников и скульпторов из других государств. В этой связи все острее встает вопрос об охране прав авторов в других странах, а не там, где произведение было создано или обнародовано. Поэтому одной из важных задач является повышение эффективности системы международно-правовой охраны авторских прав. Такая охрана должна осуществляться на основе многосторонних и двусторонних международных договоров.

     Как отмечал М.М. Богуславский, "ценность международной охраны авторского права  должна определяться, прежде всего, тем, насколько она способствует развитию международного культурного и научного сотрудничества, насколько она помогает ознакомлению широких народных масс с достижениями мировой науки, культуры, развитию образования, повышению культурного уровня населения"1.

     Создание  и развитие новых технологий обусловливает  появление новых средств распространения  информации, например, компьютерных баз данных. Все это способствует появлению новых объектов охраны авторских прав, обуславливает необходимость заключения соответствующих международных договоров, направленных на их охрану.

     Как указывал М.М. Богуславский, "...развитие фотографии, средств механической записи, кино, радио и телевидения, использование спутников Земли для телевидения, создание других средств распространения информации - все это отразилось на международной охране авторских прав"2.

     Необходимость охраны интеллектуальной собственности является одной из важных задач, стоящих перед государствами.

     Все это объясняет важность и актуальность проблематики, связанной с международно-правовой охраной авторских прав.

     Цель  настоящей курсовой работы – исследовать  международную охрану авторских прав.

     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Изучить многосторонние конвенции об охране авторских прав;

     2. Охарактеризовать Всемирную организацию интеллектуальной собственности;

     3. Изучить соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав;

     4. Рассмотреть международно-правовую охрану авторских прав при использовании интернет-технологий;

     5. Исследовать способы защиты авторского права в Интернете.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

 

Глава 1. Международно-правовые основы авторского права

1.1. Многосторонние конвенции  об охране авторских  прав

 

     В конце XIX века территориальный характер действия авторского права перестал удовлетворять интересам крупных издательств, которые стремились к наиболее широкой коммерческой реализации своих прав на произведения литературы и искусства. Интересы издательств особенно страдали в странах одного языка.

     В 1886 году была заключена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений3. В дальнейшем она неоднократно пересматривалась на различных конференциях в 1896, 1908, 1914, 1928 годах. В послевоенный период это имело место на конференциях в Брюсселе (1948 г.), Стокгольме (1967 г.) и Париже (1971 г.). Страны, подписавшие конвенцию, образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

     Говоря  об основной, самой "старой", международной  конвенции - Бернской, нельзя не сказать  несколько слов об истории авторского права. Отношения в сфере авторского права законодательно регулируются довольно давно: первым законодательным актом об авторском праве считается английский Закон об авторском праве королевы Анны 1709 г., в котором впервые в мире устанавливалось право авторства. Французские декреты об авторских правах были приняты значительно позже (в 1791 и 1793 годах), и они уже устанавливали более широкий объем авторских правомочий. В России же первый специальный закон об авторском праве появился только в начале XX в.4

     Между тем развитие промышленности, книгопечатания и экспорта книг в середине XIX в. привело  к тому, что разные государства  вынуждены были для защиты экономических  интересов издателей и авторов  заключать международные соглашения.

     Первыми такими соглашениями в области авторского права были двусторонние соглашения между отдельными странами; например, в 1827 - 1829 гг. между германскими государствами и Пруссией было заключено около 30 соглашений о взаимной охране авторских прав. В 1843 г. было заключено соглашение между Сардинией и Францией, в 1849 г. была подписана конвенция между Австрией и Сардинией. Основное правило соглашений сводилось к тому, что страны признавали на своей территории только те права, которые первоначально возникли на территории другой страны - участницы соглашения.

     Однако  вскоре двусторонних соглашений стало  недостаточно, и так называемые литературные конгрессы, состоявшиеся в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX в., в которых  принимали участие делегаты из разных стран, в том числе писатели, ученые и юристы, начали работу по созданию основных элементов универсального закона об авторском праве. Для решения организационных и других практических задач на конгрессе (1878), председателем которого являлся В. Гюго, была создана Международная литературная ассоциация, в 1884 г. переименованная в Международную литературную и художественную ассоциацию. Эта международная ассоциация и явилась в результате основным разработчиком первой международной конвенции об авторском праве, заключенной в 1886 г., - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Разработчикам конвенции было необходимо преодолеть различия в законодательстве отдельных стран, и потому основным принципом, положенным в основу этого документа, явился принцип национального режима, т.е. обязанность страны - участницы предоставлять иностранному автору тот же объем прав, который предоставляется национальному автору. Кроме того, устанавливался тот правовой минимум, который обязательно должен содержаться в национальных законодательствах стран - участниц.

     Для рассмотрения проекта конвенции  Правительство Швейцарии созвало  международную конференцию в  г. Берне с участием представителей 14 государств. 9 сентября 1886 г. представители 10 государств - Англии, Бельгии, Гаити, Германии, Испании, Италии, Либерии, Туниса, Франции и Швейцарии - подписали конвенцию.

     Кроме обязанности стран - участниц предоставлять  иностранным авторам "национальный" режим охраны, в Бернской конвенции  закреплялось также исключительное право автора на перевод своих произведений, право на воспроизведение и распространение, а также право на публичное исполнение произведений. Срок действия авторского права, установленный Бернской конвенцией, составляет всю жизнь автора и 50 лет после его смерти.

     Естественно, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений с  момента создания претерпела значительные изменения, но до сих пор она является главным международным "инструментом" в сфере охраны авторских прав. Бернская конвенция действует для стран-участниц в различных редакциях. В ней участвует большое число стран (128 государств, включая США, для которых она вступила в силу с 1 марта 1989 г.). Для РФ Бернская конвенция в редакции 1971 года действует с 13 марта 1995 г.

     Конвенция состоит из материально-правовых норм, посвященных охраняемым произведениям, критериям для предоставления охраны кинематографическим произведениям, произведениям архитектуры и определенным художественным произведениям, личным неимущественным правам автора; срокам охраны произведения и иным не менее важным институтам авторского права.

     Термин  «литературные и художественные произведения» в соответствии с  Конвенцией охватывает любую продукцию  в области литературы, науки и  искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

     Охрана, предусмотренная Конвенцией, применяется:

     1) к авторам, которые являются  гражданами одной из стран  Союза, в отношении их произведений  вне зависимости от того, опубликованы  они или нет;

     2) к авторам, которые не являются  гражданами одной из стран  Союза, в отношении их произведений, впервые опубликованных в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

     Под «опубликованными произведениями»  следует понимать произведения, опубликованные с согласия их авторов, вне зависимости от способа изготовления экземпляров при условии, что количество имеющихся в обращении экземпляров способно удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение архитектурного произведения.

     Как правило, авторы пользуются охраной  по Конвенции в отношении произведений в стране происхождения в соответствии с ее национальным правом, а в  странах — участниках Конвенции  они пользуются теми же правами, что и граждане этих стран. Страной происхождения в соответствии с Бернской конвенцией считается:

     1) для произведений, впервые опубликованных  в какой-либо стране Союза,  — эта страна;

     2) для произведений, опубликованных  одновременно в нескольких странах Союза, предоставляющих различные сроки охраны, — та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;

     3) для произведений, опубликованных  одновременно в какой-либо стране, не входящей в Союз, и в одной  из стран Союза, — эта последняя страна;

     4) для неопубликованных произведений  или для произведений, опубликованных  впервые в стране, не входящей  в Союз, без одновременного опубликования  в какой-либо стране Союза,  — та страна Союза, гражданином  которой является автор, при  условии, что в отношении кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное место жительства в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна, и в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна.

     Срок  охраны, предоставляемой Конвенцией, составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо — если в течение 50 лет со времени создания такого произведения это событие не наступит — что срок охраны истекает спустя 50 лет после создания произведения.

     Законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений, однако этот срок не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

     Бернская  конвенция установила существенные ограничения свободного использования  произведений, длительные сроки охраны авторских прав, формальности в отношении регистрации произведений, что послужило причиной неприсоединения к Конвенции по экономическим причинам ряда развивающихся и иных стран.

Информация о работе Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве