Основные принципы и цели социал-демократизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:34, реферат

Описание работы

Для социалистических партий Франции, Италии, Испании, Греции и Португалии понятие "социал-демократия" совпадает с деятельностью самой партии. Применительно к ним используются понятия "социализм", "латинский социализм" или "средиземноморский социализм". Они отличаются от социал-демократических партий Скандинавии, Великобритании, Германии, Австрии некоторым уклоном вправо. По-видимому, это произошло под бременем опыта длительного пребывания у власти.

Содержание

Введение
Идейные истоки социал-демократии 3
Цели социал-демократизма 6
Три модели социальной политики государства 8
Взгляды современной социал-демократии 11
Заключение
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и цели социал-демократизма.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

     Социал-демократические  и социалистические партии столкнулись  с тем, что в конечном счете им пришлось проводить в основе своей ту же, хотя и несколько скорректированную и "социализированную", монетаристскую политику, политику сдерживания инфляции и сокращения государственных расходов. В связи с этим перед социал-демократами встал вопрос: как сохранить основные черты "шведской модели" в условиях открытой экономики?  

     Сейчас  в Европе говорят о конкуренции  двух типов социализма в социал-демократии. Традиционного социального "в стиле Л. Жоспена", лидера французских социалистов и нынешнего премьера Франции, возглавляющего левое, с участием коммунистов, правительство при правом президенте Ж. Шираке, и либерального "в стиле Т. Блэра", премьер-министра лейбористского правительства Великобритании.  

     Совсем  недавно ведущие деятели европейской  социал-демократии Т. Блэр и Г. Шредер, канцлер ФРГ, - выступили с новым  программным документом, названным "Социал-демократический манифест". Авторы выдвигают концепцию модернизации социальной политики государства, а  не ее демонтажа, как хотели бы некоторые  правые. Манифест провозглашает концепцию  новой социал-демократии, учитывающей  реальные изменения в мировой  экономике, процессы глобализации, опору  на социально активные слои общества.  

     Тем не менее этот документ, отражающий реальные процессы политической эволюции социал-демократических правительств в Европе вызвал неоднозначную реакцию.  

     Представители левого крыла социал-демократии - лидер  французских социалистов Л. Жоспен и видный деятель германской социал-демократии О. Лафонтен - выступили с резкой критикой ряда положений этого манифеста  с традиционных социал-демократических  позиций.  

     Однако  по-прежнему важнейшим принципом  социалистического понимания роли государства остается концепция  социально ответственного государства, противостоящая идее государства - "ночного  сторожа", концепция диалога между  предпринимателями и профсоюзами под эгидой демократических институтов. В этом смысле социал-демократия сейчас находится "в обороне", защищая основные элементы социального государства. Поэтому социалистическая политика порой окрашивается в не свойственные ей в прошлом консервативные тона. 
 
 

                                          
 
 

                                       
 
 
 
 

                               Взгляды современной социал-демократии 
 

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства  и братства.

Защиту  прав человека.

Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в  консерватизме).

Политический  и идеологический плюрализм.

Социально ориентированную рыночную экономику  в противовес абсолютизированному  свободному рынку.

Ограниченное  государственное регулирование  экономики.

Создание  эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах  рабочих и мелкого предпринимательства.

Принцип справедливой торговли.

Равноправие и защиту всех форм собственности.

Создание  мощного государственного сектора  в экономике, конкурирующего на равных с частным.

Национализацию  стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.

Социальное  партнерство между трудящимися  и работодателями

Сотрудничество  с профсоюзами.

Сокращение  разрыва между богатыми и бедными.

Поддержку неимущих слоев населения.

Создание  «государства всеобщего благосостояния».

Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:

Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).

Улучшение условий труда рабочих.

Повышение минимальной зарплаты.

Защиту  от неоправданного увольнения.

Борьбу  с безработицей.

Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:

Всеобщее  бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население  страны.

Государственную систему всеобщего бесплатного  здравоохранения для всех граждан  страны.

Государственную помощь в форме пенсий и пособий  по инвалидности и безработице.

Государственную помощь для ухода за детьми.

Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.

Введение  новых законов по охране природы  и окружающей среды (хотя и не настолько  радикальных, как проекты «Зелёных»).

Снятие  ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.

Секуляризированную  и открытую прогрессивную социальную политику.

Внешнюю политику, соответствующую принципам  мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и  неучастие в агрессивных военных  блоках.

Защиту  интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции  и среднего класса.

   Главными оппонентами социал-демократов  в демократических странах на  протяжении последних десятилетий  выступают либералы, а суть разногласий  сводится к дилемме: что важнее – человек, личность, его запросы и желания или же общество в целом, государство, созданное человеком во имя его же блага. Либералы, приверженцы полной свободы человека, видят в индивидуальном успехе наиболее сильных и удачливых людей, составляющих элиту общества, лучший путь к всеобщему прогрессу.  
 

                                                  

                                                       

                                                      Заключение 
 

       Я выяснил, что социал-демократия, находившаяся некогда на обочине политического процесса, превратилась в одно из самых влиятельных массовых движений. В Евросоюзе, например, она в той или иной форме  представлена в 12 из 15 правительств.

       Первоначально социал-демократия  делала основной упор на решение  острых проблем трудовых отношений.  Однако по мере накопления  практического опыта в ее деятельности  стали преобладать политические  аспекты, поскольку стало очевидным,  что коренное решение социальных  проблем требует усилий на  политическом уровне. На этом  этапе важной политической целью  всех социал-демократических партий было существенное расширение своей электоральной базы, дабы не пребывать в роли политического меньшинства, способного лишь предлагать, но не осуществлять решение назревших экономических и социальных проблем. Большинству социал-демократических партий экономически развитых стран удалось, не оттолкнув от себя большинства традиционного электората, расширить влияние на часть новых отрядов работников наемного труда и массовые слои интеллигенции. Однако постепенно ориентация на максимальное расширение электоральной базы за счет различных групп интересов привела к размыванию типа и содержания политических идей.

     В социальной области было ограничено нетерпимое неравенство между верхами  и низами в области потребления, жилищных условий, здравоохранения  и образования. И хотя это неравенство  в различных формах не только сохраняется, но и в отдельных случаях возрастает, оно, в том, что касается по меньшей мере экономически развитых стран, на протяжении многих десятилетий не угрожает общественным устоям.

       Социал-демократические партии сыграли  важнейшую роль в преобразовании  первоначальной модели урезанной  элитарной, цензовой демократии, маскировавшей господство немногих, в современную массовую демократию, основанную на всеобщем, равном  и тайном избирательном праве.  И при всех недостатках, которые  характерны для сложившейся на  базе этого права политической  системы, она пока что представляет  собой наиболее приемлемую из  испробованных на практике форм  государственного правления. 
 
 

                                           Список литературы 

1.Бернштейн  Э. Проблемы социализма и задачи  либерал-демократии. –М., 1901;

2.Гаджиев  К.С. Политическая наука // Пособие  для преподавателей, аспирантов  и студентов гуманитарных факультетов

3.Джилас  М. Настоящее и будущее социалистической  идеи//Рабочий класс и современный  мир, 1990.,№ 5;

4.Джилас  М. Западноевропейская социал-демократия: поиски обновления. – М., 1989;

5.Сорман  Г. Выйти из социализма. – М., 1991;

6.Сорман  Г. Либеральное решение. – М., 1992;

7.Струве  П.Б. Марксова теория социального развития. – Киев, 1906.

8.Орлов  Б.С. Этика как политическая  основа философии социал-демократии  – М.: ИНИОН РАН, 2001.

9.Яскевич  Я.С. и Д.В. Белявцева Основы идеологии белорусского государства (практикум). 
 
 

Информация о работе Основные принципы и цели социал-демократизма