Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:34, реферат
Для социалистических партий Франции, Италии, Испании, Греции и Португалии понятие "социал-демократия" совпадает с деятельностью самой партии. Применительно к ним используются понятия "социализм", "латинский социализм" или "средиземноморский социализм". Они отличаются от социал-демократических партий Скандинавии, Великобритании, Германии, Австрии некоторым уклоном вправо. По-видимому, это произошло под бременем опыта длительного пребывания у власти.
Введение
Идейные истоки социал-демократии 3
Цели социал-демократизма 6
Три модели социальной политики государства 8
Взгляды современной социал-демократии 11
Заключение
Список литературы 12
Европейская социал-демократия прошла
долгий и трудный путь от движения рабочего
протеста против жесточайшей капиталистической
эксплуатации XIX века до успешно действующих,
влиятельных парламентских партий, во
многом определяющих ныне социальный
и политический облик Европейского континента.
В подавляющем большинстве стран ЕС сегодня
правят левоцентристские правительства.
Социал-демократия
Европы зарождалась более столетия
назад прежде всего в среде квалифицированных
рабочих ремесленного типа и пролетариата
крупных промышленных предприятий. Эти
социальные группы были порождены ранними
стадиями индустриализации. Солидарность
и чувство коллективизма обусловливались
как спецификой труда и производственной
деятельности, так и противостоянием обществу
и государству. Не будем забывать, что
всеобщее избирательное право было завоевано
в ходе длительной борьбы рабочих за свои
политические права. Во многих странах
Европы существовал имущественный избирательный
ценз. И социал-демократия стояла во главе
этой справедливой борьбы за гражданские
права трудящихся. Взаимоотношения социал-демократического
движения с государственными институтами,
трактовка роли государства и его реформирования
претерпели за длительный исторический
период серьезные изменения.
Возникнув
как широкое революционное
Современная
социал-демократия исходит из того
(и в этом она опирается на собственный
опыт пребывания у власти), что возможна
и желательна постепенная трансформация
государства в сторону его
большей социальной роли и социальной
ответственности, расширения демократических
процедур и создания соответствующих
социальных гарантий для большинства
населения. В современном мире произошли
серьезные изменения и определенное расширение
социальной базы социалистов. Этому способствовали
пересмотр ряда прежних установок и превращение
социал-демократических и социалистических
партий из рабочих в народные партии. В
60-е и 70-е годы в Европе шел ускоренный
процесс преобразования социал-демократических
партий из преимущественно рабочих по
своему составу, опирающихся на традиционные
левые профсоюзы, в широкие народные партии,
отстаивающие интересы и значительной
части среднего класса, людей интеллектуального
труда, мелкого и части среднего бизнеса.
Этот процесс носил закономерный характер,
так как был связан с сокращением доли
промышленных рабочих в связи с изменениями
в производственной и соответственно
социальной инфраструктурах развитых
капиталистических стран. И это также
способствовало изменению и уточнению
взглядов на роль государственных институтов
и их функции.
Многие
критики социал-демократии, как слева,
со стороны коммунистов, так и
справа, обращают внимание на отказ
социал-демократии от революционных
методов преобразований, указывая на
ее непоследовательность, оппортунизм
и отход от своих исторических
традиций. Однако эта критика не
справедлива. Во-первых, еще со времен
Берн-штейна реформистский подход в политике
социал-демократов играет основную роль.
Но это вовсе не исключает возможность
использования социалистами радикальных
революционных методов. Как известно,
социалисты и -социал-демократы считают
революционную борьбу, в том числе с применением
вооруженных средств, оправданной в выступлениях
против диктаторских, фашистских, тоталитарных
режимов и вовсе не отказываются от них
в принципе, как это утверждают недобросовестные
оппоненты. Из истории мы хорошо знаем,
какую роль сыграли социалисты в союзе
с коммунистами в антифашистском Сопротивлении
в Испании, Франции, Италии и других странах
Европы. То же можно сказать и о борьбе
социалистов и других левых демократов
против военных диктатур второй половины
XX века в странах Латинской Америки.
Как
же понимают современная социал-демократия
и социалистическая мысль роль и
значение государственных институтов?
По этому вопросу существует весьма обширная и серьезная литература. Он нашел отражение в действующих ныне документах Социалистического Интернационала и в работах современных классиков и ведущих теоретиков демократического социализма. Огромный вклад в развитие социал-демократической теории современного государства внес выдающийся политический деятель, долгое время занимавший пост председателя Социнтерна, германский социал-демократ В. Брандт. В работе "О роли государства", датированной 1971 годом, он сформулировал несколько принципиальных тезисов по этому вопросу.
Так как мир неповторим - так же, как неповторимы и мы, люди, - демократическое государство не может быть организовано без властной структуры. Оно призвано осуществлять суверенные полномочия и при необходимости использовать средства власти, чтобы обеспечить мир в стране, защитить правопорядок и бороться с преступностью.
Не говоря о критических ситуациях, только государство со своими органами, а не кто-то иной, уполномочено отправлять власть. Социал-демократы находятся на стороне сограждан, которые хотят жить в условиях безопасности.
Наше
государство - бдительное и воинственное
по отношению к врагам демократии
- нуждается в подкреплении тем
авторитетом, который основывается
на убеждении и консенсусе, приобретается
путем выборов и назначений, является
подотчетным и может
В условиях современного индустриального общества демократия не может исходить из принципиального разделения государства и общества. Мы понимаем демократию как всеобъемлющий принцип, который, правда, в различных областях нуждается в различном оформлении. Тот, кто в принципе не желает расширения демократии, способствует ее сужению.
Центральные демократические органы, формируемые в результате выборов, не должны превращаться в игрушку могущественных групп по интересам. Или иначе выражаясь: как раз тот, кто стремится к свободному функционированию плюрализма, не может допускать сословной атомизации государственной власти. Выборный парламент должен оставлять за собой последнее слово.
Требования
к государству и обществу должны
быть приведены в надлежащее соотношение
с тем, что является обязанностью
государства и общества. "Отважиться
на расширение демократии" также
означает брать на себя больше ответственности.
Мы нуждаемся и в создании противовеса
той необузданности, проявляющейся
при представительстве
Перечисленные
тезисы весьма важны не только для
понимания современного социал-демократического
взгляда на государство, но и для
понимания механизмов функционирования
демократических государств Европы
и процессов их эволюции. Особенно
в связи с распространяемым у
нас мифом о полезности сведeния
роли государства к минимуму со ссылкой
на якобы западный опыт.
Это
особенно важно, поскольку критики
справа упрекают социалистов в неоправданном
расширении бюрократии в результате
возрастания социальной роли государства
в странах, где у власти долгое
время пребывают
Три модели социальной политики государства
Первой
и самой ранней из подобных систем
в социальной науке считается
созданная германским канцлером
Бисмарком (автором исключительного,
то есть чрезвычайного, закона 1878 года
против социалистов) стратегия дифференцированного
в зависимости от рода занятий
социального страхования, которая
пользовалась поддержкой клерикально-консервативных
групп в континентальной
Вторая
модель - это система классического
социального либерализма, позволяющая
правительству обеспечивать гражданам
лишь необходимый прожиточный
Третья
модель, модель "государства всеобщего
благосостояния", была сформирована
после Второй мировой войны в Швеции.
Суть ее в обеспечении всеобщего прожиточного
минимума, распространяющегося на всех
граждан. Эта система имеет ряд общих черт
с традиционной системой социальных гарантий
в Советском Союзе, также распространявшейся
исключительно на все население. В рамках
такой модели в Швеции все слои общества
подпадали под действие одних и тех же
социальных программ. Состоятельные граждане
охватывались теми же социальными программами,
что и бедняки. И поскольку все пользуются
благами, предоставляемыми "государством
всеобщего благосостояния", каждый
гражданин был готов платить соответствующие
его доходам налоги за пользование этими
благами. Именно поэтому состоятельные
слои Швеции мирятся с очень высокими
налогами, не имеющими аналогов нигде
в Европе. Выплата этих налогов представляется
им необходимой для их же собственного
блага, а не просто для поддержания каких-то
бедняков, которые, по мнению этих слоев,
бедны из-за того, что, возможно, не желают
трудиться. Не случайно, когда в 1973 году,
в период экономического кризиса, буржуазно-либеральное
правительство Швеции попыталось урезать
социальные программы, оно к своему удивлению
натолкнулось на сопротивление большинства
слоев населения, включая и богатых. Объяснялось
это тем, что предложения относительно
сокращения программ всеобщего благосостояния
угрожали интересам всех граждан. Средний
класс также пользовался благами, предоставляемыми
программами социального обеспечения,
и в силу этого готов был защищать эти
блага и платить относительно высокие
налоги ради их сохранения.
Подобная
система вовсе не является перераспределительной.
В отличие от системы так называемой адресной
поддержки наиболее обездоленных, она
проста для реализации в общенациональном
масштабе, не требует дополнительных бюрократических
структур и не практикует "положительной
дискриминации" бедных слоев. Кроме
того, предоставляя преуспевающим блага
наравне с неимущими, "государство всеобщего
благосостояния" имеет тенденцию формировать
общность интересов между классами и различными
по уровню доходов социальными группами.
Этот опыт особенно важен для нас, поскольку,
осуществляя постепенный демонтаж традиционной
советской системы социальных гарантий,
проводя так называемую жилищно-коммунальную
реформу, российские власти избрали чисто
либеральную модель социальной политики,
ориентируясь на адресную социальную
помощь лишь самым неимущим. При этом полностью
игнорируются положительные стороны советского
опыта, европейская традиция и даже особые
климатические условия нашей страны. И
это заведомо обрекает подобные реформы
на провал.
Информация о работе Основные принципы и цели социал-демократизма