Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – исследовать международную охрану авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить многосторонние конвенции об охране авторских прав;
2. Охарактеризовать Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
3. Изучить соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав;
4. Рассмотреть международно-правовую охрану авторских прав при использовании интернет-технологий;
5. Исследовать способы защиты авторского права в Интернете.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы авторского права 5
1.1. Многосторонние конвенции об охране авторских прав 5
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности 14
1.3. Соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав 15
Глава 2. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве 19
2.1. Международно-правовая охрана авторских прав при использовании интернет-технологий 19
2.2. Способы защиты авторского права в Интернете 23
Заключение 26
Список литературы
В 1967 г. была проведена Стокгольмская конференция, которая внесла изменения в Бернскую конвенцию. Она предоставила автору охрану, если он: а) являлся гражданином страны Бернского союза (имеются в виду опубликованные и неопубликованные произведения); б) не являлся гражданином страны Бернского союза, но опубликовал впервые (или одновременно) свое произведение в одной из этих стран. Авторы, которые не являются гражданами какой-либо страны Союза, но имеют свое обычное место проживания в одной из них, приравниваются к авторам - гражданам этого государства независимо от того, где произведение было опубликовано.
В
ходе Стокгольмской конференции
был принят Протокол. В этом Протоколе
целый ряд вопросов авторского права,
сроков охраны, права перевода, права
на воспроизведение был решен
в интересах развивающихся
В дальнейшем значительные изменения были внесены в Бернскую конвенцию на конференциях, состоявшихся в Париже в 1971 г. по одновременному пересмотру Бернской и Всемирной конвенций. Целью Парижской конференции было обеспечить универсальный характер Бернской конвенции и создать условия для участия в ней развивающихся государств, перед которыми стояли проблемы экономического, социального и культурного развития. В результате работы конференции был принят Дополнительный раздел, озаглавленный "Специальные положения, относящиеся к развивающимся странам". Дополнительный раздел расширяет список содержащихся в Бернской конвенции исключений из исключительных прав авторов, включая право на воспроизведение и право на перевод (ст. 2bis, 10bis, п. 2 "b" ст. 30).
Вторым основным многосторонним международным соглашением является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве7. Она была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 году. В конвенции участвует 90 государств, причем ее участниками является ряд государств (в частности, страны американского континента), не участвующих в Бернской конвенции. Для СССР (РФ) конвенция в редакции 1952 года действует с 27 мая 1973 г., в редакции 1971 года — с 13 марта 1995 года.
Как и Бернская, Всемирная конвенция основана на принципе национального режима и содержит нормы, позволяющие обеспечивать необходимый минимальный уровень охраны прав авторов в странах - участницах, а также такой способ ограничения прав авторов, как выдача при определенных условиях так называемой принудительной лицензии.
Основным отличием Всемирной конвенции от Бернской является отсутствие обратной силы, т.е. нормы конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах - участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции.
Основные положения ст. 2 Всемирной конвенции об авторском праве:
1)
произведения, выпущенные в свет
гражданами любого
2)
не выпущенные в свет
3) для целей указанной Конвенции любое Договаривающееся Государство может своим внутренним законодательством приравнять к своим гражданам любое лицо, постоянно проживающее в этом государстве.
Срок охраны авторских произведений устанавливается Всемирной конвенцией следующим образом: он не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти. Однако любое Договаривающееся Государство, которое на дату вступления в силу в этом государстве Конвенции ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени их первого выпуска в свет, может оставить в силе такие исключения и распространить их на произведения других категорий.
Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче 25 лет, считая со времени их первого выпуска в свет. Также любое Договаривающееся Государство, в котором ко времени вступления в силу на его территории указанной Конвенции срок охраны не исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, может исчислять этот срок со дня первого выпуска в свет произведения или со дня его регистрации, предшествовавшей выпуску в свет, при условии, что срок охраны не может быть короче 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет или со дня регистрации произведения, предшествовавшей его выпуску в свет.
Под
«выпуском в свет» для целей
названной Конвенции следует
понимать воспроизведение в материальной
форме и распространение среди
публики экземпляров
В ст. 5 Всемирной конвенции подчеркивается, что авторское право включает в себя «исключительное право автора делать и выпускать в свет переводы и разрешать делать и выпускать в свет переводы произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции».
Конвенцией установлен специальный знак охраны авторских прав (copyright), представляющий собой графически букву «с» в круге. Данный знак может проставляться на книге или ином произведении, подлежащем защите. В случае, если такой значок не стоит на объекте авторского права, это означает, что данный объект авторского права в странах — участниках Всемирной конвенции не охраняется.
СССР присоединился к данной Конвенции 27 мая 1973 г., и именно эта дата до сих пор является своеобразной точкой отсчета для определения охраняемости либо неохраняемости произведений иностранных авторов. Присоединение СССР к Всемирной конвенции сыграло важную роль в изменении действующего на тот момент национального законодательства - оно было "подтянуто" под международные нормы в этой сфере. Кроме того, произведения российских авторов стали охраняться за рубежом, что позволило нашим авторам наконец-то получать авторское вознаграждение за перевод их произведений на иностранные языки.
В последние годы в международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Это связано с заключением Стокгольмской конвенции от 14 июля 1967 г.8, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). СССР стал ее участником. Членами ВОИС являются 166 государств, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Литва и др.
В
настоящее время ВОИС является специализированным
органом Организации
Согласно ст. 2 Конвенции, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Об уважении прав на интеллектуальную собственность говорится и в Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Понятие
«интеллектуальная
В международных отношениях конкретное регулирование осуществляется не Конвенцией об учреждении ВОИС 1967 года, а соответствующими международными соглашениями в области авторского и патентного права.
Решение на основе полной добровольности вопросов взаимной охраны авторских прав призвано способствовать дальнейшему углублению культурного и научного сотрудничества России с другими государствами, в том числе и со странами СНГ, и улучшению его организационных форм, повышению моральной и материальной заинтересованности творцов произведений науки, литературы и искусства в развитии этого сотрудничества.
В прошлые годы соглашения Советского Союза о культурном сотрудничестве, с другими странами иногда дополнялись двусторонними соглашениями по вопросам взаимной охраны авторских прав. Первым таким соглашением было соглашение с Венгрией, заключенное 17 ноября 1967 г. Новое соглашение с Венгрией было подписано в 1978 году. У СССР имелись такие соглашения с Болгарией (1971 и 1975 г.), ГДР (1975 г.), Польшей (1974 г.), Чехословакией (1975 г.) и Кубой (1985 г.), а также с Австрией (1981 г.), Швецией (1986 г.). Эти соглашения (кроме соглашений с ГДР и Болгарией) действуют и в настоящее время.
В
этих договорах на основе взаимности
устанавливался принцип национального
режима в отношении охраны произведений
авторов-граждан
Советско-австрийское Соглашение, вступившее в силу с 11 июля 1983 г., обеспечивает на территории России охрану только в отношении неопубликованных произведений австрийских авторов (независимо от даты их создания, при условии, что не истекли сроки действия авторских прав).
После распада СССР перед странами Содружества Независимых Государств (СНГ) возникли проблемы, связанные с охраной авторских прав, которые были разрешены путем заключения международного многостороннего договора. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав10 было принято в Москве 24 сентября 1993 г. В нем участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу 6 мая 1995 г.
Центральным положением Соглашения СНГ является норма (ст. 1), согласно которой государства-участники обеспечивают на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции в редакции 1952 г., исходя из того, что дата вступления в силу этой Конвенции для СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой государство-участник считает себя связанным ее положениями. Иными словами, Соглашение СНГ предусматривает, что охрана авторских прав в странах-участницах осуществляется на основе Всемирной конвенции в редакции 1952 г. Причем охрана предоставляется авторским правам, возникшим после 27 мая 1973 г.
Для того чтобы расширить охрану авторских прав, государства-участники Соглашения СНГ (ст. 3) приняли на себя обязательство разработать и принять законопроекты, которые обеспечивали бы охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм от 29 октября 1971 г., Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций телерадиовещания от 26 октября 1961 г.
Согласно Соглашению СНГ (ст. 5) государства-участники будут способствовать созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций в сфере управления авторскими правами на коллективной основе, заключению между этими организациями соглашений о сотрудничестве.
В отличие от других конвенций по авторскому праву Соглашение СНГ содержит норму относительно налогообложения. Оно (ст. 6) определяет, что государства-участники заключат соглашения, в которых будут решены вопросы об избежании двойного налогообложения авторского и иного вознаграждения.
Информация о работе Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве