Основные принципы и цели социал-демократизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:34, реферат

Описание работы

Для социалистических партий Франции, Италии, Испании, Греции и Португалии понятие "социал-демократия" совпадает с деятельностью самой партии. Применительно к ним используются понятия "социализм", "латинский социализм" или "средиземноморский социализм". Они отличаются от социал-демократических партий Скандинавии, Великобритании, Германии, Австрии некоторым уклоном вправо. По-видимому, это произошло под бременем опыта длительного пребывания у власти.

Содержание

Введение
Идейные истоки социал-демократии 3
Цели социал-демократизма 6
Три модели социальной политики государства 8
Взгляды современной социал-демократии 11
Заключение
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и цели социал-демократизма.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

                                       

                          Министерство образования Республики  Беларусь

             УО “Белорусский государственный экономический университет” 
 

Кафедра Банковского дела 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Реферат 

по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

на тему: Основные принципы и цели социал-демократизма 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент

ФФБД, 1-й  курс, ДФК-1                            _________                              Е.А.Беспалый

                                                      26.09.11                          
 

Проверила

Канд. экон. наук,                                     __________                             М.М.Козлова

Доцент                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        

                                      Содержание 
 

Введение                                                                                    

Идейные истоки социал-демократии                                                              3 

Цели  социал-демократизма                                                                             6 

Три модели социальной политики государства                                            8 

Взгляды современной социал-демократии                                                   11 

Заключение                                                                                                      

Список  литературы                                                                                         12                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               
 
 

                                             Введение 

     Уже более столетия социал-демократия остается одной из наиболее популярных идеологических доктрин. Под этой идеологией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал, и к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри этого движения есть различные его направления: социально-философское, идеологическое и политическое. Например, для социалистических партий Франции, Италии, Испании, Греции и Португалии понятие "социал-демократия" совпадает с деятельностью самой партии. Применительно к ним используются понятия "социализм", "латинский социализм" или "средиземноморский социализм". Они отличаются от социал-демократических партий Скандинавии, Великобритании, Германии, Австрии некоторым уклоном вправо. По-видимому, это произошло под бременем опыта длительного пребывания у власти. Существуют "скандинавская" или "шведская" модели, "интегральный социализм", основывающиеся на австромарксизме. Выделяют "фабианский социализм", "гильдейский социализм" и т.д. Специфика есть и у германского, французского, испанского вариантов социал-демократии. Необходимо отметить и то, что социал-демократия имеет богатую историческую традицию.

     Очевидно, что мы имеем дело с весьма сложным  и многоплановым явлением. Об этом, в частности, свидетельствует огромная литература по данной проблематике как на Западе, так и у нас в стране. Этим объясняется тот выбор основных вопросов, которые рассматриваются в этой главе, относящейся к характеристике общих контуров социал-демократии. 
 
 

                                        

                                    Идейные истоки социал-демократии

 
 
 

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции  и идей социалистов-утопистов. Но несомненно и то, что она получила импульс от марксистской теории и под ее влиянием. При этом главным стимулом утверждения и институциализации социал-демократии являлись формирование и возрастание в конце XIX - начале XX в. роли и влияния рабочего движения в странах с развитым капитализмом. Первоначально почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские партии, призванные отстаивать в политической сфере интересы рабочего класса. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в ряде стран (например, в Великобритании и Скандинавских странах) профсоюзы и поныне являются коллективными членами этих партий.

     Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие  установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о революционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и     общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими партиями. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать также и как историю постепенного отхода от марксизма.

     Реальная  практика заставила руководителей  социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее.

     В экономической и политической борьбе той эпохи они убедились, что  многие требования рабочего класса можно  реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных  перемен. Чуть ли не все социалистические и социал-демократические партии ставили своей целью "разрыв с  капитализмом". Их программы конца XIX - начала XX в. не были революционными в полном смысле этого слова, хотя и содержали известный набор радикальных лозунгов. С самого начала для большинства социал-демократических партий было характерно совмещение революционных лозунгов с оппортунистической, прагматической политической практикой. Постепенно в программах большинства социал-демократических партий брали верх оппортунизм, прагматизм, реформизм. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России, которая перед всем миром воочию продемонстрировала гибельность того революционного пути, который предлагался марксизмом (а в его крайних формах - марксизмом-ленинизмом).

     Следует подчеркнуть, что по основополагающим идеям марксизма о революции, непримиримой классовой борьбе, диктатуре  пролетариата в первые два десятилетия XX в. обозначился раскол в рабочем  движении и социал-демократии. Но большевистская революция и созданный вслед  за ней III, Коммунистический интернационал  институциализировали этот раскол. Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически на одной и той же социальной основе и из одних и тех же идейных истоков, по важнейшим вопросам мироустройства оказались на противоположных сторонах баррикад.

     Причины таких событий коренились в самой  природе рабочего движения и социал-демократии. Как бы предвидя возможность появления  диктаторского социализма (согласно марксистской идее - диктатуры пролетариата), руководители реформистского крыла  социал-демократии провозгласили своей  целью построение демократического социализма. Первоначально по этому  вопросу развернулись довольно острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что социализм не может быть недемократическим. Но история, как говорится, распорядилась  по-иному, показав, что наряду с демократическим  бывают нацистский, большевистский и иные варианты тоталитарного социализма.

     Понятие "демократический социализм", по-видимому, впервые было использовано в 1888 г. Б. Шоу для обозначения  социал-демократического реформизма. Позже его использовал Э. Бернштейн, но его окончательному закреплению  способствовал Р. Гильфердинг. В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала разработанная в середине XIX в. Л. фон Штайном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.

     Разработка  основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное  реформирование общества, была предложена Э. Бернштейном. В смысле признания  идеи интеграции рабочего класса в  существующую систему и ее постепенной  трансформации эволюционным путем  большинство современных социал-демократов являются наследниками Э. Бернштейна. Главная его заслуга состояла в отказе от тех разрушительных установок марксизма, реализация которых в России и ряде других стран привела к установлению тоталитарных режимов. Речь идет прежде всего об установках на уничтожение до основания старого мира в лице капитализма, установление диктатуры пролетариата, непримиримую классовую борьбу, социальную революцию как на единственно возможный путь ниспровержения старого порядка и т.д. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии "на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства, которые противоречат идее диктатуры". Социал-демократия отказывается от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству. "Классовая же диктатура принадлежит более низкой культуре", - подчеркивал Бернштейн. Он считал, что "социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию" является "законным наследием" либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. Свобода, сопряженная с ответственностью, говорил Бернштейн, возможна лишь при наличии соответствующей организации и "в этом смысле социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом"

     На  фоне развернувшейся в 70-80-е гг. консервативной волны с характерными для нее  требованиями децентрализации, разгосударствления, сокращения государственного регулирования, стимулирования рынка и т.д. в  социал-демократии растут настроения в пользу отказа от лозунгов национализации, обобществления или социализации и  других традиционных установок демократического социализма. Усиливаются позиции  тех правых кругов, которые всегда сохраняли приверженность частной  собственности на средства производства. Эти настроения характерны для большинства  партий демократического социализма, особенно тех, которые в 80-начале 90-х  гг. находились у власти. Это, в частности, выразилось в том, что эти партии осуществляли, по сути дела, неоконсервативную экономическую политику денационализации, разгосударствления, децентрализации. Следует отметить, что эти изменения в социал-демократии происходили в условиях нарастания кризиса тоталитарной системы в СССР и Восточной Европе с ее тотальным огосударствлением, планированием и уничтожением частной собственности на средства производства. Опыт "реального социализма" воочию продемонстрировал всему миру, что эти его атрибуты не только не кладут конец отчуждению, но и многократно усиливают его, не только не обеспечивают свободу, но и беспредельно расширяют и укрепляют тиранию государства над подавляющей массой населения. Монополия государства на средства производства оборачивается монопольным контролем над человеческими жизнями. 
 
 
 
 
 
 

                                         
 
 
 
 

                                        Цели социал-демократизма 
 

     Важнейшей стратегической целью социал-демократии является движение к государству, понимаемому  как "институциональное государство  всеобщего благосостояния". Наибольшего  успеха на этом пути добились, как это  уже признано всеми, социал-демократы  Швеции. Они смогли осуществить крупномасштабные социальные реформы и преобразовать  функции государства для обеспечения  максимально широких социальных гарантий. Эти реформы выдержали проверку временем, и королевство Швеция стало примером устойчивой социал-демократической модели власти. Становление "государства всеобщего благосостояния" сыграло важную роль в образовании классовой коалиции промышленных рабочих с новым средним классом - наемными служащими.

Информация о работе Основные принципы и цели социал-демократизма